Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

За время действия закона о банкротстве физических лиц в суды поступило больше 33 тысяч заявлений с просьбой начать процедуру. В стадию производства по делу на данный момент перешло около 14 тысяч дел. Еще более чем в 4,5 тысяч дел проходит реструктуризация долга. Для многомиллионной страны это по-прежнему немного, но тем не менее количество людей, решившихся воспользоваться этим механизмом освобождения от долгов неуклонно растет.

Однако, несмотря на возрастающий интерес граждан к процедуре банкротства физических лиц, на текущий момент не до конца выработаны критерии несостоятельности гражданина – не Индивидуального предпринимателя, и пределы его имущественной ответственности. Недостаточно урегулированы вопросы о финансовом управляющем, как обязательном участнике процедуры банкротства.

Это связано с тем фактом, что длительное время в Российской Федерации никак не регулировалось банкротство физических лиц.

Банкротство гражданина ИП, КФХ – стало возможно с принятием ГК в 1994 году. Банкротство гражданина – не ИП, только с октября 2015 года. Научных работ о банкротстве граждан после 2001 года практически не было. Изменилось законодательство о банкротстве, изменился ГК РФ, что обуславливает дальнейшую актуальность исследования вышеуказанной темы и его научную значимость.[1]

Существующее законодательство о банкротстве физических лиц не в полной мере соответствует современным требованиям гражданско-правового оборота. Необходимо более широко использовать исторический и зарубежный опыт. Требуется более детальное урегулирование процедуры банкротства физических лиц.

Конструкция института банкротства граждан находится в состоянии динамичного развития. В комплекс мер, направленных на совершенствование правового регулирования несостоятельности банкротства следует включить изменения отечественного законодательства о банкротстве, направленные на выделение общих положений и правил о процедурах банкротства.

Поэтому необходимо провести исследование теоретических проблем и практики правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В то же время отсутствует комплексный подход к рассматриваемой проблеме, включающий профилактику и предупреждение банкротства, выявление факта возникновения признаков несостоятельности и окончательного удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства.[2]

В связи с чем, возникает необходимость дать комплексный анализ проблем несостоятельности (банкротства) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями с учетом современного правового регулирования в указанной сфере. Сформулировать теоретические выводы и предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также возможности реализации данных положений на практике.

На современном этапе, изначально вопрос о расширении законодательной базы процедуры банкротства был инициирован государством, как вынужденная реакция на стремительный рост отечественного рынка потребительского кредитования. Общедоступность кредитов потребительских нужд позитивно сказывалась на уровне жизни населения. Однако огромное количество взятых населением кредитов не возвращалось, поэтому в определенный момент темпы роста объемов невозвращенных кредитов стали превышать объемы кредитов выдаваемых. И именно данная ситуация послужила импульсом для рассмотрения вопроса об изменении законодательной базы в сфере имущественных отношений в целом и процедуры банкротства, в частности.[3]

При этом общий объем кредитов, выданных физическим лицам превышает на сегодня 9 трлн. руб., а просроченная задолженность только за прошлый год выросла более чем на 40 % .[4]

Стоит также отметить, что в качестве основного критерия несостоятельности гражданина, выступает, неплатежеспособность должника, которая согласно ст. 213. 4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» выражается в следующем:

-     сумма просроченной задолженности в общем объеме превышает 500 тыс.рублей;

-    требования по уплате задолженности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.[5]

При этом суду достаточно установить хотя бы один из дополнительных критериев неплатежеспособности, которые должны быть выявлены при решении вопроса об обоснованности заявления о банкротстве, для признания заявления обоснованным, на чем акцентируют внимание многие исследователи.[6]

Современный этап развития института банкротств физических лиц в Российской Федерации представляет продолжение многих традиций, которые закладывались на протяжении исторического развития государства, с учетом ряда особенностей, определяющихся различиями экономической системы.

 

 1Суслова, Татьяна Михайловна. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03. – Пермь, 2001. - 185 с.

2Попов, Евгений Юрьевич.Формирование гражданско-правового института банкротства физического

лица в Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Попов Евгений Юрьевич; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т]. - Волгоград, 2011. - 200 с

3Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год: утв.

Правительством Российской Федерации 19.06.2009.

4 Кирилловых А.А. Банкротство физических лиц: новации законодательства о несостоятельности // Законодательство и экономика. 2015.№ 6. С. 7–22.

5 О несостоятельности (банкротстве) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016): Федеральный закон от

26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

6 Ерофеев А.А. Банкротство гражданина-должника как новелла российского законодательства // Современное право. 2015. № 4. С. 79–81.

 

 

Список литературы

 

 

1.             Ерофеев А.А. Банкротство гражданина-должника как новелла российского законодательства // Современное право. 2015. № 4. С. 79–81.

2.             Кирилловых А.А. Банкротство физических лиц: новации законодательства о несостоятельности // Законодательство и экономика. 2015.№ 6. С. 7–22.

3.             О несостоятельности (банкротстве) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

4.             Попов, Евгений Юрьевич. Формирование гражданско-правового института банкротства  физического  лица  в  Российской  Федерации  :  диссертация  ... кандидата юридических наук : 12.00.03 - Волгоград, 2011. - 200 с

5.             Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год: утв. Правительством Российской Федерации 19.06.2009.

 6.             Суслова, Татьяна Михайловна. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03. - Пермь, 2001. - 185 с.