Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТАМОЖЕННЫЙ СЕРВИС В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Отметим в качестве основополагающего момента, что понятие «услуга» и понятие «сервис» будут соотноситься с понятиями «таможенная услуга» и «таможенный сервис» также, как относятся понятия подчиняющие,  или  родовые, к  понятиям подчинѐнным, или видовым. Всѐ, что  включено в  объѐм понятия «таможенная услуга» будет входить в объѐм понятия «услуга». Но одновременно все родовые признаки, которые схватываются мышлением на уровне сущности, будут включать в себя видовые признаки подчинѐнного понятия. Здесь в соотношениях родовых и видовых понятий применяется известное правило формальной логики – обратного соотношения объѐма понятия и его концепта, или содержания. Другими словами, чем шире объѐм понятия, тем беднее его содержание, и наоборот. Если эти взаимоотношения представить на кругах Эйлера, то мы всегда сможем наглядно констатировать, что объѐм видового понятия всегда находится внутри, он включѐн в объѐм (круг) родового понятия.

    Поэтому познание родовых признаков позволяет выявлять общее и существенное, что принадлежит всей видовой совокупности или множеству признаков. Но если специфические признаки одного видового понятия могут и не принадлежать другому видовому понятию, то, как часть общего, они всегда принадлежат общему. Следовательно, мы можем, опираясь исключительно на инструментарий формально-логических правил и умозаключений, вынести суждение – таможенные услуги это всегда услуги. И то, что принадлежит видовым признакам, логически включено в совокупность общего, хотя они не являются для него существенными. Если родовые признаки следует соотносить с признаками сущности, раскрывающими противоречивую внутреннюю природу предмета или явления, то видовые признаки выделяют из всего множества общего конкретный специфический объект или явление.

    Таможенные органы по своей природе – есть институт сервиса, то есть обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, других государственных структур, предоставляя им, например, результаты таможенной статистики, иной информации всем заинтересованных лицам в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, в частности, Таможенным кодексом Таможенного союза.

     Само же благо для участника внешнеэкономической деятельности раскрывается в его специфических интересах. И эти интересы могут быть совершенно различными в зависимости от того, что представляет собой участник, каковы его экономическая, социальная природа, цели деятельности. Без ответов на эти фундаментальные вопросы практически невозможно получить ответ об истинных интересах такого рыночного актора, когда он становится участником внешнеэкономической деятельности.

     Одновременно и таможенные органы, реализуя свои основные функции, призваны принимать в расчёт эти цели, которые некоторые участники внешнеэкономической деятельности не склонны раскрывать, более того, выдавать под образом истинных целей свои знаки ложного подобия, или симулякры. Однако таможня по роду своей службы обязана обслужить каждого участника так, как это декларируется участником, как этого требуют нормативно-правовые акты, наконец, в соответствии с утверждѐнными процедурами Административного регламента.

    Мы можем констатировать, что таможенные органы призваны обслуживать участников внешнеэкономической деятельности и одновременно обеспечивать внутригосударственный сервис. При этом они обеспечивают сбор таможенных платежей, осуществляют таможенный контроль, ведут таможенную статистику, проводят необходимые научно-исследовательские изыскания и информируют акторов рынка о вводимых, отменяемых и действующих нормативно-правовых актах в части государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

     Содержание экономической политики, которая предопределяет таможенную политику, вообще определяется как внутренними, то есть эндогенными условиями, так и экзогенными факторами. Экономическая политика в своей реализации предполагает многообразие форм своего проявления, исходя из требований всеобщего, – государства е его институтами, бизнес-структурами, населением, мировым окружением, требований особенного, как например, учѐт исторически достигнутого уровня зрелости, развитости рыночных институтов, так и единичного, что проявляется в экономической политике отдельного предприятия или конкретного государства на конкретном этапе реализации реформ. Можно сделать вывод, что каждый макроэкономический агент старается вырабатывать свою, адекватную ему таможенную политику, разрабатывая систему отношений и взаимозависимостей как между отдельными структурами и институтами, так и государством в целом. Поэтому следует принимать во внимание существование общей таможенной политики, которая включает в себя совокупность и взаимообусловленность таможенных политик всех экономических агентов, в том числе и самого института государства.

     Эта предельно общая таможенная политика приобретает признаки всеобщности. Таможенная политика конкретного экономического агента есть политика единичного, или части всего многообразия общей таможенной политики. Она представлена в форме государственной таможенной политики, и таможенной политики частных экономических агентов. Это даѐт основания для утверждения, что понятие «общая таможенная политика» есть понятие родовое по отношению к объѐму понятия «государственная таможенная политика». Они соотносятся как «целое-часть». Поэтому общая таможенная политика не направлена на решение определѐнных задач конкретного макроэкономического института, например, населения страны. Общая таможенная политика скорее формирует вектор развития экономики, формирует определѐнное правовое поле, создавая преференции и ограничивая присущими государству инструментами и механизмами нежелательных поворотов в развитии. Отдельные экономические субъекты реализуют самостоятельно выработанную ими на основании понимаемых ими ценностей частную таможенную политику.

     Государственная таможенная политика становится при этом как рядоположенная таможенная политика, хотя еѐ влияние на всех экономических субъектов будет доминирующим фактором.

     Дискуссионным моментом остаѐтся проблема соотношения общей таможенной экономической политики, частной таможенной политики и государственной таможенная политики. Встречающееся в монографической и учебной литературе утверждение о том, каждый субъект хозяйственной деятельности от домашнего хозяйства до институтов государства является проводником своей собственной политики, ибо каждый руководствуется своими собственными целями и применяет свойственные ему инструмент, нуждается в серьѐзном уточнении.

     Государственная таможенная политика, как выражение требований всеобщности социально- экономического окружения, не может существовать вне единичного, то есть требований объективного развития его частей. Всеобщее может находить формы своего бытия исключительно в конкретном, единичном – частном. Государственный интерес, как отмечал ещѐ К. Маркс, не может выражать иное, как не интерес всеобще- общественный. Следовательно, утверждение о доминировании государственного интереса в противовес частным интересам в их обличии необходимого, закономерного, всеобщего уже в рамках государственной экономической политики не может быть признано состоятельным.

     Если государственная экономическая, таможенная, в частности, политика, осуществляемая институтами государства, например, центральным банком страны, институтом таможенного дела, правительством не соответствует требованиям всеобщности, то есть существенным экономическим взаимозависимостям и связям, то эта государственная экономическая политика должна не доминировать над общей экономической политикой, а адаптироваться, видоизменяться, отражая требования объективного развития национальной экономики. Экономическая и таможенная политика, понимаемая как требование всеобщего применительно к особенному и единичному, частному, должна не только сводиться к деятельности государственных органов власти и управления, а относиться ко всей совокупности экономических субъектов в обществе, как занятых в процессе воспроизводства материальных условий жизни, так и институтов общественного и государственного управления.

     Специфическая черта таможенного сервиса как системы государственного обслуживания в настоящее время – ориентация на реализацию важнейшей функции, связанной с пополнением государственного бюджета России. Это тем более важно, что наблюдается серьѐзный рост масштабов экспорта и импорта товаров.

     Столь весомый вклад доходов от внешнеэкономической деятельности придаѐт особую специфику сервисного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности. Собственно таможенное обслуживание приобретает признаки фискального органа, когда реализуемые функции таможенных органов деформируются в направлении доминирования фискальной функции. Тем самым мы имеем ситуацию искажения собственно цивилизованного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности.

     Данный вектор развития института таможенного дела приводит к негативной ситуации, когда абсолютизируется стремление к неукоснительному выполнению государственных заданий по налогам и сборам. Основное внимание и усилия таможенного сервиса направлено на изъятие обязательных платежей. Поэтому функция обслуживания участников внешнеэкономической деятельности если и не игнорируется, то приобретает деформированные формы. Такое положение требует немедленного исправления.