Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ РИСКОВ КОНЦЕССИИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2016г.

Риск присущ предпринимательской деятельности и является необъемлемой частью проектов государственно-частного партнерства. Следует различать риск как вероятность возникновения неблагоприятных последствий воздействия различных факторов на проект и риск как установленную ответственность той или иной стороны по контракту. Первый является предметом оценки на этапе разработки проекта, а второй представляет собой элемент системы управления, предусматривающей распределение рисков между сторонами и установление правил обращения с ними [4]. Существует большое количество классификаций рисков, учитывающих специфику ГЧП. Мы возьмем в качестве основы классификацию, предложенную Варнавским В.Г. и используемую рядом других исследователей, которые выделяют три группы рисков ГЧП: политико-правовые; финансово-экономические; технические [1]. Политико-правовые и экономические риски относятся к категории внешних по отношению к проекту. Они имеют особое значение для проектов государственно-частного партнерства в форме концессии ввиду долгосрочного характера последней и участия в ней государства в качестве одной (и, как правило, более сильной в экономическом плане) стороны.

Снижение политических рисков имеет место, когда развитие института ГЧП оказывается в центре внимания государства, профессионального сообщества и общества в целом. Впервые важность такого консенсуса отмечена в Великобритании, где было сформулировано общее правило, гласящее о том, что государственно-частное партнерство только тогда имеет шансы на развитие и достижение ожидаемой от него эффективности, когда оно приобретает свойства института, внедренного в саму основу социально- экономической системы страны, ее отдельных регионов и хозяйственных отраслей [4]. Политический приоритет поддержки института ГЧП должен иметь место на всех уровнях политического и административного руководства, быть продолжительным по времени и очевидным для всех участников хозяйственной деятельности. Он должен в обязательном порядке поддерживаться созданием и развитием необходимой законодательной базы, мобилизацией профессионального  сообщества и обеспечением поддержки общества в целом. На необходимость формирования политического консенсуса относительно ГЧП и создания системы формальных правил и процедур указывают Маховикова Г.А. [3] и другие исследователи [4].

Анализ нынешнего этапа развития ГЧП в России показывает наличие мощной политической поддержки развития ГЧП в целом и его применения в ЖКХ, в частности, начиная с самого высокого уровня Президента Российской Федерации (упоминание «в «майских указах», высказывания в поддержку ГЧП на совещаниях с Правительством [2]), Правительства и Государственной думы РФ, обеспечивающих создание законодательной, нормативной и методической основ ГЧП, а также глав наиболее развитых регионов и крупнейших профессиональных организаций, таких как НОСТРОЙ и других. Все это стимулирует взрывной рост в последние два года заключаемых контрактов ГЧП в сфере тепло, электро и водоснабжения, а также в других сферах ЖКХ [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политико-правовые риски концессий в сфере ЖКХ в текущих условиях Российской Федерации уменьшились и созданы условия публичным партнерам для эффективного обращения с такими рисками, за которые они несут ответственность.

Тем более важным представляется классификация и оценка финансовых и технических рисков концессии, источником которых является сам концессионный проект, в том числе квалификация и характер деятельности его участников. Концессионный проект включает два этапа: создание объекта концессии и эксплуатация созданного объекта с целью оказания услуг оговоренного в концессионном соглашении объема и  качества. Для сферы ЖКХ такие услуги могут включать обеспечение потребителей теплом, электроэнергией, водой, газом а также оказание услуг водоотведения и обращения с отходами. Мы предлагаем рассматривать риски концессионных проектов в сфере ЖКХ в составе трех групп:

1. Риски, связанные с созданием объекта концессии.

2. Риски, связанные с эксплуатацией объекта концессии.

 3. Риск недостижения качественных показателей проекта.

 Первая группа рисков связана с качеством составления и реализации инвестиционной программы концессионера, которая может предусматривать новое строительство, реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ. По существу это риски достаточности и целевого использования капиталовложений, а в некоторых случаях и крупных операционных затрат, например на капитальный  ремонт согласно соответствующим планам. Инвестиционную программу стараются планировать таким образом, чтобы капитальные вложения в строительство, реконструкцию и модернизацию объекта уложить в первые два-три года периода действия концессионного соглашения. Однако, если объектом концессии являются, например, электрические или тепловые сети крупного города, длина которых измеряется десятками километров, осуществить реконструкцию в один этап на начальной стадии концессионного проекта часто оказывается невозможным. В этом случае выполнение инвестиционной программы планируется в несколько этапов, которые могут охватывать до пяти и более лет. Риски, связанные с созданием объекта концессии, в этом случае возрастают. В первую группу рисков мы включаем следующие:

 1)   Риск удорожания создания объекта

 -   удорожание статей затрат;

 -   неучтенные затраты (риск проектирования);

 -   дополнительные затраты;

 -   увеличение стоимости денег (при использовании заемных средств).

 2)   Риск несвоевременного ввода объекта:

 -   неверная оценка объемов работ (риск проектирования);

 -   нарушение сроков строительства концессионером;

 -   вмешательство третьих лиц.

 3)   Риск недофинансирования создания объекта:

 -   недофинансирование капитальных затрат со стороны концедента;

-   недофинансирование капитальных затрат со стороны концессионера;

-   недополучение доходов от операционной деятельности для покрытия капитальных затрат.

 Риск невозможности создания объекта в данном случае не берется во внимание, так как мы рассматриваем только те риски, материализация которых не влечет за собой смену концессионера и закрытие проекта.

Вторая группа рисков включает:

 1)   Риск удорожания эксплуатации объекта

 -   удорожание статей затрат;

 -   неучтенные затраты (риск проектирования);

-   дополнительные затраты;

 -   увеличение стоимости денег (если берется кредит)

 2)       Риск недофинансирования эксплуатации объекта. Этот риск при условии выполнения концессионером своих обязательств по концессионному соглашению полностью ложится на публичного партнера. Учет этого риска снижает статью «недофинансированные экономически-эффективные расходы концессионера», которые согласно действующему законодательству концедент обязан возместить в любом случае. Появление таких расходов говорит о неверной оценке рисков проекта на этапе его подготовки

Третья группа рисков охватывает технические риски, которые могут возникнуть как на этапе создания объекта концессии, так и на этапе его эксплуатации. Эти риски, как правило, полностью ложатся на концессионера и могут быть связаны с недостаточной эффективностью выбранной технологии, ошибками проектирования, либо с низким качеством работ по строительству и эксплуатации объекта концессии.

С точки зрения обращения с указанными рисками наиболее эффективными способами управления ими следует считать минимизацию за счет создания эффективной системы риск-менеджмента проекта; грамотное распределение рисков между сторонами концессионного соглашения с учетом возможностей каждой стороны по их минимизации; резервирование ресурсов за счет учета изменения экономических параметров проекта и стоимости ресурсов в течение срока его реализации.

 

 

Список литературы

 

 

1.        Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. - М.: Наука, 2005.

 2.        Материалы III Общероссийского форума «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» 24 октября 2016. [Электронный ресурс], URL http://www.pppi.ru/news/klyuchevye-igroki-rynka-zhkh- obsudili-voprosy-privlecheniya-investiciy-v-kommunalnyy-sektor (дата обращения 10.09.2016).

3.        Маховикова Г.А. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии / Г.А.Маховикова, Н.Ф. Ефимова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 251 с.

 4.        Смирнов Е.Б., Чурбанов А.Е., Ястребов О.А., Яковлев Ю.В. Концессионная модель инвестиционно- строительного проекта: содержание, структура, контрактное обеспечение. Материалы круглого стола Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы архитектуры и строительства» Санкт-Петербург, 20-21 декабря 2011 г. / под общей редакцией Е.Б. Смирнова; СПбГАСУ. – СПб, 2011.