Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

   Лизинг является одним из существенных индикаторов экономического здоровья, как страны, так и отдельных ее регионов. В отличие от ведущих развитых стран Россия начала применять лизинговые операции сравнительно недавно. До начала 1990-х гг., отсутствовало какое-либо законодательство, имеющее отношение к лизингу. В 1980-х годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации.

    Сейчас Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если по итогам 2004 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2013 года наша страна входит в первую пятерку. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. На данный момент лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.

   Таким образом, анализ современного состояния рынка лизинга в России на наш взгляд является актуальной темой изучения.

     В докризисный период темпы роста лизингового сектора значительно превышали темпы развития других секторов финансового рынка и значительно опережали темпы роста российской экономики в целом. Характерно, что и падение объемов рынка в 2009 г. также значительно превзошло снижение других отраслей.

По данным Рисунка 1 объем рынка восстановился практически так же быстро, как сократился. С 2009 по 2010 гг.объем нового лизингового бизнеса вырос на 14 млрд. долл.При этом произошел прирост рынка с -65,8 % до 141,1%.Уже по итогам 2011 г. показатель более чем на 1/3 превысил докризисный уровень и составил около 1,3 трлн. руб. или 44,2 млрд. долл. В последующие годы прослеживается тенденция снижения объемов рынка. Согласно последним данным, новый бизнес (стоимость имущества) за январь-июнь 2014 года составил около 344 млрд. руб. (сокращение по отношению к 1 полугодию 2013 года составило около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров – 505 млрд. руб. (сокращение на 15%). По мнению агентства «Эквперт РА», столь существенная разница между темпами изменения показателей объясняется снижением объема крупных сделок в сегментах авиа- и железнодорожного лизинга и ростом розничных сделок [4].


Рис.1. Объем рынка лизинга (новый бизнес) в России в 2003—2013 гг., млрд. долл., %

   Как отмечалось ранее, доля лизинга в объеме российского ВВП и инвестициях непрерывно росла с 2003 г. В 2007 г. доля лизинга в инвестициях достигла рекордных 12,6%. Однако, уже в 2008 году показатель снизился до уровня 8,2%. В «кризисном» 2009 г. зафиксирован минимальный за последние 10 лет уровень в 3,9%.В 2010−2011 гг. показатель стал восстанавливаться. Сейчас данный показатель составляет 1,9%

    Для российского рынка лизинга с 2009 г. ведущим сегментом является «железнодорожная техника». При этом с 2011 г. доля сегмента имела тенденцию к снижению. По данным первого полугодия доля лизинга железнодорожной техники вновь набрала положительный темп, увеличившись на 3,47 %.

Таблица 1 Структура российского рынка лизинга (объем нового бизнеса) по предмету лизинга в 2011-14 гг., %

 

2011

2012

2013

2014

Железнодорожная техника

 

48,5

 

41,3

 

46,63

 

50,1

Авиа-транспорт

7,5

8,7

11,13

17,2

Грузовой транспорт

 

9,5

 

11,2

 

9,37

 

7,4

Легковые атомобили

 

6,22

 

8,5

 

6,61

 

5,1

 

Строительная и дорожная техника

 

 

5

 

 

4,48

 

 

4,76

 

 

4,8

 

Оборудованеи для нефте-газодобычи и преработки

 

 

1,44

 

 

2,2

 

 

1,98

 

 

2,3

Суда

1,74

1,63

1,86

2,2

Прочее

3,15

2,25

3,77

5,9

 

    В целом, опережающие темпы развития крупнейшего сектора формировали динамику всего рынка с 2009 г. − доли практически всех других сегментов изменялись в соответствии с изменениями лизинга железнодорожной техники. В последние три года исключением стал лизинг авиатранспорта − доля растет постоянно с 2011 г [2].

    Потенциал роста в 2014 году заложен в автолизинге. Наиболее вероятной точкой роста является грузовой и легковой автотранспорт ввиду его высокой ликвидности. Кроме того часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010—2012 гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3−5 лет). Лизинг авиатранспорта также рассматривается как фактор поддержки рынка в силу значительного объема этого сегмента, что подкрепляется необходимостью обновления парка воздушных судов в стране, а также субсидированием государством лизинговых платежей. Ожидания от железнодорожного сегмента диаметрально противоположны авиализингу [2].

    Рассматривая факторы изменения сегментов лизинга, мы выделим те, которые оказывают положительное влияние:

1.     Для железнодорожной техники: субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (в соответствии с Постановление Правительства РФм№41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО "РЖД".

2.     Для авиатехники: господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи, возможная замена и модернизация авиапарка.

3.     Для грузовых и легковых автомобилей ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов.

      К факторам замедления роста сегментов можно отнести:

1.     Железнодорожная техника: сокращение железнодорожных перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен сырьевую продукцию

2.     Авиатехника: замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (пример, "Добролет")

3.     Грузовые и легковые автомобили: снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей

4.     Прочие сегменты: отсутствие крупных государственных инвестиционных программ,  падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий.

     Рассмотрим особенности регионального распределения лизинга по России, отраженные на Рисунке 2. Большинство лизинговых компаний сосредоточено в Москве. На Москву же приходится и основной объем заключаемых лизинговых сделок − более 42% с 2011 г. Здесь сосредоточены головные офисы всех крупных лизинговых компаний, а зачастую − и их клиентов. В том числе наиболее активного игрока рынка лизинга последних лет — ОАО «РЖД». В частности, рост доли Москвы с 2009 г. объясняется ростом лизинга сектора железнодорожной техники.

Рис.2. Региональная структура российского рынка лизинга (объем нового бизнеса) в 2011−2014 гг., %

  

   По объемам заключенных лизинговых договоров вторая российская столица − Санкт-Петербург − более чем в 3 раза уступает Москве. Наименьший объем лизинговых сделок наблюдается на Дальнем Востоке, Юге и Северо-Западе.

    В территориальном распределении лизинговых сделок за 1 полугодие 2014г. по сравнению с 2013г. произошел рост новых сделок за пределами РФ с 0,6% до 2,3. Значительная часть из них пришлась на компании ГТЛК и «ВЭБ-лизинг». По данным этих компаний, сделки были совершены в рамках сотрудничества с Республикой Казахстан [3]. Также увеличилась доля Приволжского ФО и Южного с 8,8% до 10,5% и с 2,4% до 4,3% соответственно. Отметим динамичное снижение операций по лизингу Уральском ФО на 9,4% за 2011- 2014 гг. По административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений: доля Москвы увеличилась примерно на 5 п.п., а доля Санкт-Петербурга снизилась на 7,1 п.п., что объясняется крупными разовыми авиасделками в прошлом году (поставка самолетов для компании Трансаэро).

      Таким образом, c учетом замедления роста ВВП страны (с 3,4% в 2012 г. до 1,3% в 2013 г., согласно данным Росстата) и ожиданий рецессии в экономике в текущем году, наращивание объема нового бизнеса в лизинге за 2014 году маловероятно [2]. В условиях замедления темпов роста российской экономики, лизинг представляется более эффективным способом финансирования в сравнении с традиционным кредитованием, поэтому очевидно, что такой вид  финансирования будет накапливать потенциал в качестве выгодного и надежного инструмента модернизации основных фондов предприятий.

 

Список литературы

1.     Собченко Н.В. Предпринимательский проект: оценка целесообразности внедрения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 11. С. 71-76.

2.     Рынок лизинга — 2013: держась за воздух [Электронный ресурс]− Электрон. публ.−2014.− Режим доступа: http://www.banki.ru/news/ (20.11.14)

3.     Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой в рамках подпрограммы "Транспортное машиностроение" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" № 41 от 20.01.2014

4.     «Эксперт РА» (RAEX) Рынок лизинга в 1 полугодии 2014 года продолжил падение [Электронный ресурс] − Электрон. журн.−2014.− Режим доступа: http://www1.raexpert.ru (19.11.2014)