Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРРЕЛЯЦИЯ ПРИЕМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА В СЕГМЕНТЕ ЮСТИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Понятие рынка пришло еще из глубокой древности в эпоху первых экономических отношений. На тот момент хозяйствующими субъектами выступали состоятельная знать, мастера отдельных видов ремесел, а также полисы, представляющие собой социальную общину, аналог современной организации. С течением развития цивилизации происходили метаморфозы общесоциальной жизни населения, что приводило, в свою очередь, к расширению потребностей в новых видах товаров, работ, услуг, тем самым возрастала экономическая фаза сегментации рынка, а следовательно происходил и генезис рыночной конъюнктуры и самого рынка.

Конъюнктурой рынка стала называться экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризующаяся, в свою очередь, уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, валютного курса, динамикой производства и потребления и т.д. [1].

В результате повышения экономической ситуации зиждущейся на востребованности предложения, стали появляться новые хозяйствующие субъекты, число которых увеличивалось пропорционально спросу потребителей. Подобный феномен требовал детального углубленного анализа.

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка дал во второй трети XVI века испанский и перуанский экономист и юрист Хуан де Матьенсо. В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. В своих трудах Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Даже исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) отмечает, что детерминация экономической инновации в общественную динамику была с трудом воспринята обществом к управлению данного явления [2].

На современном этапе подобные отношения все сильнее интегрировались в общественные взаимоотношения граждан. Не остается в стороне и государство, создавая рамки правового поля для участников рыночной конъюгации. Посредством принятия нормативного правового материала, главный участник рыночных отношений, тем самым, координирует экономическую деятельность, что в свою очередь гарантирует безопасность хозяйствующим субъектам в осуществлении ими своей деятельности.

Говоря простым языком, рынок – это сложная система отношений между покупателями и продавцами. Сложная она потому, что здесь применим особый механизм урегулирования данного рода отношений. Посредством применения экономических способов регулирования, рынок нельзя оставлять без юридического внимания. Отсюда и возникает проблематика применения возможных рычагов для оказания воздействия на рыночно-конкурентные отношения.

В экономической теории называется несколько методов регулирования рыночных отношений. Как сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, рынок выполняет важные функции организационного характера, такие как саморегулирование экономики, учет товаропроизводства и потребительского спроса, стимулирование участников рынка в конкурентной борьбе. Суть системного метода, как экономического регулирования рынка, вывел еще А. Смита. Смысл заключается в том, что рыночный обмен товара на деньги выгоден продавцам и покупателям. Это приводит к дифференциации, а равно к рыночной сегментации (разделения труда на специализацию производства). Данный метод описывает технику взаимодействия субъектов рыночных отношений, однако не показывает в должном объеме уровень защищенности производителей если речь идет, к примеру, о монополистическом рынке.

Рынку монополистической конкуренции, в большей степени, присущ принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Данная форма конкуренции представлена рыночной структурой, где относительно большое число продавцов предлагает потребителю для продажи схожую, но не идентичную продукцию. В рамках монополистической конкуренции с разнообразием продукта рычагом самой конкуренции становятся не только цены, но и качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами. Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той или иной продукции. Данная парадигма отображает групповую динамику хозяйствующих субъектов посредством существования особой структуры рынка - монополистической конкуренции. Этим объясняется динамический подход к пониманию рынка и рыночных отношений в экономическом формате регулирования.

Однако, как подтверждается практикой, одних экономических методов не бывает достаточно для поддержания стабильности на арене рыночной конъюнктуры. История показала, что саморегулирование рынка хозяйствующими субъектами часто приводило в тупик не только их деятельность, но и саму экономику государства. Таким образом, государство, как возможный участник рынка, берет на себя обязательство по координации деятельности хозяйствующих субъектов. Таком образом, применение экономических способов для урегулирования рыночных отношений приводит к сингулярному использованию правовых методов. Рынок далеко не совершенная форма товарообмена между продавцом и покупателем, однако по настоящее время не существует иной аналогичной структуры реализации удовлетворения потребностей.

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия [3].

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [4].

Такое легальное толкование дает федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В данном нормативном правовом акте содержатся условия запретные к применению хозяйствующим субъектам. Речь идет о так называемой ценовой политике или "Price Policy". Согласно Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством , как правило , ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Однако нынешние поставщики товаров, услуг не придерживаются инертного противостояния, напротив каждый пытается установить "свою" цену, тем самым умалить положение конкурента на рынке. Это в свою очередь приводит к недобросовестной конкуренции, посредством манипуляции денежного выражения товара, участник рыночных отношений подавляет волю и материальное положение своего оппонента.

Антимонопольное законодательство прямо предусматривает санкции за нарушение хозяйствующими субъектами требований к нормальному ведению экономической политики на рынке.

Актуально апробируются не менее существенные экономические отношения, связанные с государственными органами и должностными лицами. Проблема затрагивается в широкой степени взаимодействия чиновнического сословия в экономической борьбе на рыночной арене. Речь идет об аффилированности "конкурентного интереса" должностного лица. Подобные явления получили поддержку, а в дальнейшем и распространение на почве либерализации уголовного законодательства.

Все началось, когда предыдущий Президент России Дмитрий Медведев 21 октября 2010 года внес в Госдуму законопроект, предусматривающий масштабную либерализацию уголовного законодательства. Законопроект предполагает возможность замены по многим видам преступлений наказания в виде лишения свободы штрафом или исправительными работами. По мнению министра юстиции Александра Коновалова, которого цитирует агентство, такая мера позволит «как минимум на одну треть разгрузить колонии». По словам министра, документ был «в целом одобрен» на совещании у главы государства [5].

Замена многих составов преступления штрафами не привела к ожидаемому эффекту. На фоне этого появилась новая проблема экономического характера - коррупция. Под ней понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а так же от имени или в интересах юридического лица [6].

Как упоминалось ранее, взаимодействие чиновников и участников рыночных отношений часто сводилось к незаконному использованию таким физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. Яркий пример - государственные закупки, когда для победы следовало произвести указанные заказчиком особые требования, что в свою очередь гарантировало поставщику преференции при участии на торгах.

Критерии оценки уровня осложнения коррумпированности рынка давно высказывались и продолжаются до настоящего времени. Не так давно Президент России Владимир Путин заявил, что каждый сигнал о коррупции и коррупционных проявлениях должен получать адекватную реакцию. Он также отметил, что теперь в законодательстве закреплена обязанность всех коммерческих и некоммерческих организаций принимать меры по противодействию коррупции. По его словам, число преступлений коррупционной направленности в России сократилось до 29,5 тысячи в первом полугодии 2013 года с 34 тысяч за аналогичный период прошлого года.

Так же Президент добавил, что требований законов недостаточно. Необходимо сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции [7].

Обобщая высказывания Президента, следует обратить внимание на взаимодействие общества и власти. На западе данный подход урегулирования экономической стабильности среди хозяйствующих субъектов называется социализированный, когда общество или его отдельны структуры взаимодействую с органами власти с целью минимизировать уровень экономической преступности, а так же разрядить атмосферу недобросовестной конкуренции.

Таким образом, для борьбы с монополистической ситуацией на рынке, приводящей к несовершенной конкуренции, в сфере коррупционной составляющей и индифферентной парадигмой рыночной сегментации необходимо применение как экономических и правовых подходов. Освещая конкурентную материю, конъектуру рынка невозможно положиться только на законы развития рыночных взаимоотношений. Сам по себе рынок далеко не превосходная форма регулирования товарообменных обязательств, рыночные спады, а равно кризис - неизбежное составляющие данного экономического начинания. И лишь с помощью правового регулирования, вмешательство независимого арбитра - государства, можно минимизировать уровень экономического упадка. Рынок - явление сложное и данный феномен влияет на развитие всего государства в целом, следовательно, государство не может оставаться в тени политики хозяйствующих субъектов.

Однако государство не может полностью уследить за всеми случаями экономического поведения участников. Это объясняется и разнообразием субъектов рынка и сложностью рыночного регулирования. Тогда необходим метод взаимодействия общества, самих субъектов рынка, с целью снизить деликвентное поведение недобросовестных конкурентов, а также усиление ответственности за правонарушения для умаления рыночного напряжения.

"Abussus non tollit usum" (Злоупотребление не отменяет употребления) однажды было произнесено в Великом Риме. Бессменная цитата простирает генезис общественных отношений вплоть до наших дней. Неизбежность столкновений различных социально-экономических течений в спектре полномочий должностных лиц и граждан порождает у слуг народа "конкуренцию долга" в исполнении предписаний.

Проблематика коррупционной составляющей не единственный пробел в фундаменте властных отношений требующий формального законодательного регулирования.

Напомним, что 30.10.2013 года на заседании Совета по противодействию коррупции глава государства Владимир Путин охарактеризовал состояние реализации государственной политики в области борьбы с коррупцией и озвучил перспективу чиновнического сословия.

В своем докладе Президент призвал наказывать руководителей государственных органов, в случае, если среди их сотрудников будут замечены коррупционеры. Таким образом, закрепляется солидарная ответственность руководителей за проявление халатности в контроле дисциплины за подчиненными. "Руководители государственных органов всех уровней должны нести персональную ответственность за проникновение в аппарат лиц, рассматривающих службу как источник личного неправомерного обогащения", - буквально прозвучало обращение Путина к представителям нанимателя [8].

Согласно статистике, при реализации государственного заказа, коррупционеры требуют откаты в размерах от 30-50% от суммы заказа. Тем самым, нанесенный ущерб от коррупционных преступлений за 2012 году государственному бюджету составил 20,8 млрд. рублей. На региональном уровне суммы взяток подвергаются изменению с учетом инфляции. Удалось снизить количество выявленных преступлений коррупционной направленности в первой половине этого года (29,5 тысяч против 34 тысяч в первой половине 2012 года). Число привлеченных к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть - 32%. Только 8% взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы. Большинство приговорены к штрафам, которые преступники не платят, находят всевозможные нормативные лазейки [9].

Из указанного очевидно, что государственная политика в сфере протекционизма антикоррупционных отношений диверсифицировалась на репрессивно-карательной, а равно штрафной поляризации. Данная форма санкции обусловлена как экономическими, так и социальными факторами. С одной стороны, штрафы, идущие в доход государства, приумножают казну субъекта власти, с другой - способствуют превентивной функции в среде субъектов общественных отношений.

В докладе главы государства прозвучали способы минимизации коррупционной составляющей в среде административных отношений сквозь призму повышения правосознания населения. Нередки случаи инициирования очага возгорания коррупционного воздействия самими хозяйствующими субъектами, тем самым пытаясь "порешать" свои бизнес-интересы.

Подводя итог, Президент отметил, что государственная политика либерализации наказаний не работает должным образом [10].

Следовательно, необходимо применение комплексного подхода в разрешении коррупционного климата. Сочетание экономического и правового воздействия на совершение противоправных действий должно выражаться через принцип неотвратимости наказания. Создавая конгломерат нормативных актов без учета консолидации последних, государство предоставляет объективные условия недобросовестным чиновникам проводить коррупционные деяния, тем самым загоняя национальную экономику наотмашь диссидентам, что порождает финансовый камуфлет.

Мерам экономического характера должны способствовать общественные отношения, приводящие к стабилизации протекания процесса ассигнований, что презумируют контрактивность влияющую на сбалансированность финансовых потоков. Непреодолимость коррупционному искушению, а равно заключение корыстных исполнений приводит к репримандам уполномоченных субъектов.

Посредством юридического механизма воздействия на подавление коррупционной экспансии государство пытается ограничить степени влияния преступной раздражительности среди чиновничьего слоя. Отсюда нормотворец предлагает следующие меры, такие как, декларирование доходов государственных и муниципальных руководителей учреждений и государственных корпораций, контроль на крупными расходами должностных лиц (запрет на иностранные вклады, счета и финансовые инструменты).

Следует ограничить потенциально коррупционный инвентарь обладающий ликвидностью. Еще несколькими днями ранее в Госдуме предложили с помощью родственников коррупционера возмещать ущерб государству.

Как было сказано ранее, латинское выражение спектрально отражает ту действительность, сложившуюся в нашем государстве. Повышая меры ответственности, законодатель старается минимизировать уровень преступности коррупционной составляющей, однако даже само осознание правонарушителем противоправности своего деяния не умаливает его желание сотворить наказуемое. Злоупотребление не в силах останавливает корыстные процессы, когда они подкреплены крупными финансовыми обязательствами. В подобной ситуации государству следует сочетать экономический и правовой подходы для устранения существующих коррупционных преступлений. Одних законов и санкций будет недостаточно при условии слаборазвитого социального дотирования в сочетании с низким уровнем правового содержания в сознании граждан.

 

Список литературы

 

1.   Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., ИНФРА-М, 2006.

2. Оресте Попеску. Исследования по истории латиноамериканской экономической мысли.. Лондон, Рутледж, 1997. С. 15-31.

3. Интернет-ресурс: URL: http://www.edu-support.ru/?statya=413 (дата обращения: 13.11.2013).

4.   Федеральный закон РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 г.) // Собрание Законодательства РФ, 2007. № 49. Ст. 6079.

5. Lenta.ru: Медведев на треть разгрузит колонии. Либерализация уголовного наказания. URL: http://lenta.ru/news/2010/10/21/soften/ (дата обращения: 13.11.2013).

6. Федеральный закон РФ "О противодействии конкуренции" от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (в редакции от 30.09.2013 г.) // Собрание Законодательства РФ, 2008. № 52. Ст. 6228.

7.    Заседание Совета по противодействию коррупции от 30 октября 2013 года.. URL: http://xn-- 80adffaavxqag0a8f2c.xn--p1ai/activity/vladimir-putin-vyistupil-na-sovete-po-protivodejst  (дата обращения: 13.11.2013).

8.  «ТПП-ИНФОРМ» В.Путин: руководители госорганов должны нести персональную ответственность за коррупционеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tpp- inform.ru/news/12575.html(дата обращения 08.12.2013).

9.  «NEWSru.com» Путин хочет наказывать руководителей госорганов, в которых найдут коррупционеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/30oct2013/putin.html(дата обращения 08.12.2013).

10.   «Президент России» Заседание Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://state.kremlin.ru/council/12/news/19516 (дата обращения 08.12.2013).