Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ ПОМОЩЬ И ЛЕЧЕНИЕ – ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Опыт отечественной курортологии составляет почти 300 лет, однако в настоящее время объемы и качество санаторно-курортного обслуживания и лечения существенно снизилось за счет уменьшения бюджетных ассигнований на здравоохранение и размеров средств, выделяемых ФСС на эти цели. Так, по данным статистики, с января по сентябрь 2014 года правом на санаторно-курортное лечение воспользовались всего 4,6% инвалидов в возрасте старше 15 лет, никогда не были на санаторно-курортном лечении 61,1% инвалидов, проходили санаторно-курортное лечение более 5 лет назад 22,2%, от 2 до 5 лет назад-9,5% [1]. В тоже время уровень заболеваемости населения растет, с 2002 года по 2014 год количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые, выросло на 8661 человек[2], за период с 1990 по 2014 годы уровень заболеваемости увеличился с 96322 человек до 114989человек[3], несмотря на развитие медицины. Общая численность инвалидов с 2009 года незначительно сократилась, но в тоже время замечается увеличение количества детей-инвалидов и инвалидов с детства – с 2012 по 2015 год эту категорию пополнили 44428 человек[4]. В сфере травматизма при выполнении трудовых обязанностей ситуация складывается также не лучшим образом, на фоне ухудшения условий труда и сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Льготы на санаторно-курортное лечение установлены законодательством РФ как мера дополнительной медико-социальной помощи населению. Субсидии для льготного пребывания в санатории полагаются определенным группам граждан, признанным нуждающимися в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям.

 Основополагающей     нормативно-правовой     базой,      устанавливающей      порядок предоставления данного вида субсидий, является:

   ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

    Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Выдача льготных путевок в санаторий – процесс заявительный. То есть человек сам должен изъявить желание и запросить предоставление путевки. Порой лечащий врач самостоятельно рекомендует прохождение санаторного лечения, но это не является обязательным и достаточным условием.

Для того чтобы получить субсидированную путевку в санаторий нужно чтобы заявитель одновременно отвечал двум требованиям:

   Относился к группе лиц, имеющих право на такую субсидию по закону;   Имел медицинские показания.

Многие ошибочно принимают такие субсидии за бесплатную путевку в отпуск. На  самом деле льготы на санаторно-курортное лечение имеют прямую связь с состоянием здоровья заявителя. Чтобы получить субсидию необходимо получить справку 070/У-04. Врач выдает ее в случае, если придет к выводу о том, что пребывание в санатории действительно необходимо. Кроме того не ранее чем за 2 месяца до отправления на курорт заявитель должен получить курортную карту. Оформляется она у того же врача, что и выдал справку 070/У-04.

Важно помнить, что у формы 070/У-04 есть предельный срок действия – 6 месяцев. По истечению этого периода справку нужно будет оформлять заново.

После получения справки 070/У-04 гражданин должен написать заявление на предоставление субсидии в местном отделении ФСС (Фонда социального страхования), где ему и будет выдана путевка.

С собой в санаторий необходимо привезти следующие документы:   Путевку;

   Медицинский полис;

    Санаторную карту;   Паспорт.

В ряде случаев требуется еще заключение медико-социальной экспертизы. Как  правило, это касается инвалидов, поскольку некоторые заболевания предполагают противопоказания к санаторно-курортному лечению в лечебно-профилактических учреждениях определенного типа. Кроме того, в некоторых регионах для получения путевки могут попросить предъявить справку о размере пенсии.

В связи с тем, что начиная с 2005 года в России действует система монетизации льгот, для получения бесплатной путевки в санаторий пенсионер должен оформить официальный отказ от предоставления денежной компенсации за этот вид социальной помощи.

Решение о предоставлении путевки или об отказе в ее выдаче должно быть принято в течение 20 рабочих дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов. Нот получить путевку сразу не удастся – направление в санаторий осуществляется в порядке очереди.

Российское законодательство выделяет два типа лиц, имеющих право на санаторно- курортные субсидии. Право раз в год бесплатно посетить лечебный санаторий имеют:

   Инвалиды и участники ВОВ; 

  Ветераны боевых действий;

   Инвалиды 1,2,3 групп и дети инвалиды;

   Жители блокадного Ленинграда (необходимо иметь наградной знак);   Работники тыла в период ВОВ;

   Пострадавшие от радиации в результате катастрофы на ЧАЭС.

   Члены семей погибших инвалидов и ветеранов ВОВ.

 Наряду с правом бесплатно получить направление в санаторий указанные лица имеют право на:

-   Бесплатный проезд к санаторию на наземном транспорте. (ЖД транспорт, кроме фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности; Экономический класс авиатранспорта; Водный транспорт; Автомобильный транспорт общего пользования (автобусы и т.д.).

-         Талон для покупки льготного билета выдается в отделении ФСС вместе с путевкой. В регионах, откуда выезд наземным транспортом невозможен, ФСС оплачивает и авиабилеты.

-      Для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов закон предусматривает право бесплатно взять с собой одного сопровождающего.

Помимо указанных выше социальных групп законодательство РФ также предусматривает:   Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению;

   Льготы пенсионерам по санаторно-курортному лечению;

   Льготы на санаторное лечение ветеранам труда;

   Льготы офицерам запаса на санаторно-курортное лечение;

Важно помнить, что санаторий не предусматривает предоставление необходимых лекарственных средств кроме тех, что будут выписаны в самом учреждении. Все необходимые медикаменты необходимо получить по имеющимся рецептам заранее по месту своего жительства.

Приказ Министра обороны РФ от 15 марта 2011 года № 333 "О порядке санаторно- курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установил порядок   и    основания   предоставления   военнослужащим   курортно-оздоровительного лечения.

Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению предоставляется также и членам их семей. Оформляется льготная путевка решением Управления санаторно-курортного лечения МО РФ. Чтобы получить субсидию военный пенсионер должен подать заявление непосредственно в Главное военно-медицинское управление МО РФ либо в администрацию санатория. К заявлению необходимо приложить справку по форме 070/У-04, подтверждающую наличие медицинских показаний.

Льготы офицерам запаса на санаторно-курортное лечение предоставляются по аналогичной схеме при условии, что срок службы уволенного в запас офицера в льготном исчислении составляет не менее 20 лет.

Закон «О государственной социальной помощи» предоставляет пенсионерам возможность направления на санаторно-курортное лечение не чаще, чем 1 раз в 2 года. Исключение составляют инвалиды и дети-инвалиды, которым путевки в санаторий предоставляются раз в год, а при наличии особых медицинских показаний – еще чаще.

По закону льготные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, могут выбрать: получать НСУ в натуральной форме или в денежном эквиваленте, полностью или частично.

Право на получение набора социальных услуг имеют:

  инвалиды и участники Великой Отечественной войны; инвалиды и ветераны боевых действий;

   военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награждённые орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

   лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

    члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

   инвалиды и дети-инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации и другие категории граждан.

Набор социальных услуг включает в себя:

  обеспечение необходимыми медикаментами – лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

   предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение (СКЛ) для профилактики основных заболеваний;

   бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 февраля 2016 года стоимость НСУ составляет 995 руб. 23 коп. Распределяется следующим образом:

   обеспечение необходимыми медикаментами – 766 руб. 55 коп.;

    предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение – 118 руб. 59 коп.;

   бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 110 руб. 09 коп.

Если льготник уже подал заявление с отказом от получения НСУ в натуральной форме и намерен получать денежный эквивалент и в последующие годы, то нет необходимости обращаться в Пенсионный фонд до тех пор, пока решение не изменится.

Если гражданин захочет с 1 января следующего года опять воспользоваться набором социальных услуг или право на их получение появилось у него впервые, то до 1 октября нужно подать заявление Пенсионный фонд[5].

Важно отметить, что прежне действующее законодательство о медицинской помощи и лечении предусматривало обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение всех работников государственных предприятий с целью профилактики и предотвращения общих и профессиональных заболеваний, для поддержания их нормальной физической активности и работоспособности. Однако переход к рыночным отношениям, с появившимся разнообразием видов предприятий различных форм собственности, кардинально сократил возможность предоставления такого вида оздоровления для работников.

Рассматривая существующие проблемы санаторно-курортного обслуживания в современной России, мы приходим к следующим выводам:

1.      Особенно остро потребность в формировании самостоятельного профилактического направления в виде Восстановительной Медицины (далее ВМ) проявилась в России на фоне разразившегося социально-экономического кризиса, затронувшего все сферы жизни общества, в том числе и систему здравоохранения.

Немаловажное значение при этом имели такие факторы, как:

А) нереализованность декларированных ранее приоритетов профилактической медицины;

Б) направленность существующих правовых, экономических, социальных, медицинских институтов управления здоровьем на лечение больных и реабилитацию инвалидов, но не на предупреждение болезни;

В) отсутствие цельной инфраструктуры профилактических медицинских организаций, системы подготовки соответствующих специалистов.

2.   В процессе развития ВМ как отрасли медицины, постепенно, исходя из запросов практического здравоохранения и потребности в интеграции различных профилактических технологий, сфера компетенции этого нового направления была расширена от восстановления здоровья у здорового человека до восстановления важнейших функций организма на всех этапах профилактики.

Под восстановительной медициной в настоящее время понимается система научных знаний и практическая деятельность, направленные на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности, или в результате болезни - на этапе выздоровления (ремиссии).

3.      В качестве самостоятельного раздела ВМ рассматривается курортная медицина, имеющая целью сохранение, восстановление здоровья или медицинскую реабилитацию больных на основе использования целебных природных факторов. Предполагается, что в перспективе курортная медицина должна расширить объем санаторно-курортной помощи - от восстановительного лечения больных и инвалидов до оздоровительных мероприятий.

Объединение понятий восстановительной и курортной медицины преследует цель подчеркнуть их методологическое единство и самостоятельную практическую значимость в таком важном и емком по численности персонала разделе ВМ, как курортная медицина[7].

4.      Установленный сегодня размер денежной выплаты взамен путевки на санаторно- курортное лечение (в размере 118р.59 коп.) является необоснованно низким и не может реально компенсировать необходимое лечение гражданина.

5.      Необходимо расширить круг лиц имеющих право на санаторно-курортное лечение, путем предоставления налоговых льгот как организациям, предоставляющим своим работникам путевки, так и медицинским учреждениям, принимающим на лечение этих работников.

Реализация на практике всех перечисленных проектов развития восстановительной медицины, подкрепленная системой социальных, правовых, экономических, морально- этических, культурных акцентов, утверждающих приоритеты профилактической медицины, позволит сделать важный шаг к созданию в России принципиально новой эффективной системы управления динамикой здоровья населения. Данная система, построенная по профилактическому принципу, потребует участия всех государственных, общественных институтов страны и будет способна при этих условиях стать базисной для поддержания и развития отечественного здравоохранения в XXI веке, во исполнение государственной стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 и последующие годы.

  

Медико-социальная экспертиза и социальное обслуживание инвалидов. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

2Заболеваемость населения по основным классам болезней в 200-2014гг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

3 Заболеваемость населения по основным классам болезней в 1990-1998гг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

4Уровень инвалидности в России. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

6 http://subsidii.net

7 : http://www.soiuz.ru/

 

 

Литература и нормативно-правовая база

 

 

1.      Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2010, №49, ст. 6422.

2.      Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Российская газета», №263, 23.11.2011.

3.      Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 (ред. от 01.03.2012) «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2005 №6303) //«Российская газета», №31, 16.02.2005.

 4.      Приказ Минздрава России от 10.12.2013 №916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 №30804) // «Российская газета» (специальный выпуск), №22/1, 03.02.2014.

5.      Основы курортологии, под ред. В. А. Александрова, т. 2, М., 1959 с.

 6.      Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178- ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2009.

7.      Право социального обеспечения России: учеб. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов (и др.); отв. ред. К.Н. Гусов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2012. - 640 с.

8.      Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М.О. Буянова (и др.); под ред. Ю.П. Орловского. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 539 с.

9.      Право социального обеспечения: учеб./М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева – Москва: Кнорус, 2017.