Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Авторы:
Город:
Троицк
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

      Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития. Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития. Чтобы воспользоваться "окном возможностей", важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Стратегия развития государства основана на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность. Именно эта модернизация позволит достичь цели радикального повышения уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимых и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью стратегии развития России до 2020 года. Для достижения этой цели обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. За основу взяты три альтернативных предложения [2]:

1)       внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;

2)   быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;

3)создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и поддержку частной собственности сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором. Другими словами, смешанная экономика представляет собой объективно обусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных отношений, характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей социальной защищенностью людей. Социальное рыночное хозяйство в обязательном порядке предусматривает действенные меры государственного регулирования экономики. И хотя об эффективности этих мер, степени вмешательства государства в экономику и о его необходимости вообще продолжают  спорить экономисты, на практике этот  вопрос однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного рынка. В своей направленности векторы экономической и социальной эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того, безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация и стратификация общества являются имманентными атрибутами рыночной экономики. Для минимизации этих социальных явлений также требуется государственное вмешательство, регулирование рынка. Не административная или в лучшем случае административно-экономическая модель рыночного регулирования, а экономико-административная (с ударением на первом слове) модель должна стать приоритетом. Среди главных и опробированных инструментов регулирования рыночной экономики следующие: финансово-кредитная система  с совершенными налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок; механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых и гибких, оптовых и розничных цен с нормативами формирования структурных слагаемых цены; различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические потребности и потребительский спрос населения; инвестиционная политика государства и, объем и структура производимых товаров, формы их закупки и реализации, квоты производства, экспортно-импортная политика; элементы и допустимые пределы чрезвычайности при реализации экономических программ в экстремальных условиях переходного периода, а также другие рычаги регулирования. Говоря о необходимости макроэкономического планирования знаменитый американский предприниматель Ли Якокка подчеркивает: «Государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие  продуманной стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики вместо разрозненного выдвижения по частям, негласной их разработки людьми, преследующими лишь свои узко групповые интересы» [1]. Все сказанное позволяет сделать вывод, что речь сегодня идет не столько о многовариантностии выбора моделей экономики, сколько о его предопределенности ранее сложившимися политико-экономическими обстоятельствами макроуровня.

    Опыт функционирования организации в постоянно изменяющейся среде рыночной экономики показывает, что успеха они добиваются в условиях жесткой конкуренции. Основной путь достижения конкурентного преимущества, согласно М. Портеру - это выбор лучшей стратегии и затем приспособление всей цепочки ценностей организации к реализации этой стратегии.

      В стратегическом менеджменте перед организацией АПК стоит задача следующего стратегического выбора:

1.   Стратегическое видение организации находится на вершине иерархической пирамиды. Оно определяет будущий образ организации на рынке, к которому необходимо стремится;

2.    Миссия дает представление о том, для чего существует организация, детализирует ее общественный статус, показывает каких ценностей она придерживается. Миссия создает ориентиры для определения стратегических целей и выбора стратегий на различных уровнях управления.

3.   Цели разрабатывают в соответствии со стратегическим видением и в обеспечении миссии организации. Они представляют собой конкретный желаемый результат, которого необходимо добиться.

4.   Стратегия организации определяет генеральное направление достижения целей. Она разрабатывается на всех стадиях управления.

5.   Стратегические задачи связаны с проблемами, которые возникают как во внешней, так и во внутренней среде организации при реализации выбранной стратегии.

Одна   из важнейших стратегических задач в настоящее время  - обеспечение продовольственной безопасности страны. Следует отметить, что для реализации доктрины продовольственной безопасности России необходим прогноз потребности в инвестициях, обеспечивающих непрерывный процесс производства сельскохозяйственной продукции [3].



Рис.1. Система показателей оценки состояния и планирования продовольственной безопасности страны

 

 

В Челябинской области осуществляется диверсификация экономики. Возможности диверсификации следующие:

• производства полезного продукта;

• рынков сырья и рынков сбыта;

• финансовых источников проектов диверсификации;

•      диверсификация маркетингового и PR сопровождения проектов развития. Сформулируем ряд ограничений для процедуры и результатов поиска возможных вариантов решения задачи для необходимых инвестиций:

1.    Процедуры диверсификации, ни в какой период времени не должны существенно снижать качество жизни населения, а значит, удерживать регион в области устойчивого социально-экономического равновесия

2.   Процедуры диверсификации, как и всякое стратегическое изменение, предполагают именно разрушения существующего равновесия системы для перевода ее из старого, мало желаемого состояния в новое, более желаемое

3.      Пошаговая технология (осторожных и посильных с точки зрения обеспеченности ресурсами) инкрементальных изменений должна удерживать объект управления  в  границах допустимой  интенсивности изменений.

При этом очень важно понимать: успех каждого шага - не есть полный успех и решение всей задачи, а поражение на любом из шагов - не есть непоправимая катастрофа.

Не следует полагать, что инкрементальная (пошаговая) стратегия исключает прогнозирование с глубоким горизонтом, например, до 2020 г. Другое дело, что в рамках долгосрочной концепции составляются относительно краткосрочные программы действий, например, на 1 год. В качестве прогноза как наиболее реалистичный вариант можно рассмотреть рост ВРП на предстоящие 7 лет по следующей пошаговой схеме:

  

Таблица 1 Динамика роста ВРП Челябинской области, 2014 -2020 г.


Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Прирост

ВРП

 

1,05

 

1,065

 

1,08

 

1,105

 

1,123

 

1,137

 

1,1

ВРП, млрд.

руб.

 

929

 

989

 

1068

 

1181

 

1326

 

1508

 

1749

 

По структуре ВРП можно представить прогноз по видам экономической деятельности на период 2014-2020гг.

 

Таким образом реализация стратегических направлений развития современной экономики предлагает  создание экономического, организационного, правового и  иных механизмов предопределяющих характер и результаты эффективного производства продукции во всех отраслях экономики.

 

Список литературы

1.     Глобализация мировой экономики (аналитическая статья), «Международная жизнь» №5, 2000: www.mid.ru/ns-dipecon.nsf.

2.     Мескон, М.Х. Основы менеджмента//М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.-М.:Дело,2005.-711с.

3.     Регуш, В.В. Прогноз потребности в инвестициях для реализации доктрины Продовольственной безопасности / В.В. Регуш, Г.В. Маркова//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2010.-№9.-с.26-29.