Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   В условиях динамичности деловой среды важнейшим инструментом управления, обеспечивающим прибыльность и соответствие промышленного предприятия деловой среде, становится его организационный потенциал [4]. Организационный потенциал – это способность предприятия к формированию структурированной конструкции ресурсов, объединенных направленностью на соответствие деловой среде или ее изменение [2]. Организационный потенциал является атрибутом любой социальной системы, имеющей некоторый период существования. Однако стихийно образовавшийся организационный потенциал может обладать рядом недостатков: отсутствие четкой направленности, внутренняя несбалансированность компонентов, скрытые неиспользуемые резервы, несоответствие состоянию деловой среды. Решением этих проблем является управление организационным потенциалом.

   Управление организационным потенциалом будем понимать как управление его жизненным циклом. Это представление основано на всеобщих принципах организации, согласно которым система, как организованное образование, обладает имманентной способностью к эволюции за счет внутренних движущих сил. В связи с этим управление организационным потенциалом должно строиться с учетом логики его развития.

   Жизненный цикл организационного потенциала промышленного предприятия определим как период времени, в течение которого обеспечивается соответствие предприятия состоянию деловой среды. Исходя из определения организационного потенциала, его жизненный цикл совпадает с жизненным циклом самого предприятия и включает следующие этапы: зарождение, рост, зрелость и угасание. Зарождение характеризуется формированием компонентов организационного потенциала эмпирическим путем. В процессе отработки и приведения компонентов в соответствие друг другу происходит рост организационного потенциала, который сменяется зрелостью, стабилизацией организационного потенциала на определенном уровне, обеспечиваемом комплементарностью. Зрелость постепенно переходит в стадию угасания, когда организационный потенциал перестает соответствовать деловой среде за счет возникших в ней структурных сдвигов.

   Опираясь на жизненный цикл, управление организационным потенциалом рассматриваем как процесс, состоящий из 3 фаз: построение, поддержание и преобразование организационного потенциала. Каждая фаза цикла автономна, характеризуется сбалансированным инструментарием и определенным составом участников, имеет частный результат.

   Фаза построения организационного потенциала должна обеспечить создание, отработку и доведение характеристик организационного потенциала до желательного уровня. Фаза построения включает следующие этапы: исследование деловой среды, проектирование, формирование организационного потенциала, измерение и оценка его состояния и применения. Построение организационного потенциала осуществляется с учетом состояния деловой среды и итогов предшествующей деятельности предприятия. Окончанием фазы является сформированный организационный потенциал, отвечающий целям и ценностям промышленного предприятия.

   Фаза поддержания состоит в создании условий для сохранения желательного уровня состояния и применения организационного потенциала и включает 3 этапа: использование, контроль и регулирование организационного потенциала предприятия. Воздействующие факторы те же: состояние деловой среды и итоги деятельности предприятия. Результат деятельности по поддержанию – устойчивость состояния и использования организационного потенциала в соответствии с целями предприятия. Наибольший интерес вызывает этап использования организационного потенциала в хозяйственном процессе. Ранее установлено [4], что использование организационного потенциала целесообразно рассматривать как процесс, состоящий из трех стадий: комбинирование, структуризация и трансформация.

   На стадии комбинирования имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы соединяются с организационным потенциалом. В ходе структурирования образуются ресурсные потенциалы (финансовый, производственный, трудовой и рыночный), которые отражают способности предприятия производить материальную и нематериальную продукцию с помощью, соответственно, материально-имущественных, денежных, человеческих ресурсов и организационных ресурсов компаний-партнеров. Третья стадия использования организационного потенциала состоит в трансформации ресурсных потенциалов в продукты предприятия материальной и нематериальной природы. При этом мы убеждены, что в ходе трансформаций все виды ресурсов полностью или частично превращаются во все виды продуктов предприятия. Таким образом, вовлечение организационного потенциала в хозяйственный процесс имеет результатом как воспроизводство подобных (гомогенная трансформация), так и создание отличных по природе продуктов (гетерогенная трансформация).

    Фаза преобразования состоит в предотвращении стадии угасания организационного потенциала с целью формирования его нового жизненного цикла. Преобразование организационного потенциала происходит также под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние причины: состояние экономики в целом, состояние отрасли и смежных отраслей (конъюнктура рынка, технические и технологические инновации), регулирование со стороны государства, международные факторы. Внутренние причины: изменение стратегических ценностей, состояние основных фондов, уровень квалификации персонала компании, в том числе управленческого, финансовое состояние и др. При этом доминирующее значение имеет состояние деловой среды. Фаза преобразования включает этапы исследования организационного потенциала предприятия и состояния его деловой среды, проектирования преобразования, внедрения проекта преобразования. Фаза преобразования заканчивается достижением устойчивых характеристик организационного потенциала в соответствии с новыми ценностями предприятия.

   Условием успеха управления организационным потенциалом промышленного предприятия (ОППП) является формализация каждой фазы с помощью соответствующей технологии управления. На основе обоснованного состава компонентов технологий управления [3] охарактеризуем технологию построения организационного потенциала предприятия (Табл.1).


Таблица 1 Компоненты технологии построения организационного потенциала промышленного предприятия

Компоненты

технологии

Содержание

Цель деятель-

ности

Создать ОППП, отвечающий ценностям предприятия и обеспечивающий его

соответствие состоянию деловой среды

Принципы уп-

равления

Ценностная ориентация, совместимость, актуализация, сосредоточение,

информативность, результативность, надежность, принципы исследования

Методы и ин-

струменты воз- действия на объекты

Методы: системный подход, методы анализа деловой среды, моделирование структуры,

процессов, компетенций, структурообразование, формализация, календарное планирование

Инструменты исследования, проектирования, организации, мотивации, контроля (стандарты, регламенты, нормы, процедуры)

Участники

Руководитель предприятия, его заместитель по ключевым процессам, руководители

функциональных служб, специалисты по организационному проектированию (аналитики отдела маркетинга, развития)

Требования к

квалификации участников

Квалификация определяется требованиями производственных и функциональных

технологий, для аналитиков и проектировщиков требуется опыт работы в области организационного анализа и проектирования не менее 3 лет

Моделирование

поведения работников

Осуществляется путем моделирования компетенций участников

Система конт-

роля

График проверок, требования методики исследования, рабочий проект создания ОППП,

индикаторы и показатели состояния ОППП, оценка персональной результативности работников по системе KPI

Организация

методов и ин- струментов

Определяется диаграммами SADT–модели, планом работ и графиком проверок

Требуемая ин-

формация

Результаты диагностического опроса, информация о результатах производства, продаж,

состоянии деловой среды, экономическая, кадровая информация, получаемая в ежемесячном или ежеквартальном режиме

Обработка ин-

формации

Определяются методиками стратегического анализа, способами расчета индикаторов

ОППП. Сбор информации ежемесячно

Обратная связь

В форме мониторинга продаж, состояния и результативности ОППП в сравнении с

проектными показателями, а также в форме диагностического и детального анализа

Создаваемые и

используемые документы

Пояснительная записка, диаграммы SADT, спецификации, карты организационных

ресурсов, оформленная методика анализа ОППП, первичные и сводные формы отчета, технико-экономическое обоснование, рабочий проект формирования ОППП, Положение об организационной структуре, о подразделениях, матрицы ответственности, схемы информационных потоков, должностные инструкции, матрицы компетенций, Положение о KPI, Политика внешних связей, программы партнерства, распорядительные документы

 

    Комплект документов технологии управления ОППП обоснован выделенными  требованиями [3]. Методологию структурного анализа и проектирования (SADT) предлагаем использовать для создания графической части проекта, которая отражает процедуру преобразования входов в продукты предприятия под влиянием методов и инструментов управления с применением установленных механизмов [1]. Пояснительная записка содержит характеристику компонентов технологии управления и комментарий к графической части.

 

Список литературы

1.      Марка, Дэвид А. Методология структурного анализа и проектирования SADT / Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн. – М.: Метатехнология, 1993. – 243 с.

2.      Третьякова, Е.П. Методология исследования и измерения организационного потенциала компании /Е.П. Третьякова //Экономические стратегии. – 2015. – № 3. – С. 146 – 151.

3.      Третьякова, Е.П. Технологии управления как способ формализации организационных процессов /Е.П. Третьякова //Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 1. – С. 206 – 211.

4.      Третьякова, Е.П. Методология формирования организационного потенциала компании /Е.П. Третьякова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 150 с.