Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Несмотря на то что вопросы обеспечения экономической безопасности в последние годы представляют неподдельный интерес ученых, ситуация в данной области постоянно меняется, что требует новых исследований данного феномена. Под экономической безопасностью чаще всего понимается "состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально- политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов"[3]. Т.Г.Антропова считает, что в настоящее время российское общество нуждается в новой научной парадигме, которая в соответствии в вызовы постиндустриальной экономики в условиях посткризисного развития представит качественно новую трактовку принципов институционального проектирования системы национальной безопасности и ее атрибутивного элемента - системы экономической безопасности [1].

Институциональные преобразования 2015 - 2017 гг. направлены на преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления, развитие человеческого капитала и гражданского общества, устойчивое функционирование и развитие национальной экономики. сложной и многоуровневой проблемой, комплексное решение которой требует сосредоточения усилий специалистов различных областей науки, техники, государственных и муниципальных органов управления, а также предприятий и правоохранительных структур. Сегодня экономическая безопасность должна выйти на новый уровень, стать фактором интенсификации производства, стимулом развития производительных сил общества и на этой основе - качественного экономического роста, основанного не только на природоресурсовой экономике.

Экономическая безопасность существует не только как экономическая, но и как правовая категория. Для унификации содержания повышению эффективности деятельности по обеспечению экономической безопасности необходимо выработать единую ее научную модель, провести «в порядок» терминологию в научных разработках и в дальнейшем в законодательстве. Поскольку глобальное реформирование общественной жизни в нашей стране на рубеже XX–XXI веков затронуло в первую очередь сферу административного законодательства, значительный интерес в науке сегодня представляет проведение комплексного исследования роли административно-правового обеспечения экономической безопасности как одного из стержневых элементов обеспечения безопасности личности, общества и государства в России.

Сравнительно-правовое исследование в данной области с опорой на исторический отечественный и современный зарубежный опыт позволит дать оценку перспективам развития и дальнейшего совершенствования правового обеспечения экономической безопасности России. Значительную роль в административно-правовом регулировании обеспечения экономической безопасности страны и отдельных хозяйствующих субъектов призвана сыграть система антикризисного управления, оценка рисков и угроз и адекватное их устранение (или минимизация).

Содержание деятельности по обеспечению экономической безопасности состоит так же в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам  Российской  Федерации,  так  как  состояние  национальной  безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Под административным механизмом в сфере обеспечения экономической безопасности следует понимать систему организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз. Деятельность по обеспечению общей системы безопасности включает в себя:1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных и экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации [6].

Рассмотрим содержание первого направления из перечня указанной деятельности: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности применительно к экономической безопасности. В настоящее время единый подход к прогнозированию, выявлению, анализу методологии оценки состояния экономической безопасности отсутствует. Это обусловлено тем, что экономическая безопасность касается различных сфер деятельности и является сложным и многофакторным понятием. Однако разработаны и действуют методологические подходы к оценке состояния национальной безопасности, которые базируются на теории управления стратегическими рисками, где уже существует понятийный аппарат и предложены модели и алгоритмы оценки стратегических рисков, выполнены масштабные исследования по оценке относительной значимости стратегических рисков [4], что и следует использовать, в том числе, и в экономическом аспекте. Как пишет В.К. Сенчагов: «… определяющий фактор снижения уровня экономической безопасности – взаимодействие различных угроз и индикаторов, их отражающих. Ясно, что не всякое взаимодействие индикаторов опасностей в сфере экономики ведет к дестабилизации социально-экономической системы и нарушению ее защитных механизмов» [5].

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения, мониторинга и ситуационного анализа факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Под мониторингом понимается специально организованное, систематическое наблюдение за объектами, явлениями и процессами с целью их анализа, оценки и/или прогноза. В настоящее время научно обоснованного толкования термина «стратегический мониторинг состояния национальной безопасности» не имеется [2]. Для социально- экономических систем содержание мониторинга не должно ограничиваться только наблюдением, которое не формирует необходимых условий и исходных данных для принятия системных решений. Мониторинг следует рассматривать как многоуровневый и многофункциональный процесс, на основании чего предлагается ввести в научный оборот понятие «мониторинг в области обеспечения экономической безопасности» как специально организованное систематическое наблюдение за объектами, явлениями и процессами, оказывающими воздействие на состояние экономической безопасности.

Ключевым звеном мониторинга является оценка состояния экономической безопасности по всем направлениям ее обеспечения в динамике их развития, что представляет достаточно сложную задачу. Целью такого мониторинга является сбор, накопление и систематизация необходимой информации, анализ и оценка деятельности органов исполнительной власти, прогнозирование развития обстановки, возможных опасностей и угроз экономической безопасности Российской Федерации для полного обеспечения ее национальных интересов во всех сферах деятельности и на всех уровнях.

Итак, по-нашему мнению, чтобы говорить о содержании административно- правового механизма обеспечения экономической безопасности в целях формирования системы обеспечения экономической безопасности в первую очередь необходимо четко выявить риски и угрозы, сдерживающие развитие политических и социально- экономических систем Российской Федерации в целом и ее регионов, особое внимание уделив тем, которые непосредственно отражаются на эффективности обеспечения экономической безопасности всех субъектов хозяйственной деятельности.



Список литературы

 

 

1. Cм: Антропова Т.Г. Автореферат диссертации на соискание степени д.э.н. «Институционализация системы экономической безопасности современного российского государства». Казань. 2010.

2. Афиногенов Д.А., Суворов В.Л. Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в области защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения военной безопасности государства: Монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2013. С. 156.

3. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства: Курс лекций: Учебно- методическое пособие. М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 2012. С. 8.

4.Махутов Н.А., Кузык Б.Н. и др. Научные основы прогнозирования и прогнозные показатели социально-экономического и научно-технологического развития России до 2030 года с использованием критериев стратегических рисков. М., 2011. 136 с.

5. Сенчагов В.К. Методология обеспечения экономической безопасности// Международная безопасность России в условиях глобализации. М.,Издательство Рагс. 2007. С.23

6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"// СПС КонсультантПлюс.