Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Шахты
ВУЗ:
Дата:
22 декабря 2016г.

В современном мире культура является важнейшими фактором, который обеспечивает не только духовное развитие, как может показаться на первый взгляд, но и экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества. Проблемы культурного и экономического развития приобретают особое значение в периоды коренных изменений в характере и направленности развития человеческой цивилизации. Особое значение в современной экономической культуре имеет идея комплементарности, взаимодополнительности в противовес жестким представлениям об' антиномиях классового различия, бескомпромиссной конкурентной борьбы, эгоистических целей сугубо рационально действующих экономических индивидов. С нашей точки зрения, комплементарность является универсальным механизмом развития культуры, социокультурных институтов, различных систем ценностей и норм, культурных феноменов и образований, взаимодополняющих друг друга в • рамках определенной социальной целостности, и ее значимость. в формировании культуры современного общества повышается [1]

В рамках данного подхода стратегическими целями Министерства культуры России как субъекта бюджетного планирования являются обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни. Данные положения прописаны в Конституции [2]. До принятия Конституции был принят ряд законопроектов, имеющих важное значение для российской культуры, к их числу можно отнести «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в октябре 1992 года. Впервые в отечественной законодательной практике в этом документе формулируется понятие государственной политики в сфере культуры - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры [3].

Важно заметить, что государственная культурная  политика Российской Федерации в XXI веке осуществляется в условиях новой общественной системы, поляризации социального расслоения, трансформации представлений о ценностях, отсутствия общенациональной консолидирующей идеи. В этой связи роль духовности и культуры как отдельного человека, так и общества в целом неизмеримо возрастает.

Именно     культура    как    социальный    институт    способна    обеспечить    общественную    стабильность, консолидировать государство и общество на решение важнейших национальных задач.

Анализ современных научных публикаций по теме исследования указывает на отсутствие комплексного изучения проблем государственного регулирования в сфере культуры и поиска путей совершенствования государственного управления в данной сфере. Актуальность выбранной нами проблематики, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы научной статьи.

Культура имеет не только духовно-интеллектуальное, но и материальное выражение, поэтому она лучше поддается государственному регулированию, которое в данном виде деятельности носит специфический характер: государство заботится о развитии духовно-интеллектуальной жизни населения, создает соответствующие условия, поддерживает прогрессивные направления, но не вмешивается в творческий процесс [7]. Влияние государства на эти процессы должно происходить лишь в форме регулирования отношений, направленного на обеспечение нормального функционирования объекта в заданных параметрах.

Изучим Методические указания Министерства финансов России по составлению проекта федерального бюджета на предстоящий год и среднесрочную перспективу, а также Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) и найдем те культурные сферы деятельности, на которые необходимо обратить внимание в большей мере, то есть те, которые нуждаются в совершенствовании [4]. Чаще всего мы можем заметить в вышеперечисленных документах упоминания о следующих федеральных государственных учреждениях: Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд), Государственный Эрмитаж. Данные субъекты включены в состав Министерства культуры России, являясь главными распорядителями  средств федерального  бюджета. Стоит заметить, что узкая направленность государственной культурной политики не всегда приносит эффективный результат в своей совокупности. Три безусловно важных субъекта в сфере культуры, конечно, не могут обеспечить решение всех проблем в этой сфере. На наш взгляд в настоящее время стоит обратить внимание больше на те проблемы, которые являются основополагающими, решение которых по средствам совершенствование государственной политики приведет к положительному  результату развития культуры всей страны, а не отдельных её составляющих.

На наш взгляд, необходимо обратить внимание в первую очередь на следующие проблемы:

 1)          проблема защиты и охраны объектов исторического и культурного наследия;

 2)          проблема кадрового потенциала в сфере культуры;

 3)          проблема адаптации культуры в периферии.

 В первую очередь, поясним, почему именно эти три крупные проблемы привлекли наше внимание. Проведем параллель между определением государственной политики в сфере культуры и вспомним, что государство руководствуется в своей деятельности тремя принципами – сохранить, развить, распространить –    «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры…» (Рисунок 1).


Рисунок 1-Направления государственной политики в сфере культуры

 

Для того, чтобы сохранить культуру страны необходима защита и охрана объектов исторического и культурного наследия, чтобы развить – нужен человеческий фактор, т.е. люди, которые будут на профессиональном уровне заниматься проблематикой и продвижением русской культуры, а для того, чтобы распространить - необходимо адаптировать слабую культуры периферии к центральным показателям.

В программах поддержки культуры неоднократно описывается необходимость обеспечения равного доступа к благам и услугам культуры, культурному и художественному образованию; обеспечение качества и доступности услуг в сфере культуры. Но всё это будет невозможно и потеряет свой смысл, если в первую очередь не сохранить объекты культурного наследия. Сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение для Российской Федерации, так как свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием страны является важнейшим фактором формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.

В настоящее время в России насчитывается примерно 93 тысячи объектов культурного наследия федерального и регионального значения. При этом памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа [5]. К сожалению, органы юстиции не всегда владеют информацией при регистрации сделок на объекты недвижимости о том, являются ли или связаны с памятниками истории и культуры эти объекты, поэтому в свидетельствах о праве не фиксируются ограничения в пользовании объектами культурного наследия, что влечет за собой нанесение ущерба памятникам истории и культуры, вплоть до их утраты. Не для кого не секрет, что сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности.

Однако, далеко не всегда мы можем встретить примеры удачной «адаптации» старых зданий под современный контекст. Как пустить исторические здания в деловой и хозяйственный оборот и замотивировать собственников на заботу и радение? Этот вопрос актуален для всех регионов России. Но в государственных программах в настоящее время уделяется недостаточное внимание данной проблематике.

Следующая проблема - нехватка кадрового потенциала в сфере культуры. Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры. Отсутствие специалистов в данной сфере - перерастает все в более серьезную проблему.

Данные обстоятельства требуют перехода  к качественно новому взгляду на работу в сфере культуры, необходимо популяризировать образование по тем специальностям, где есть нехватка кадров.

Что касается третьей проблемы, то широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволит повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Главные приоритеты государственной культурной политики в Российской Федерации сегодня – это появление новых организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств (автономное учреждение, бюджетное учреждение, казённое учреждение) и разработка механизма финансирования по государственному заданию (система субсидирования). Эти меры будут направлены на увеличение самостоятельности государственных учреждений культуры, а, следовательно, на привлечение внебюджетных средств и сокращение бюджетных затрат [6].

Государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончалось. Только в этом случае можно будет говорить об эффективном управлении, которое проявляется в способности противодействовать негативным процессам разрушения культуры, защищать единое культурное пространство.

Список литературы

 

1)        Комплементарность в экономической культуре: понятие, формы и механизм действия./Фатеева С.В., диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Ростов-на-Дону, 2006. [Электронный ресурс]:http://elibrary.ru/item.asp?id=15901705 (Дата обращения-28.11.2016)

2)        Конституция Российской Федерации / [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875#0 (Дата обращения - 01.10.2016 г.)

3)        Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992. № 3612-I / [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181702#0 (Дата обращения - 01.10.2016 г.)

4)        Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»/ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601#0 (Дата обращения - 02.10.2016 г.)

5)        Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. – М.:ГИТИС, 2004. С.312.

 6)        Пакулина, И. С. Стратегия государственного регулирования развития сферы социальных услуг // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 325-335.

7)  Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. С.259.