01 января 2016г.
Понятие «культурная сфера» охватывает такие области, как образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура, спорт, труд и социальное развитие. Стоит заметить, что культура – довольно многозначное понятие, которое в общем понимании относится к духовной сфере людей. Так же, многозначно оно потому, что сопровождается возникновением и становление относительно самостоятельных систем ценностей. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой. Парадоксально то, что в нашей стране никогда не существовало какого-либо инструмента или механизма управления культурой и искусством до 1953 г. Только тогда появилось такое ведомство, как Министерство культуры, которое выполняло различные функции: проведение государственной политики и осуществление государственного управления в сфере культуры и искусства. До этого момента управление всеми культурными процессами было распределено по различным партийно-правительственным учреждениям, которые в свою очередь подвергались многочисленным реорганизациям и реформам.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что с помощью управления сферой культуры и искусства нашего города устанавливаются формальные границы творческой деятельности, еѐ направления и приоритеты. Важно понимать, насколько велика степень влияния различных социальных субъектов на процессы, происходящие в культурной жизни общества и то, как она влияет на взаимоотношения участников культурного процесса. Интересно то, что рассматривая деятельность одного Санкт-Петербургского Министерства, можно получить представление о работе высшего государственного аппарата. В конечном итоге это позволит нам представить идеальную модель хозяйственного управления культурой и искусством в Санкт-Петербурге, а главное – предоставить нам ответ на глобальный вопрос: «Необходимо ли вообще нашему городу управление искусством и в какой степени?».
Заметим, что управление культурой и искусством г.Санкт-Петербурга является самостоятельным функциональным органом администрации. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, а по всем вопросам своей деятельности подчиняется непосредственно главе администрации города. Так же управление является юридическим лицом, имеет расчѐтный и иные счета в банковских учреждениях и самостоятельный баланс. Большое значение для управления в области культуры и искусства имеет Федеральный закон "О средствах массовой информации", а также Федеральный закон от 1 декабря 1995 года "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". В настоящее время объектом культурной деятельности в наибольшей степени являются организации и учреждения, производящие и сохраняющие сферу культуры, но, если мы хотим добиться прогрессивного развития в данной сфере, то необходимо прийти к тому, чтобы объектом культурной деятельности стало всѐ общество. Именно поэтому осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важнейших задач государства. Эти задачи определяют его уровень духовного развития и место в цивилизованном мире.
В чѐм же заключаются эти задачи и основные миссии управления культурной сферой? Культура и искусство в Северной столице следуют простой философии, устойчивым ценностям и высочайшим этическим стандартам, которые вдохновляют нас каждый день. Всѐ, над чем трудится городское подразделение Правительства в этой сфере направлено на культурное развитие общества, развитие тренда культуры и искусства, а так же удовлетворение информационных, интеллектуальных и эмоциональных потребностей социума. Помимо этого, нельзя не закрепить имидж культуры, как основное конкурентное преимущество Санкт-Петербурга. Соответственно, нашему городу необходимо не просто оставаться в этом имидже, но и развивать бренд "Санкт- Петербург - культурная столица", а также разрабатывать иные имиджевые бренды города. Задача формирования имиджа «Культурной столицы», как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга имеет несколько важных аспектов (см. Табл.1).
Концепция управления в сфере культуры и искусства в России на данный момент направлена на сохранение и развитие данной отрасли, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства. Активнейшую роль в осуществлении данной государственной концепции играет г.Санкт-Петербург, который славится своим неофициальным названием – «Культурная столица России».
Ниже представлены
более детальные задачи и цели управления культурой и искусством г.Санкт- Петербурга, которые были поставлены на 2014 г.:
Ø Реализация государственной политики в культурной сфере;
Ø Реализация прав граждан г.Санкт-Петербурга на удовлетворение духовных потребностей, культурную деятельность и свободу творчества.
Ø Приобщение граждан г. Санкт-Петербурга к ценностям отечественной и мировой культуры;
Ø Реализация городской программы по сохранению и развитию культуры;
Ø Приобщение к культурно-досуговой деятельности различных слоѐв населения;
Ø Развитие и совершенствование
профессионального и элитарного искусства, а так
же народного творчества;
Ø Повышение значимости образования в сфере искусства;
Ø Разработка и реализация финансово-инвестиционной политики в сфере культуры и искусства;
Ø Разработка совместных проектов с организациями других отраслей в целях решения вопросов в сфере культуры и искусства;
Ø Организация общегородских культурных проектов: фестивалей, конкурсов, праздников, концертов, выставок и конференций;
Ø Возрождение и развитие культурных традиций.
Однако выявить цели и задачи – дело одно, но каким самым рациональным путѐм пойти для их осуществления? Ведь накопившиеся за время экономического спада проблемы значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль в настоящий момент является наименее подготовленной к рыночной экономике, так как в наибольшей степени опирается на государственную поддержку. По мере возрастания роли культуры и искусства в социуме отрасль перестает быть просто
одной из форм удовлетворения человеческих
потребностей. Выход культуры на уровень, который позволит ей стать
активным участником социально-экономических процессов, требует значительных усилий от государства. Вложение государства в культурную сферу означает инвестирование в "человеческий капитал". Необходимо найти такие решения данных проблем, которые позволили бы не только обеспечить сохранность культурных ценностей, но и создать механизм, способствующий эффективному развитию культуры в новых рыночных условиях. Важным фактором развития может послужить партнерство государства с частными институтами, которые предусматривают:
·
Развитие благотворительности в сфере культуры и искусства;
·
Совместное участие
государства
и
бизнеса
в
развитии
этого
рынка, а также
в
экономически эффективных проектах в сфере культуры и искусства;
·
Тесную взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе.
В последнее время вложение средств в сферу культуры и искусства стало актуальными всѐ чаще рассматривается
не просто как альтернативный инструмент инвестирования, но и как возможность сохранения благосостояния и нивелирования рисков. Средняя доходность при инвестировании в предметы искусства может достигать 17–20 %, поэтому привлечение к данной деятельности может выгодно послужить отнюдь не только государству, но и частным компаниям.
Помимо финансовых путей, городское Правительство имеет ряд полномочий и функций управления в сфере культуры и искусства, которые оно обязуется выполнять. К ним относятся:
Ø Обеспечение реализации городских программ в сфере культуры и искусства;
Ø Оказание
содействия
внедрению
достижений науки и техники
отечественного опыта в сферу культуры и искусства;
Ø Применение законодательства в сфере культуры и искусства, разработка и реализация мероприятий по совершенствованию системы правового обеспечения отрасли;
Ø Участие
в
разработке
и
осуществлении различных мероприятий по социальной поддержке работников сферы культуры и искусства;
Ø В установленном порядке осуществление бухгалтерского учета, а так же ведение статистической отчетности;
Ø Проведение работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников культуры, провождение аттестации кадров;
Ø Оказание методической помощи учреждениям культуры и искусства, расположенным в населѐнных пунктах, входящих в состав города Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
Ø Участие в разработке рекомендаций для промышленного производства изделий в сфере культуры и искусства;
Итак, после
рассмотрения главных целей, задач,
полномочий
и
функций управления
культурой и искусством, выявления основных аспектов и факторов формирования и поддержания статуса «Культурная столица» г.Санкт-Петербурга, можем ли мы ответить на изначально интересующий нас вопрос: Необходимо ли вообще нашему городу управление данной сферой и, если да, то в какой степени?
Не сомневаясь, можно ответить, что реализация основных направлений по развитию управления сферой культуры и искусства необходима г.Санкт-Петербургу. Это позволит создать условия для эффективной интеграции отрасли в процесс повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского
общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Важно помнить, что улучшая
механизм
управления
культурной
сферой нашего города,
мы прокладываем путь к идеальной модели государственного управления культурой и искусством.
Список литературы
1.
Боркова Е.А. Использование динамической модели оценки инвестиционного климата в управлении инвестиционными процессами // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 5 (64). С. 19-24.
2.
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. http://docs.cntd.ru/document/891852013
3.
Международные связи в системе управления культурой г.Санкт-Петербурга. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=513505