Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ТЕОРИИ ПО АНАЛИЗУ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

    К настоящему моменту существует множество учебной литературы, рассматривающей вопросы анализа финансового состояния коммерческой организации. Причем сюда можно отнести не только учебники и учебные пособия непосредственно с названием «Анализ финансового состояния» или «Финансовый анализ», но также и учебную литературу, в которой рассматриваются данные вопросы – «Экономический анализ», «Анализ финансовой отчетности», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Анализ хозяйственной деятельности организации» и др.

    Независимо от автора или названия учебника, касающегося вопросов анализа финансового состояния, в российской учебной литературе принято выделять четыре основные группы показателей: показатели ликвидности и платежеспособности, показатели финансовой устойчивости, показатели рентабельности и показатели оборачиваемости (деловой активности). Методика проведения анализа по данным четырем направлениям практически одинакова у большинства авторов, отличия наблюдаются лишь по дополнительному набору показателей и в способах их представления. Учебная литература последних лет отличается в основном изменениями в расчете некоторых показателей, что вызвано изменениями в содержании и форме бухгалтерской (финансовой) отчетности.

   Несмотря на то, что российская учебная литература по анализу финансового состояния коммерческой организации представлена большим разнообразием, у нее существует значительное количество недостатков. Рассмотрим основные из них.

   Методика проведения анализа финансового состояния организации практически не менялась на протяжении 20 лет, хотя условиях хозяйствования в российской экономике существенно изменились за этот период. Особенно это касается нормативных значений отдельных показателей финансовой устойчивости и ликвидности, которые, во-первых, не пересматриваются уже много лет, а,  во-вторых, не имеют отраслевой дифференциации.

    В некоторых российских учебниках по анализу финансового состояния организации вообще отсутствуют примеры на материалах конкретного предприятия. В других учебниках примеры приводятся, но, как правило, на материалах "выдуманных" или абсолютно неизвестных предприятиях (ОАО «Мечта», ОАО «Предприятие», ОАО«АБВ» и т.д.). Этот подход российских авторов не совсем понятен, так как гораздо интереснее, если расчет показателей производится на материалах реально функционирующего общеизвестного предприятия.

    Достаточно часто разные направления анализа представлены на материалах разных предприятий. Это не позволяет получить полной картины финансового состояния предприятия.

     В большинстве российских учебников представлена отчетность предприятия за неопределенные периоды – происходит обозначение периодов анализа, как на начало и на конец периода.

   В учебной литературе практически не приводятся значения отдельных показателей оценки финансового состояния по другим общеизвестным предприятиям по российской экономике в целом или в отраслевом или межотраслевом разрезах. Это не позволяет увидеть отличия в значениях показателей по отраслям и сферам деятельности.

    В целом описанные недостатки учебной литературы по анализу финансового состояния коммерческой организации вызваны длительностью периода опубликования учебной литературы. То есть с момента написания учебника до момента его опубликования может пройти несколько лет. Поэтому многие авторы выбирают стандартную отчетность по неизвестному предприятию за неопределенный период, что позволяет сохранить актуальность учебника в течение нескольких лет. Однако сложившаяся ситуация делает учебные издания оторванными от практики, что не способствует глубокому пониманию основ финансового анализа читателями.

    Длительность процесса издания учебной литературы приводит также к тому, что часть учебников, изданных в 2013 и 2014 годах, до сих пор представляют методику анализа финансового состояния по старой форме бухгалтерского баланса (новая форма бухгалтерской отчетности начала действовать с 2011 года).

    Еще одним недостатком отдельных российских учебных пособий по анализу финансового состояния является введение условных обозначений различных показателей, разработанных автором. Это очень сильно усложняет понимание материала, особенно если преследуется цель изучения отдельных глав учебника. То есть в начале учебника постепенно вводятся обозначения отдельных показателей, которые в дальнейшем не расшифровываются, в итоге ко 2-3 главам совершенно не понятно как рассчитывается тот или иной показатель. Причем часто обозначения показателей являются не общепринятыми, а разработанными автором, что еще больше усложняет их понимание.

    Также достаточно часто в российской учебной литературе общепринятые показатели называются не совсем «ходовыми» терминами. Например, оборотные активы называются текущими активами, краткосрочные обязательства – текущими обязательствами, внеоборотные активы – иммобилизованными активами. Для знающего человека и так будет все понятно, но для студента или просто человека, первый раз открывшего учебник, это создаст определенные сложности в понимании материала. Поэтому, по нашему мнению, в формулах для расчета показателей оценки финансового состояния должны быть четко прописаны показатели, как они звучат в финансовой отчетности. Еще лучше, если это дополнить номерами строк из отчетности.

     Сложившаяся ситуация является одной из сторон еще одного недостатка российских подходов к изложению материала по анализу финансового состояния коммерческого предприятия – сложность изложения. Объем учебного издания создается за счет большого объема не совсем уместных теоретических рассуждений, а иногда за счет включения в учебник разделов, не совсем относящихся к рассматриваемому материалу. Вследствие этого российская теория оценки финансового состояния отличается достаточно большим разнообразием, как по направлениям анализа, так и по набору показателей. Это также не способствует формированию правильных и глубоких знаний в области финансово анализа. Описанная ситуация привела к тому, что обучение по анализу финансового состояния в различных вузах у разных преподавателей очень сильно отличается, что потом перекладывается на применяемые на практике методики оценки финансового состояния, которые практически не сопоставимы между собой.

 

Список литературы

1.     Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т.И. Григорьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 462с.

2.     Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова.  – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство "Дело и сервис", 2008. – 368с.

3.     Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 348с.

4.     Казакова, Н.А. Финансовый анализ: учебник и практику / Н.А. Казакова. – М.: Издательство Юрайт, 2014.– 539с.

5.     Кирьянова, З.В. Анализ финансовой отчетности: учебник для бакалавров / З.В. Кирьянова, Е.И. Седова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 428с.

6.     Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – И.: ИК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 424с.

7.     Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 192с.

8.     Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации: учеб.пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 583с.