Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

По своей правовой природе Интернет представляет собой совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде, где содержанием правоотношения являются отношения между сторонами.[1]

Правоотношения возникают здесь не по поводу самого Интернета как глобальной компьютерной сети, а по поводу тех объектов, которые так или иначе с ней связаны: информация; информационные ресурсы; электронные документы; информационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры; информационная система; сайт в сети Интернет; информационные услуги; информационные права и свободы; интересы личности, общества и государства в информационной среде; доменные имена; информационная целостность и информационный суверенитет государства; информационная безопасность и другие[2].

Анализируя нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с оказанием Интернет-услуг, необходимо обратить внимание на их многообразие и отсутствие должной систематизации, которая имеет своей целью упорядочение накопленного нормативного правового материала и достижения внутреннего единства правовых установлений, что, в свою очередь, позволит использовать их в качестве эффективного средства обеспечения субъектов права необходимой нормативной правовой информацией.[3]

Среди нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с оказанием услуг (в частности, Интернет-услуг), можно выделить следующие: Конституция Российской Федерации (основа законодательного регулирования отношений на возмездное оказание услуг); Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) (статья 128 выделяет услуги в качестве самостоятельных объектов гражданских прав; глава 39); Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (регулирует определенную совокупность общественных отношений по оказанию услуг в отношении заказчика, не связанных с осуществлением последним предпринимательской деятельности); специальные законы (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон «О связи»; Федеральный  закон  «Об  электронной  подписи»);  нормативные  правовые  акты, принимаемые    на    уровне    Правительства    Российской    Федерации    (постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»); локальные нормативные акты, разрабатываемые самими исполнителями.

Особого внимания заслуживает вопрос субъектного состава сторон. Так, в соответствии с действующим законодательством субъектами указанных правоотношений могут быть: а) физические лица (блогер; владелец сайта в сети Интернет; автор (статья 1257 ГК РФ); обладатель информации; пользователь информации или информационного ресурса; правообладатель; собственник информации; организатор распространения информации в сети Интернет); б) юридические лица (операторы; провайдеры содержания (контент-провайдеры); провайдеры хостинга; провайдеры доступа; провайдеры цифровой идентичности; информационный посредник; лицо, оказывающее услуги либо по передаче информации, представленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации)[4].

В этой связи субъекты правоотношений, складывающихся в сети Интернет, можно подразделить на: потребителей информации и услуг (потребители информации, осуществляющие поиск и получение информации; потребители услуг по хостингу; потребители услуг электронной почты); производителей услуг по подключению и работе в сети Интернет, производителей информационных технологий и средств их обеспечения (собственники поисковых систем, а также непосредственно сами производители информации (обладатели информации).

В соответствии со статьей 779 ГК РФ предметом договора возмездного оказания услуг являются сами услуги, не имеющие материального результата, которые потребляются в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности[5].

Исходя из перечня основных объектов, по поводу которых возникают отношения в сети Интернет, а также субъектного состава, можно предположить, что непосредственным и главным объектом в Интернет-отношениях всегда выступает информация, а предметом, в свою очередь, являются услуги, субъективные права и материальные объекты, вопросы которых регламентированы соответствующими правовыми актами.

Отношения в сети Интернет могут возникать в связи с оказанием: услуг связи: телематические услуги связи (услуги по обеспечению доступа к сети Интернет); услуг хостинга (размещение информационного ресурса абонента на станции сети).

1.                  услуг, непосредственно связанных с информационными технологиями («облачные» сервисы). Исходя из существующей судебной практики наиболее распространенной договорной моделью предоставления «облачного» сервиса является договор возмездного оказания услуг.[6]

2.                  услуг по обработке и предоставлению информации, содержанием которых является обработка и передача информации, имеющей определенные качества (получение информации с различных баз данных; реклама на сайтах и в электронных изданиях, распространяемых через Интернет; маркетинговые исследования с использованием средств сбора статистической информации о потребительском поведении в сети, опросы и дистанционные электронные дискуссии в целевых фокус-группах потребителей; консультирование (передача письменных консультаций и заключений по электронной почте).

В настоящее время Интернет-услуги не только не получили детального регламентирования в российском законодательстве, но и не нашли своего отражения в подготовленных проектах федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В этой связи возникает необходимость разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов для формирования и совершенствования законодательства в области оказания Интернет-услуг.

 

 

Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. № 1. С. 32-34.

2   Volkova M.A., Sitdikova L.B., Starodumova S.J., Shilovskaya A.L. Legal Problems of the Information Services Implementation in Russian Civil Law // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 6. С. 273–281.

3 Ситдикова Л.Б., М.А. Волкова. Услуги в гражданском праве России (курс лекций для магистров).– М.: РГСУ, Галлея-принт, 2016. С. 19-20.

4 Пахомова Е.П. Особенности субъектного состава договора на оказание интернет-услуг. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2016. С.78-80.

5       Ситдикова    Л.Б.     Правовое    регулирование    отношений    в    сфере     оказания    информационных    и консультационных услуг в Российской Федерации: автореф. дисс . ... док. юрид. наук. – Москва, 2009. С. 23.

6   Савельев А.И. Правовая природа «облачных» сервисов: свобода договора, авторское право и высокие технологии. // Вестник гражданского права. 2015. № 5.

 

 

Список литературы

 

 

1. Пахомова Е.П. Особенности субъектного состава договора на оказание интернет- услуг. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции – Екатеринбург, 2016. С.78-80.

2.      Савельев А.И. Правовая природа «облачных» сервисов: свобода договора, авторское право и высокие технологии. // Вестник гражданского права. 2015. № 5.

3.      Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации: автореф. дисс . ... док. юрид. наук. – Москва, 2009. С. 23.

4.      Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. № 1. С. 32-34.

5.      Ситдикова Л.Б., М.А. Волкова. Услуги в гражданском праве России (курс лекций для магистров) – М.: РГСУ, Галлея-принт, 2016. 196 с.

6.      Volkova M.A., Sitdikova L.B., Starodumova S.J., Shilovskaya A.L. Legal Problems of the Information Services Implementation in Russian Civil Law // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 6. С. 273–281.