02 января 2016г.
Лизинг является одним из существенных индикаторов экономического здоровья, как страны, так и отдельных ее регионов. В отличие от ведущих развитых стран Россия начала применять лизинговые операции сравнительно недавно. До начала 1990-х гг., отсутствовало какое-либо законодательство, имеющее отношение к лизингу. В 1980-х годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации.
Сейчас Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если по итогам 2004 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2013 года наша страна входит в первую пятерку. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. На данный момент лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.
Таким образом, анализ современного состояния рынка лизинга в России на наш взгляд является актуальной темой изучения.
В докризисный период темпы роста лизингового сектора значительно превышали темпы развития других секторов финансового рынка и значительно опережали темпы роста российской экономики в целом. Характерно, что и падение объемов рынка в 2009 г. также значительно превзошло снижение других отраслей.
По данным Рисунка 1 объем рынка восстановился практически так же быстро, как сократился. С 2009 по 2010 гг.объем нового лизингового бизнеса вырос на 14 млрд. долл.При этом произошел прирост рынка с -65,8 % до 141,1%.Уже по итогам 2011 г. показатель более чем на 1/3 превысил докризисный уровень и составил около 1,3 трлн. руб. или 44,2 млрд. долл. В последующие годы прослеживается тенденция снижения объемов рынка. Согласно последним данным, новый бизнес (стоимость имущества) за январь-июнь 2014 года составил около 344 млрд. руб. (сокращение по отношению к 1 полугодию 2013 года составило около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров – 505 млрд. руб. (сокращение на 15%). По мнению агентства «Эквперт РА», столь существенная разница между темпами изменения показателей объясняется снижением объема крупных сделок в сегментах авиа- и железнодорожного лизинга и ростом розничных сделок [4].
Рис.1. Объем рынка лизинга (новый бизнес)
в России в 2003—2013 гг., млрд. долл., %
Как отмечалось ранее, доля лизинга в объеме российского ВВП и инвестициях непрерывно росла с 2003 г. В 2007 г. доля лизинга в инвестициях достигла рекордных 12,6%. Однако, уже в 2008 году показатель снизился до уровня 8,2%. В «кризисном» 2009 г. зафиксирован минимальный за последние 10 лет уровень в 3,9%.В 2010−2011 гг. показатель стал восстанавливаться. Сейчас данный показатель составляет 1,9%
Для российского рынка лизинга с 2009 г. ведущим сегментом является «железнодорожная техника». При этом с 2011 г. доля сегмента имела тенденцию к снижению. По данным первого полугодия доля лизинга железнодорожной техники вновь набрала положительный темп, увеличившись на 3,47 %.
Таблица 1 Структура российского
рынка лизинга (объем нового бизнеса)
по предмету лизинга в 2011-14 гг., %
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Железнодорожная техника
|
48,5
|
41,3
|
46,63
|
50,1
|
Авиа-транспорт
|
7,5
|
8,7
|
11,13
|
17,2
|
Грузовой транспорт
|
9,5
|
11,2
|
9,37
|
7,4
|
Легковые атомобили
|
6,22
|
8,5
|
6,61
|
5,1
|
Строительная и дорожная техника
|
5
|
4,48
|
4,76
|
4,8
|
Оборудованеи для нефте-газодобычи и преработки
|
1,44
|
2,2
|
1,98
|
2,3
|
Суда
|
1,74
|
1,63
|
1,86
|
2,2
|
Прочее
|
3,15
|
2,25
|
3,77
|
5,9
|
В целом, опережающие темпы развития крупнейшего сектора формировали динамику всего рынка с 2009 г. − доли практически всех других сегментов изменялись в соответствии с изменениями лизинга железнодорожной техники. В последние три года исключением стал лизинг авиатранспорта − доля растет постоянно с 2011 г [2].
Потенциал роста в 2014 году заложен в автолизинге. Наиболее вероятной точкой роста является грузовой и легковой автотранспорт ввиду его высокой ликвидности. Кроме того часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010—2012 гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3−5 лет). Лизинг авиатранспорта также рассматривается как фактор поддержки
рынка
в силу значительного объема
этого сегмента, что подкрепляется необходимостью обновления парка воздушных судов в стране, а также субсидированием государством лизинговых платежей. Ожидания от железнодорожного сегмента диаметрально противоположны авиализингу [2].
Рассматривая факторы изменения сегментов лизинга, мы выделим те, которые оказывают
положительное влияние:
1. Для железнодорожной техники: субсидирование потерь при приобретении
инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (в соответствии с Постановление Правительства РФм№41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО "РЖД".
2. Для авиатехники: господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи, возможная замена и модернизация авиапарка.
3. Для грузовых
и легковых автомобилей ликвидность
предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов.
К факторам замедления роста сегментов можно отнести:
1. Железнодорожная техника: сокращение железнодорожных перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен сырьевую продукцию
2. Авиатехника: замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (пример, "Добролет")
3. Грузовые и легковые автомобили: снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей
4. Прочие сегменты: отсутствие крупных государственных
инвестиционных программ, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий.
Рассмотрим особенности регионального распределения лизинга по России, отраженные на Рисунке 2. Большинство лизинговых компаний сосредоточено в Москве. На Москву же приходится и основной объем заключаемых лизинговых сделок − более 42% с 2011
г.
Здесь сосредоточены головные офисы всех крупных лизинговых компаний, а зачастую − и их клиентов. В том числе наиболее активного игрока рынка лизинга последних лет — ОАО «РЖД». В частности, рост доли Москвы с 2009 г. объясняется ростом лизинга сектора железнодорожной техники.
Рис.2. Региональная структура российского рынка лизинга (объем нового бизнеса) в 2011−2014 гг., %
По объемам заключенных лизинговых договоров вторая российская столица − Санкт-Петербург − более чем в 3
раза
уступает
Москве.
Наименьший объем лизинговых сделок наблюдается на
Дальнем Востоке, Юге и Северо-Западе.
В территориальном распределении лизинговых сделок за 1 полугодие 2014г. по сравнению с 2013г. произошел рост новых сделок за пределами РФ с 0,6% до 2,3. Значительная часть из них пришлась на компании ГТЛК и «ВЭБ-лизинг». По данным
этих компаний, сделки были совершены в рамках сотрудничества с Республикой Казахстан [3]. Также увеличилась доля Приволжского ФО и Южного с 8,8% до 10,5% и с 2,4% до 4,3% соответственно. Отметим
динамичное
снижение операций по лизингу Уральском
ФО на 9,4% за 2011- 2014 гг. По административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений: доля Москвы увеличилась примерно на 5 п.п., а доля Санкт-Петербурга снизилась на 7,1 п.п., что объясняется крупными разовыми авиасделками в прошлом году (поставка самолетов для компании Трансаэро).
Таким образом, c учетом замедления роста ВВП страны (с 3,4% в 2012 г. до 1,3% в 2013 г., согласно данным Росстата) и ожиданий рецессии в экономике в текущем году, наращивание объема нового бизнеса в лизинге за 2014 году маловероятно [2]. В условиях замедления темпов роста российской экономики, лизинг представляется более эффективным способом финансирования в сравнении с традиционным кредитованием, поэтому очевидно,
что такой вид
финансирования
будет
накапливать потенциал
в
качестве
выгодного и надежного инструмента модернизации основных фондов предприятий.
Список литературы
1.
Собченко Н.В. Предпринимательский проект: оценка целесообразности внедрения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 11. С. 71-76.
2.
Рынок лизинга — 2013: держась за воздух [Электронный ресурс]− Электрон. публ.−2014.− Режим доступа: http://www.banki.ru/news/ (20.11.14)
3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой в рамках подпрограммы "Транспортное машиностроение"
государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
№ 41 от 20.01.2014
4.
«Эксперт РА» (RAEX) Рынок лизинга в 1 полугодии 2014 года продолжил падение [Электронный ресурс] − Электрон. журн.−2014.− Режим доступа: http://www1.raexpert.ru (19.11.2014)