Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ?

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

    Стоимость компании, в отличие от прибыли, показывает наиболее полную картину деятельности организации и учитывает долгосрочность целей, также она направлена на привлечение инвесторов и акционеров, поэтому актуально рассмотрение ключевых факторов стоимости компании, как одного из методов управления компании.

    Стоимость компании – это ее ценность; показатель, который позволяет учесть будущие показатели фирмы, возможности ее роста, принимая во внимание текущие условия функционирования фирмы, занимаемую фирмой долю рынка и информацию о фирме, которой обладают инвесторы. На основе данной информации они принимают решение о вкладе своих средств в данную компанию или в компанию, развитие которой наиболее выгодно скажется на их средствах [3].

    Процесс управления стоимостью компании предполагает выделение ключевых факторов (драйверов) стоимости, на основе которых может быть рассчитана сама стоимость. Фактор стоимости – переменная, от которой зависит результативность деятельности предприятия. Ключевыми факторами стоимости обычно становятся те показатели, чувствительность стоимости компании к которым наиболее высокая, при выявлении их представляется возможным повлиять на них, при этом улучшив состояние фирмы [2].

   На современном рынке практически в любой отрасли наблюдается конкуренция, которая, с одной стороны, является двигателем прогресса, а с другой незамедлительно приводит к уничтожению тех компаний, которые не могут ее выдержать. Таким образом, компании, желающие развиваться успешно в бизнесе, процветать и увеличивать размеры своей доли на рынке, должны применять специальные меры для того, чтобы увеличивать стоимость компании.

    Концепция управления стоимостью компании (Value-basedmanagement, VBM) в современном мире пользуется популярностью [1]. Эта концепция признана почти всеми менеджерами и аналитиками, поэтому представляется актуальным разобраться в ее сути и, возможно, выявить некоторые недостатки, просмотрев при этом различные вариации расчета стоимости компании, основанные на использовании различных показателей (модели Раппапорта, Стерна-Стюарда, Коупленда-Коллера-Муррина).

    Среди показателей, рассматривающихся в контексте концепции управления стоимостью компании, часто используется экономически добавленная стоимость компании, денежная добавленная стоимость компании, добавленная акционерная стоимость.

     Для того чтобы развиваться успешно компании необходим как стартовый капитал, так и постоянные вложения для усовершенствования деятельности бизнеса, вложений можно достичь с помощью привлечения и удержания акционеров. Компании  должны ориентироваться на всех участников бизнеса, в том числе и  на акционеров (так как вкладывать выгодно в такие компании, акции которых в будущем подорожают и смогут принести выгоду, то рационально действующие акционеры тщательно исследуют стоимость компании, ее тенденцию к росту в будущем).

     Как и все, концепция управления стоимостью развивается с усложнением технологий, проведением все большего числа исследований, и если раньше ключевым и почти единственным фактором стоимости компании была прибыль, то на данный момент далеко не последними ее составляющими являются интеллектуальный капитал, инновации и даже экология [4].

     По мнению Вашакмадзе Теймураза, важным преимуществом концепции управления стоимостью компании является учет стоимости как таковой. В то время как классические бухгалтерские критерии оценивания не берут ее во внимание, а обращаются только к показателям прибыли, которые берутся за год и поэтому не подразумевают под собой прогнозирование успеха деятельности компании в будущем, например, через 10 лет.

    Также концепция стоимости позволяет оценить устойчивость финансовых результатов (а стабильность финансовой сферы компании также привлекает большее число акционеров и инвесторов) [4]. Предполагается, что грамотные управленцы в рамках стоимостного подхода принимают решения, которые смогли бы не только усилить текущую ситуацию состояния фирмы, но и способствовали ее развитию во времени. Факторы, влияющие на размер и тенденцию роста стоимости, называются рычагами создания стоимости.

    Далее приведена эволюция концепции управления стоимостью компании, главный акцент в которой сделан на выявление ключевых факторов стоимости компании каждым ученым, предложившим свою модель, которая получила широкое распространение.

    Первые предпосылки для создания концепции управления стоимостью компании были предложены еще А. Маршаллом и Фишером. В своем подходе ученые анализировали данные о создаваемом компанией денежном потоке и размере инвестиций в деятельность капитала. Ключевым фактором стоимости в самой ранней концепции управления выступали инвестиционные решения компании (размер инвестиций в другие организации).

    Следующий огромный вклад в развитие данной концепции был сделан А. Раппапортом, его концепция основывалась на интересах акционеров, идеи автора показывали связь между инвестиционной и финансовой стратегией компании и созданной акционерной стоимостью. Важнейшими факторами стоимости для А. Раппапорта выступали рентабельность деятельности компании, темпы ее роста, склонность к инвестированию в основной и оборотный капитал и стоимость задействованного капитала.

    Концепция ключевых факторов стоимости компании А. Раппапорта получила широкое распространение, при этом, к сожалению, некоторые параметры, необходимые для расчета добавленной акционерной стоимости, слишком сложны для получения и могут носить субъективный характер оценки менеджерами.

    В 1990-х годах была изложена концепция Стерна-Стюарда, которые взяли за основу расчетов показатель экономически добавленной стоимости (EVA), которая, в свою очередь, была не совсем нова для того времени, потому что являлась измененной интерпретацией остаточного дохода (при этом были учтены поправки на способ расчета капитала и дохода). Ключевыми факторами стоимости, использованными при расчете экономически добавленной стоимости, являлись процентный долг, собственный капитал, чистая операционная прибыль.

   Неотрицательный размер показателя экономически добавленной стоимости может судить о верности решения акционеров вложить средства в данную компанию, потому что в таком случае их отдача покроет риски. Важно отметить, что концепция EVA-показателя стимулирует сотрудников компании, в том числе и менеджеров, руководствоваться долгосрочной перспективой.

    Наряду с концепцией Стерна-Стюарда была разработана похожая концепция стоимости компании, которая, в итоге,  получила чуть  менее  обширное признание, но тоже внесла  свою роль в развитие  общей концепции – подход Т. Коупленда, Т. Коллера и Дж. Муррина [1].

    В 2008 году благодаря достижениям Т. Коупленда, Т. Коллера и Дж. Муррина, была создана гексаграмма структурной перестройки. Данная гексаграмма показывает, как изменяется текущая рыночная стоимость: чтобы добиться повышения стоимости, нужно рассмотреть возможности фирмы перебраться на новый уровень развития [4].

    Чтобы разглядеть еще неиспользованные шансы увеличения стоимости компании, нужно взвесить риски и принять решения. Решения могут касаться изменения деятельности фирмы (например, внедрение нового отдела или расширение обязанностей одного отдела).

    С помощью успешно воплощенных перечисленных этапов стоимость компании может значительно возрасти, но этот процесс всегда будет идти по кругу, потому что каждое изменение в лучшую сторону предполагает появление новых факторов, а они, в свою очередь, приведут к возможности дальнейших возможных изменений (которые, при грамотном управлении и правильном взвешивании каждой ситуации приведут снова к увеличению стоимости компании).

    Итоговым показателем стоимости компании являются котировки ее акций согласно представленной выше концепции, потому что от общей доходности акций и зависит благосостояние их держателей. В добавление к этому,  многие  системы  вознаграждения  топ-менеджмента  компаний,  которые  являются  эффективно действующими и помогают достигать роста компании, также связаны с курсовой динамикой акций компании на фондовом рынке.

     Н. Р. Размадзе говорит в своей статье о том, что при оценке стоимости компании и выделении ключевых факторов необходимо учитывать макроэкономическую ситуацию в стране – а именно уровень инфляции и уровень развития фондового рынка страны. Также важно знать характер рынка, на котором действует компания, отрасли, в которую она вовлечена.

     Характер же, в основном, зависит от конкуренции на рынке, ведь с помощью конкуренции противоборствующие компании занимают определенные ниши в бизнесе, менеджменту каждой компании необходимо разобраться в функционировании механизма конкуренции и понять, каким образом должна вести себя компания для того, чтобы постоянно наращивать свою стоимость [4].

 

Список литературы

1.     Емельянов, А.М. и Шакина, Е.А. (2008), «Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний», Корпоративные финансы, № 4(8), с. 79-87.

2.     Косенко, И.В. (2012), «Идентификация и типология факторов формирования рыночной стоимости компании», TerraEconomicus. № 3, с. 24-28.

3.     Малютина, О.П. (2013), «Особенности применения коэффициента линейной корреляции Пирсона в психологических, педагогических и акмеологических исследованиях (на примере обучения студентов гуманитарных специальностей)», Вестник. Проблемы высшего образования № 1, с.114-123.

4.     Размадзе, Н.Р. (2007), «Управление стоимостью компании: макроэкономические и отраслевые факторы», Дайджест-финансы, № 3, с.27-45.