Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ИНЖИНИРИНГОВЫМИ ЦЕНТРАМИ, СОЗДАВАЕМЫМИ НА БАЗЕ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    В последние годы  Правительством Российской Федерации  приняты Государственные программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1] и «Экономическое развитие и инновационная экономика» [2]. В Государственной Думе рассматривается проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [3], предусматривающий переориентацию промышленной политики РФ на инновационное развитие. Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [4], действующим с 1 сентября 2013 г., дано право на создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых направлена на практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103).

     Комиссией Союза машиностроителей России по развитию инжиниринга в машиностроении подготовлен проект Федерального закона «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в Российской Федерации» [5], регламентирующий систему инжинирингового обеспечения и сопровождения всех отраслей реального сектора экономики и предусматривающий единые правила игры для участников промышленного инжиниринга и инжиниринга инноваций. Из этого следует, что важнейшие решения органов государственной власти РФ имеют инновационный вектор преобразования экономики и промышленности как основного звена еѐ развития. Для успешной реализации правовых, экономических, финансовых, инвестиционных, организационных, управленческих и иных мер государственной политики по содействию инновационному развитию в первую очередь необходимо установить цели и задачи по сотрудничеству научных организаций, наукоѐмких промышленных предприятий и эффективных субъектов инновационнной инфраструктуры с учѐтом требований настоящего периода времени. Значимость новых целей, задач и соответствующих им стратегий возрастает в условиях санкционного экономического режима. Реализация планируемого курса на импортозамещение в секторах наукоѐмкого и высокотехнологичного производства требует стратегического инновационного прорыва. Стратегия инновационного прорыва потребует многократного роста объѐмов научной и научно-технической деятельности и их результатов в форме инноваций и инновационной продукции, а главное, внедрения полученных результатов в производственную деятельность предприятий или выгодной их коммерциализации. Возможность решения этих сложнейших задач обосновывается тем, что с одной стороны, Правительством РФ разработан комплекс мер стимулирования и поддержки инновационной деятельности успешных технических университетов, установлены правила предоставления на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета. С другой стороны, технические университеты и научные организации, исследователи, изобретатели испытывают потребность в реализации своего научного, научно-технического потенциала. К тому же, проблемы импортозамещения повышают уровень готовности промышленных предприятий к приобретению, внедрению в производство инноваций, но для этого требуется связующее звено между создателями прикладной науки и предприятиями. В качестве такого звена(моста) выступает «Инжиниринговый центр», представляющий собой современную организацию, относящуюся к инновационной инфраструктуре.

     В силу этого исследование задач, роли, назначения и сущности инжиниринговых центров, создаваемых на базе эффективных технических университетов и наукоѐмких предприятий, требует более углубленной теоретической проработки, так как в настоящее время инжиниринг, как важный элемент технологической цепочки, в российской промышленности проходит стадию становления.

   Актуальность данного исследования заключается в необходимости выработки теоретических положений по использованию потенциала  коммерциализации инноваций посредством инжиниринга и инжиниринговых центров в условиях, когда санкционный режим является не только угрозой и риском для экономики, но и шансом для инновационно-технологического прорыва в перспективе.

   Сущность инжиниринга в условиях рынка в конечном итоге состоит в реализации знания как товара на коммерческой основе. Ценность инжиниринга определяется тем, что он служит связующим звеном между прикладными научными исследованиями вузов и промышленными предприятиями и может исключить традиционный разрыв между наукой и производством. Инжиниринг, выполняя функции инновационной инфраструктуры, создаѐт базу для реализации концепции «полного жизненного цикла продукции». Это особенно необходимо для заключительного этапа жизненного цикла инновационной продукции, на котором осуществляется коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности (РИД), получаемых техническим университетом. В сложившихся условиях этап коммерциализации в жизненном цикле инновационной продукции является наиболее проблемным среди всех остальных этапов.

    По данным Минпромторга России наша страна имеет разработки мирового уровня только по 1/3 из 34 важнейших направлений современной мировой науки и техники. При этом отечественные разработки в экономике внедряются крайне недостаточно несмотря на создание отдельными вузами хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых направлена на практическое применение (внедрение) РИД.За последние четыре года достигнут определѐнный результат по научной и научно-технической деятельности, экспериментальным разработкам, направленным на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, организационных проблем, для обеспечения функционирования науки, техники, производства и рынка как единой системы. В частности, оформлено порядка 700 патентов и более 500 заявок находится на рассмотрении. Более 300 объектов авторского права зарегистрировано и находится на регистрации в Роспатенте. Охраняется в форме секретов производства (ноу-хау) около 7000 результатов НИОКР. Но по объективным законодательным, финансовым, инвестиционным и организационным ограничениям до практической реализации на производстве и последующей коммерциализации доходит не более 16% от всего объѐма созданных РИД [7].Для введения в хозяйственный оборот максимального количества востребованных РИД и объектов интеллектуальной собственности (ОИС), права на которые закреплены за РФ, Минпромторгом России разработана Подпрограмма 19 «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» на период 2014 - 2018 гг. Она включена в Госпрограмму РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1].В соответствии с ассигнованиями федерального бюджета, предусматриваемыми на очередной финансовый год и плановый период, финансирование подпрограммы исходит из потребного объема бюджетных ассигнований на период 2014 - 2018 гг. в сумме 5 139 800,0 тыс. рублей и внебюджетных средств в объѐме 27 717 000,0 тыс. рублей. Планируется обеспечение минимизации рисков поданной Подпрограммена основе государственно-частного партнерства, рационального использования бюджетных средств и максимальной координации действий всех участников. Разрабатываются также мероприятия по улучшению процесса коммерциализации РИД, к примеру, по доступности информации о созданных результатах интеллектуальной деятельности, принятию модели передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности через предоставление безвозмездной лицензии и другие.

    Раскрытие сушности исследуемой проблемы предполагает рассмотрение основных понятий «инновации», «коммерциализация», «инжиниринг», «ижиниринговый центр». Известно, что понятия в сфере инновационной деятельности до сих пор имеют дискуссионный характер, многие авторы считают, что новшество и инновации являются синонимами. Авторами данного исследования в основном принимаются понятия, соответствующие концепции инновационного менеджмента профессора Р.А. Фатхутдинова [8], в которой правильно, с нашей точки зрения, определяются понятия «новшество» и «инновация».

     Новация – новшество в области техники, технологии, труда или управления, основанное на использовании достижений науки и профессионального опыта, обеспечивающее повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению еѐ эффективности. Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического, социального и другого вида эффекта [8]. Внедрение инноваций – неотъемлемая составляющая обеспечения конкурентоспособности предприятия.

     Понятия в области инновационной деятельности и коммерциализации полученных результатов регламентированы ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [6] следующим образом. Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов - деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов. Основные понятия по инжинирингу рассматриваются согласно законопроекту [5]. Инжиниринг - одно или несколько технических (технологических) решений, основанных на конечных результатах инновационной деятельности и реализуемых для целей реального сектора экономики. Инжиниринговая деятельность  -  процесс,  направленный  на  создание  и  реализацию  на  рынке  инжиниринговых  услуг.

     Инжиниринговая услуга- услуга, содержащая не более одного вида инжиниринговой деятельности. Инжиниринговая компания - предприятие, осуществляющее деятельность по оказанию инжиниринговых услуг, с учетом особенностей такой деятельности, предусмотренных Законом. Инжиниринговая инфраструктура - совокупность субъектов инжиниринговой деятельности, способствующих ее осуществлению и включающая инжиниринговые компании, органы экспертизы инжиниринговых проектов, учреждения - источники финансирования инжиниринговой деятельности, в том числе с участием бюджетных средств, а также инжиниринговые фонды. Инжиниринговый центр - предприятие, организующее труд слаженного коллектива ИТР различных областей машиностроения, который имеет способность к командной работе, совместному решению сложных инженерных задач, возникающих при организации производства, быстрому решению производственно-технических и организационных проблем [9]. Результат командной работы по оказанию инжиниринговых услуг подобранной группой профессионалов обеспечивается единством цели, ценностей, подходов к совместной деятельности и применению взаимодополняющих навыков, единством ответственности.

     Таким образом, реализация программных решений Правительства РФ по созданию инжиниринговых центров на базе вузов и предприятий будет улучшать состояние коммерциализация инноваций, РИД, ОИС, активизировать процессы вовлечения в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов как вузовских, так и получаемых на промышленных предприятиях при их общей заинтересованности в коммерческой реализации создаваемых новых технологий, видов производств и инновационной продукции.

 

Список литературы

1.     Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Мин промторг РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru/ (Дата обращения 16.11. 2014).
2.     Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Пост Правит. РФ от 15 .04. 2014 г. № 316. URL: http://www.garant.ru/products/(Дата обращения 27.11. 2014).
3.     Проект     Федеральный     закон     «О     промышленной     политике     в     Российской     Федерации.     URL: http://asozd2.duma.gov.ru (Дата обращения 29.11. 2014).
4.     Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. URL: http://www.usperm.ru/ (Дата обращения 19.11. 2014).
5.     Проект ФЗ «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.umpro.ru/index.php(Дата обращения 17.11. 2014).
6.     Федеральный закон от 23.08.1996  № 127-ФЗ  (ред. от 02.11.2013 «О науке и государственной  научно- технической политике».URL: http://www.consultant.ru/document (Дата обращения 24.11. 2014).
7.     Мантуров  Д.В. Инжиниринговые центры будут созданы на базе вузов и предприятий. Минпромторг России. URL http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/all/#!8837(Дата обращения 07.11. 2014).
8.     8.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент:  Учебник для вузов  - 6-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 448с.URL::http://www.bfgi.ru/ (Дата обращения 27.11. 2014).
9.     Современные инжиниринговые центры в России. Подходы к созданию и организации ИЦ. Комп. СОИС Консалт. URL: http://sois-consulting.ru/Promishlennij_konsalting.html (Дата обращ. 08.11. 2014).