02 января 2016г.
Центрально-азиатский регион всегда входил в зону интересов Российской Федерации. Но до сегодняшнего дня Россия не смогла выработать цельную, долгосрочную политику в отношении этого региона, хотя прилагает усилия наладить отношения со странами Центральной Азии и надеется на многостороннее взаимодействие с ними.
Значимыми факторами в направлениях российской политики в Центральной Азии являются:
- Центральная Азия – это важный регион для России в вопросах обеспечения безопасности южных границ.
- нефтяной фактор имеет особую значимость этого региона для России и определяет желание России сохранить влияние в каспийском регионе.
- Центральная Азия является для России территорией зоны базирования силовых средств защиты.
- Важным экономическим фактором для России имеет обеспечение контроля над основными трубопроводами и транспортно-коммуникационными путями региона.
- Кроме этого, в Центральной Азии проживает большое число русскоязычного населения, и, несомненно,
Россия несет ответственность за русскоязычное население, сохранение русского языка и культуры.
Геополитическая ситуация в Центральной Азии в последнее десятилетие претерпела значительные изменения - новая военно-политическая обстановка в регионе показала значительное ослабление позиций России по ряду направлений.
Во-первых, Россия больше не доминирует в военно-политическом плане в Центральной Азии, поскольку США активно расширяют свое военно-политическое присутствие. В результате сеть военных баз стран НАТО в Афганистане и Центрально-азиатских государствах обеспечивает США достаточно полный контроль над регионом и дает возможность оперативно управлять ситуацией.
Во-вторых, США все больше претендуют на выполнение функций гаранта экономического развития и модернизации региона, тем самым занимая место, которое до этого было закреплено только за Россией.
Сегодня необходимо сформировать новую архитектуру отношений с партнерами в Центральной Азии, но уже с учетом присутствия там США.
Актуальность развития этих отношений в будущем имеет не только теоретическое, но и практическое значение для выработки внешнеполитической стратегии деятельности нашего государства. С этой точки зрения нужно учитывать политику Китая, который может стать стратегическим союзником России в этом регионе.
Россия связана с государствами Центральной Азии тысячами различных связей, поэтому имеет широкие возможности для укрепления своего влияния там. Но для этого нужно не ограничиваться вопросами только энергетического и военно-политического сотрудничества, а участвовать в решении всех актуальных для данного региона проблем. Существует ряд проблем, которые могут быть решены при участии России:
1) экологические проблемы региона, проблемы дефицита воды в регионе;
2) проблемы безопасности, борьбы с международным терроризмом и сепаратизмом, наркопреступностью;
3) проблемы нелегальной миграции рабочей силы;
4) развитие транспортных коммуникаций, транзита энергоресурсов, освоение внешних рынков;
5) эффективное развитие интеграционных связей между странами СНГ;
6) решение проблем экономического и политического развития отдельно взятого государства.
Из вышеперечисленного следует, что Россия имеет много точек общего соприкосновения интересов со странами региона.
Россия имеет механизмы реализации задач своего влияния в Центральной Азии, которые не требуют больших затрат:
1) возможность использования общего информационного пространства, которое мы пока не используем целенаправленно;
2) использование потенциала пророссийски настроенной части национальных элит стран региона. Но здесь необходимо учесть, что, хотя большая часть граждан в странах Центральной Азии ещѐ и помнит о временах совместного труда и проживания, однако уже выросло поколение, которое больше ориентируется на Запад;
3) оказание Россией технической и гуманитарной помощи странам Центральной Азии. Например, Узбекистан испытывает потребность в модернизации своих ГРЭС и других народнохозяйственных сооружений, построенных российскими специалистами ещѐ в советское время. В свою очередь, это позволит загрузить производственные мощности российских предприятий и обеспечить занятость населения. Чтобы проект был рентабелен, возможно долевое участие России в акционировании узбекских производственных объектов. США, Япония и другие зарубежные страны снижают популярность России в регионе, конкурируя с ней.
4) активизация гуманитарного сотрудничества России со странами Центральной Азии. Развитие культурных связей является основой для большего взаимопонимания, что усилит политическое и экономическое сотрудничество между странами;
5) привлечение стран Центральной Азии в различные культурные и экономические мероприятия, организуемые Россией. Частое общение на различных уровнях создаст предпосылки для реального сближения национальных интересов;
6) устоявшиеся для России и стран Центральной Азии традиции и привычки, присутствие в регионе большого количества русскоязычного населения;
7) активная политическая и организационная поддержка сохранившихся кооперационных хозяйственных
связей между Россией и странами региона;
8) стимулирование участия стран Центральной Азии в интеграционных группировках на пространстве СНГ;
9) активное российское сотрудничество с сопредельными странами (Китаем, Ираном, Пакистаном) воздействует на страны Центральной Азии;
10) эффективное развитие военно-технического сотрудничества России с Малайзией, Индией, Китаем, Вьетнамом, Объединенными Арабскими Эмиратами и другими странами региона. Создание зоны российского вооружения, охватывающей страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, позволит охватить страны Центральной Азии, создав трудности для распространения в регионе западных стандартов вооружений;
11) стимулирование трудовой миграции из стран ЦА в Россию.
Россия ориентируется на продолжение сотрудничества с существующими властями государств Центральной Азии, поддерживая институты государственной власти этих стран, и не допуская либерализации режимов по западным стандартам. Объясняется это тем, что нестабильность в Центрально-азиатском регионе и активные либеральные процессы западного образца могут привести к дестабилизации положения в этих странах, а это в свою очередь создаст большой очаг нестабильности вдоль южных границ России.
Возможно, что некоторые проблемы Центральной Азии Россия будет решать совместными усилиями, с участием таких влиятельных государств как Китай, Иран. Участие в региональных процессах именно этих государств, связанных друг с другом и с другими сопредельными государствами Содружества региональными интересами, может дать наибольший эффект.
Пока наибольший интерес в Центральной Азии Россия проявляет к объектам военного стратегического назначения и инфраструктуре, связанной с энергоресурсами. Однако в последние годы прослеживается определенная тяга наименее защищенных государств региона к опоре на Россию и стремление более сильных к формированию равноправного партнерства. Поддерживая эти тенденции, РФ делает основной упор на развитие отношений с ведущими державами – Казахстаном и Узбекистаном [1,с.9].
Таким образом, политика России направлена на активизацию военно-политического сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это может усилить доминирование российских военных стандартов в Центральной Азии, что не выгодно Западу. Однако, страны центрально-азиатского региона, заинтересованы в таком сотрудничестве, что вызвано необходимостью противостояния терроризму, экстремизму, наркобизнесу, транснациональной преступности.
Список литературы
1. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители / [В.В. Наумкин (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2013. – 64 с.