Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕПЯТСТВИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Развитие предпринимательства в современной геополитической ситуации – одно из ключевых условий повышения устойчивости экономики, усиления ее конкурентноспособности. Право на осуществление предпринимательской деятельности – конституционный принцип и закрепленная правовая норма, предоставляющая лицу обеспеченное законом право на ведение предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. В ст. 34 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина свободно использовать свои способности и имущество для реализации конституционного принципа экономической свободы. Данному праву присущи черты как личных, так и имущественных прав. Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ) [3].

В то же время, регулирующая функция государства такова, что декларируя в частности гражданские права, государство оставляет за собой право ограничить их в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вышеуказанное обстоятельство привело к обсуждению в научной литературе препятствующих факторов: их природы, классификации, роли.

Некоторые авторы, например, А. В. Малько отмечают необходимость детального обсуждения препятствующих факторов: «Давно уже назрела потребность в разработке теории препятствий, связанной с вопросами оптимизации правового стимулирования и правового ограничения, с выявлением наиболее типичных и вредных для юридической организации общественных отношений и помех, с их понятием, классификацией, различным проявлением в правовой системе современного общества» [4].

В классификации, предложенной А. В. Малько, препятствия разделяются на поддающиеся управлению и не поддающиеся (стихийные бедствия); препятствия, проявляющиеся как отсутствие необходимых для эффективного управления условий, и препятствия, представляющие собой наличие конкурирующих с управлением механизмов (изготовление контрафактной продукции); с точки зрения субъектов права препятствия могут разделяться на исходящие от отдельных граждан, от юридических лиц, от государственных или муниципальных структур; по характеру воздействия препятствия подразделяются на противозаконные стимулы и противозаконные ограничения.

Выделять препятствия формального (несовершенства законодательной базы) и фактического характера (организационные) предлагает Е. В. Вавилин [1].

Принимая во внимание область нашего исследования, которой является предпринимательская деятельность в целом, предлагается к вопросу препятствий подойти с точки зрения категоричности их проявления. Так, препятствия, установленные в равной степени для всех субъектов предпринимательской деятельности и которые нельзя обойти никаким способом, предлагается именовать запретами, а препятствия, которые перестают быть таковыми после совершения субъектами предпринимательской деятельности определенных действий, – ограничениями.

В российском законодательстве существует множество запретов осуществления предпринимательской деятельности, распространяющихся на всех без исключения субъектов: запрет на осуществление деятельности, прямо запрещенной законом (запрет на незаконные производство,сбыт наркотических средств (ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации); запрет на производство, сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ) и др.

К иной группе запретов можно отнести запреты, касающиеся только определенной группы лиц. При этом, на лиц, не входящих в ограниченный законодательством круг субъектов, запрет не распространяется. Прямой запрет на осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации установлен для гражданских служащих (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ); военнослужащих (п. 2 ч. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ); членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы (п. «в» ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ), осуществляющих свои полномочия на постоянной основе депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (ч. 7 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ) и др. Так, ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и во внеслужебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору.

К препятствиям другого рода относятся ограничения предпринимательской деятельности. Всю обширную группу ограничений можно условно классифицировать на установленные законодателем и установленные иными участниками хозяйственного оборота. Рассмотрим каждую группу подробнее.

В настоящее время в Российской Федерации определены виды деятельности, для осуществления которых необходимо удовлетворять установленным требованиям. В качестве подтверждения соответствия субъекта таким требованиям выдается документ установленной формы. Широко распространенным примером данной группы ограничений предпринимательской деятельности является лицензирование.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ в ст. 12 приводит ограниченный перечень лицензируемых видов деятельности, к которым, например, относятся разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного     получения                       информации;                          разработка    и    производство   средств    защиты конфиденциальной информации; производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции; разработка,производство,испытаниеиремонт авиационной техники.

Еще одним примером законодательно установленных ограничений предпринимательской деятельности является институт саморегулирования деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Так, в соответствие с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

На практике данное требование означает обязанность индивидуального предпринимателя или юридического лица вступить в саморегулируемую организацию (СРО), предварительно внеся денежные средства на невозвратной основе в компенсационный фонд такой СРО, и предоставив доказательства наличия в штате работников необходимой квалификации. В отношении отдельных физических лиц данная группа ограничений воплощается, например, в виде требований о необходимости прохождения повышения квалификации каждые пять лет или наличия определенной группы допуска к тем или иным работам.

Все большее распространение и значение приобретает другая группа ограничений – ограничения, установленные иными участниками хозяйственного оборота.

 Стремление государства к повышению конкуренции в области поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд привело к принятию в 2005 году Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ и разработке на его основе Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, регламентируя основные принципы размещения заказов для отдельных заказчиков, наложил на последних обязанность по составлению более конкретного, чем сам федеральный закон, документа, который бы детально определял весь процесс закупок. Тем самым заказчики, подпадающие под действие данного федерального закона, получили возможность самостоятельно устанавливать требования к субъектам предпринимательской деятельности, которые хотели бы поставить товары, выполнить работы или оказать услуги данным заказчикам.

На практике вышеуказанное обстоятельство привело как к положительным результатам: при добросовестности заказчика в установлении требований к участникам закупок многие субъекты предпринимательской деятельности получили возможность принять участие в таких закупках; в противоположной ситуации, когда заказчик формулировал требования, которым могла бы удовлетворять только одна организация из представленных на рынке, иные субъекты были искусственно выведены из числа потенциальных поставщиков.

К этой же группе ограничений можно отнести и требования, выдвигаемые банками и иными кредитными организациями при обращении к ним субъектов предпринимательской деятельности для получения денежных средств.

Анализ группы ограничений, установленных иными участниками хозяйственного оборота, позволяет их также разделить на две группы: законные и незаконные.

В случае выявления незаконных ограничений, субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность обратиться за защитой нарушенных прав в установленном законом порядке, однако не всегда меры, принятые впоследствии для защиты или восстановления нарушенного права являются своевременными и достаточными. Так, например, в решении Арбитражного суда Оренбургской области от 29.03.2013 г. по делу № А47-17065/2012 в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении требований о понуждении муниципального заказчика внести изменения в документацию о торгах указано то обстоятельство, что поскольку за время рассмотрения требований заявителя в суде был заключен и исполнен контракт, то восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя не произойдет.

Таким образом, вопрос о препятствиях при осуществлении предпринимательской деятельности является одним из наиболее актуальных особенно на фоне предпринимаемых нашим государством мер по стимулированию развития данного вида деятельности. Следует отметить, что нормы действующего законодательства Российской Федерации, касающиеся разрешения вопросов, возникающих в ситуациях ограничений осуществления предпринимательской деятельности, в том числе незаконных, еще не представляют собой слаженного механизма правового регулирования, распространяющего свое действие на все без исключения случаи хозяйственной жизни: работа над ними только началась.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Вавилин Е.В. Препятствия и их ограничения в предпринимательской деятельности/ Е. В. Вавилин // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2011. –№ 1 (12). – Режим доступа:      http://www.jurvestnik.psu.ru. (дата обращения: 15.10.2016).

 2.      Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

 3.      Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

4.      Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994.184 с.

 5.      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

6.      Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.

7.      Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» //Собрание законодательства РФ. 01.06.1998. № 22. Ст. 2331.

 8.      Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. №28. Ст. 3466.

9.      Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.

10. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. № 19. Ст. 2716.

11. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Утратил силу.

12. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.