Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

    В современном обществе возрастает значимость физической культуры и спорта как средств укрепления здоровья работника, повышения производительности труда и  качества рабочей силы. Спорт - это не только способ оздоровления и воспитания личности, проведения досуга и профессиональной деятельности, но и эффективный инструмент социализации личности, улучшения имиджа и репутации страны, повышения качества жизни и укрепления социальной стабильности в обществе. Помимо социального аспекта, деятельность в сфере спорта также обладает и экономическим аспектом, участвует в создании внутреннего валового продукта.

    По мере развития предпринимательства в области физической культуры и спорта формируется самостоятельный сектор рынка потребительских  услуг, обеспечивающий дополнительные налоговые поступления в государственный бюджет. Рыночная экономика способствует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа владельцев физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшение качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг. Основным видами физкультурно-спортивных услуг в настоящее время являются:

-      организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде спортивных и оздоровительных секций, спортивных команд и клубов и т.п.;

-   спортивные зрелища;

-   разработка методик, методических комплексов физкультурно-оздоровительных занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов.

   В РФ разработана и реализуется государственная стратегия развития физической культуры и спорта. Такая стратегия заключается, прежде всего, в создании организационных и материально-технических основ, других необходимых условий для занятий граждан физической культурой, для обеспечения доступности спорта по месту жительства, учебы, трудовой деятельности людей. При этом перед государством встает проблема выравнивания уровня и степени обеспеченности такими возможностями различных регионов страны, в том числе крупных городов, муниципальных образований и сельских поселений.

    По статистике в 2011 г. в РФ лишь около 10% населения регулярно занималось физической культурой и спортом. По этому показателю наша страна заметно отстает от других стран. В США активно и регулярно занимается физической культурой и спортом 40% населения, в Германии - 60%. В целом по России в 2011 г. обеспеченность физкультурными залами составляла около 30%, бассейнами - 10%. Россия существенно отставала от других стран по степени обеспеченности спортивными сооружениями. Обеспеченность населения России спортивными залами в 2,7 раза ниже, чем населения Японии, в 2,1 раза, чем населения Италии; бассейнами - в 30,2 раза ниже, чем в Японии и в 7,7 раза ниже, чем в Италии; плоскостными сооружениями - в 2,7 раза по сравнению с Японией и в 6,8 раза - с Италией.

   Доля расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете страны составляет только 0,14% расходной части федерального бюджета, что не создает всех необходимых предпосылок для поступательного роста этой сферы. Фактическое государственное финансирование не обеспечивает должного развития массового спорта.

   Значительные проблемы существуют и в сфере кадрового обеспечения физической культуры и спорта в РФ. В целом по России обеспеченность населения тренерами и преподавателями физического воспитания в соответствии с социальными нормами и нормативами на 01.01.2011 г. составляла 69%.

     О неудовлетворительном положении с кадровым обеспечением свидетельствовало увеличение в последние годы доли работников, не имеющих специального физкультурного образования. Это обусловлено в значительной мере дефицитом учителей физической культуры в образовательных школах, который существует в настоящее время практически во всех российских регионах.

     Из 5 тысяч тренеров и преподавателей, которых ежегодно готовят институты физической культуры и спорта России, остается в данной сфере только 20%. Остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы и низкой оплаты труда. Около 20 тысяч российских специалистов физической культуры и спорта работает за рубежом.

   В настоящее время стоят очень остро проблемы обеспечения физической культуры и спорта управленческими кадрами, готовыми к работе в условиях рыночной экономики. Речь идет как об организациях физической культуры и спорта разного типа, так иоб органах управления физической культурой и спортом на всех уровнях - начиная с федеральных органов исполнительной власти до местных органов исполнительной власти.

     В последние годы в связи с расширением функций и ростом проблем в сфере физической культуры и спорта одной из главных является проблема управления как развитием спорта в целом, так и деятельностью отдельных организаций. Сложность решения ее заключается в том, что наряду с возрастанием значимости эффективного управления развитием физкультуры и спорта эта проблема продолжает быть одной из наименее изученных, поскольку основное внимание ученые уделяли и уделяют проблемам «технологии» тренировочного процесса.

     Накопленный опыт говорит о том, что существенный прогресс в любой сфере человеческой деятельности, может быть, достигнут только при условии, когда вместе с совершенствованием «технологии» происходит и совершенствование системы управления и управленческого труда. Сфера физкультуры и спорта в этом отношении не представляет исключения. Поэтому повышение эффективности управления и управленческого труда на всех уровнях этой сферы является одной из важнейших задач. В системе физкультуры и спорта можно условно выделить следующие основные уровни управления:

• управление физической культурой и спортом в целом как социальной системой;

• иерархические уровни управления отдельными подсистемами физкультуры и спорта (школьная физкультура, массовый спорт, спорт высших достижений и т. д.) или отдельными регионами;

• управление деятельностью отдельных спортивных организаций (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и проч.). Между тем, факторами, сдерживающими в нашей стране развитие физической культуры и спорта, являются как раз нехватка кадров и низкий уровень профессиональной подготовки работающих здесь специалистов.

       Путь к решению данной проблемы лежит через переход к долгосрочному планированию кадрового обеспечения как составному элементу процесса реализации государственных программ по развитию физической культуры и спорта в стране, ликвидация дефицита социально значимых профессий, повышение качества образования и профессионализма работающих в отрасли специалистов, введение специализированных программ обучения с учѐтом будущей конкретной деятельности выпускников. Для более полного комплектования учреждений физкультуры и спорта квалифицированными кадрами необходимо повышение материального вознаграждения работников, в том числе, финансирование рабочих мест специалистов, обслуживающих спортивные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, а также система поощрения работников физкультурной отрасли, чьи воспитанники достигли высоких результатов. Значительно облегчило бы проблему недостатка кадров формирование в масштабах страны сети образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации работников отрасли, а также разработка концепции регулирования подготовки педагогических кадров для учреждений физической культуры и спорта в регионе, с учѐтом спроса на рынке труда.

   При всём этом важно учитывать отечественный и зарубежный опыт, а так же нельзя недооценивать роль статистического анализа при принятии решений о модернизации кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации.