Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ*

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2016г.

* Публикация подготовлена при поддержке гранта ФГБОУ ВО «НГУЭУ», проект №12/2016 «Управление эффективностью развития торгового бизнеса на основе системной экономической диагностики»

 

 

Аннотация.

 

В статье рассмотрены методологические особенности системной экономической диагностики эффективности деятельности (СЭДЭД) организаций розничной торговли, с том числе объект, субъект, предмет, специфицированы интересы стэйкхолдеров, обозначены условия реализации организационно- методического механизма проведения СЭДЭД, обеспечивающие подсистемы и программа СЭДЭД.

Ключевые слова. Методология, системная экономическая диагностика эффективности деятельности (СЭДЭД), временная структура, логическая структура, предмет, субъект, объект, метод, методика, интересы стэйкхолдеров, система принципов, организационно-методический механизм проведения СЭДЭД, обеспечивающие подсистемы.

Исследование объекта всегда начинается с раскрытия методологии его познания. Однако само понятие «методология» требует осмысления и корректировки в соответствии с общенаучными подходами и спецификой объекта изучения.

Методологическая основа системной экономической диагностики эффективности деятельности торговых организаций представлена в статье общей теорией познания, теорией эффективности, хозяйственных систем и развития розничной торговли.

Методологический подход представляет методологическую ориентацию диагностирования как набор процедур и приемов, создающих форму и условия реализации соответствующих стратегических принципов. Сложность и многогранность диагностирования эффективности деятельности организаций розничной торговли предопределили дифференциацию на традиционные (эволюционный, динамический, системный и ситуационный) и современные (синергетический и когнитивный) методологические подходы.

Приоритетным методологическим подходом в исследовании принят системный когнитивно- синергетический подход. Данный выбор обосновывается тем, что совокупный критерий упорядоченности системы включает такие основные координирующие компоненты как:

− оптимальность структуры системы для данного периода времени; 

− определение роли и места исследуемой системы по отношению к другим системам одного ранга с ней (место в иерархии систем);

− выделение относительно устойчивых и наиболее результативных связей данной системы; определение меры структуризации системы.

В соответствии с общей методологией экономического анализа и аудита эффективности, с учетом критического осмысления имеющихся в научных исследованиях подходов к методологии экономической диагностики, учитывая методологические особенности СЭДЭД, сформулируем понятие, представляющее идеологическую основу авторских научных изысканий и базис создаваемых диагностических инструментов исследования.

Методология системной экономической диагностики эффективности деятельности (СЭДЭД) – логически структурированная совокупность взаимосвязанных методологических элементов для системного диагностирования эффективности деятельности торговой организации.

Структура методологии СЭДЭД включает две компоненты: временную и логическую [6].

 Временная структура СЭДЭД учитывает эволюционно-диалектический характер эффективности организации розничной торговли (фазы, стадии, этапы деятельности).

Логическая структура СЭДЭД включает: а) основные компоненты (предмет; объект; субъект; метод; система категорий; научный инструментарий; принципы; формы; средства; результаты) и б) специфические компоненты (особенности, условия, нормы).

Охарактеризуем методологические особенности предмета, объекта, субъекта и методики СЭДЭД.

 Предмет диагностического исследования – это часть, фрагмент содержания объекта, выделяемый субъектом в процессе формулирования проблемы, выбора подходящей теоретической основы и методов исследования [2]. Особенность содержания предмета диагностического исследования обосновывается спецификой постановки и решением проблем в диагностике, которые не предполагают элементов научной новизны в теоретическом знании, не требуют изобретения новых методов, неизвестных способов интерпретации и т.д.

Диагностика как научный предмет включает в себя три основных раздела: семиотику; методы диагностического обследования или диагностическую технику; методологические основы, определяющие теорию и методы диагноза.

Предметом СЭДЭД определим системную идентификацию и оценку «слабых мест» эффективности деятельности диагностируемой организации розничной торговли; причинно-следственные связи между показателями; качественный и количественный аспект экономического диагноза; обоснование возможностей использования системных регуляторов в процессе выполнения тактических и стратегических решений, связанных с управлением эффективностью деятельности организации.

Объект диагностики – единичная (индивидуальная) сущность (системы различного уровня со сложными функциональными связями и взаимодействиями с внешней и внутренней средой, происходящими в динамике), на которую направлена диагностическая деятельность субъекта. Особенности объекта – в позиционировании его как бесконечное множество свойств и отношений с другими объектами, уровней его организации. Предполагается, что наличие объекта не связно с целями, задачами и оценками, транслируемыми на него субъектом: распознается либо индивидуальность объекта (индивидуализирующая диагностика), либо выделяется сходство с однотипными объектами (типологизирующая диагностика). При этом «объекты диагностической деятельности должны принадлежать к хорошо изученному наукой универсуму объектов, относительно которого сформировалось достаточно развитое эмпирическое и теоретическое знание» [4].

Таким образом, различие между объектом и предметом диагностических исследований заключается в категориальных схемах «часть − целое», «объективное − субъективное».

Объектом СЭДЭД выступает функционирующая торговая организация со сложными вертикальными и горизонтальными функциональными связями и взаимодействиями с внешней и внутренней средой.

Субъект системной экономической диагностики – специалист (диагност/аналитик), владеющий предметными знаниями в области экономики и управления организаций сферы розничной торговли; диагностической техникой (умение наблюдать и исследовать систему с помощью разнообразных методов фактологического и дискурсивного уровня диагностического познания) и/или физическое (юридическое) лицо, для которого проводится  СЭДЭД. Направленность решаемых диагностом задач сводится к организации процесса диагностики и реализации цели диагностики (формирование экономического диагноза). На основе общенаучных понятий и концепций формируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие со специальным научным знанием и его методами. Методологические основы диагностики формируются на принципах общей теории познания (гносеологии), на методах исследования и мышления, общих для всех наук.

Метод (от греч. metodos – способ познания) − определенная система предписаний принципов и требований, которая должна ориентировать субъект познания на достижение определенного результата в той или иной сфере деятельности. Использование системы методов позволяет генерировать знания о процессах, явлениях и закономерностях. Основа предлагаемой в статье системы методов − общенаучная методология. Диагностика как научный метод базируется на использовании исторически сложившихся знаниях, на наблюдении и опыте, сравнении, классифицировании явлений, раскрытии связей между ними, построении гипотез и их проверке.

Под методикой СЭДЭД организации розничной торговли будем понимать использование совокупности приемов и способов, порядка и правил методов работы, формирование рекомендаций по исполнению аналитических процедур на всех этапах процесса СЭДЭД [5].

С формальных позиций и с учетом выше обозначенной структуры методологии СЭДЭД сформируем концептуальную модель методологии СЭДЭД (CFed) [6]:

CFed = {SI, OT, SC, BC, MM, PP, FM, SS, ОО},

 где

 SI – интересы стэйкхолдеров;

 OT – иерархия целей;

 SC – система категорий;

 BC– система базовых концепций;

 MM – научно-практический инструментарий;

 PP– система принципов;

 FM – экономические механизмы;

 SS – обеспечивающие подсистемы;

ОО − организационно-методический механизм реализации СЭДЭД

 Интересы стэйкхолдеров. В СЭДЭД превалирующими являются интересы собственников (по поводу  увеличения эффективности  деятельности организации как фактора роста ее стоимости) и топ- менеджеров (по поводу улучшения управления эффективностью деятельности организации как основного стратегического фактора повышения ценности (стоимости) организации).

Иерархия целей. Диагностирование эффективности деятельности организаций розничной торговли должно гармонировать в контексте обеспечения конгруэнтности целевых установок: заинтересованных лиц и самой организации розничной торговли по временной составляющей (стратегическая, тактическая и оперативная) и  структурной  составляющей  (центры ответственности). Достижение сбалансированности целевых установок посредством СЭДЭД происходит путем формирования и использования системы целевых показателей эффективности, системы мониторинга достижения фактическими показателями эффективности их целевых значений.

Согласование целевых установок во временном аспекте. В рамках программы развития торговой организации формулируется набор упорядоченных целей, трансформирующихся из общих и долгосрочных целей в краткосрочные цели. В управлении эффективностью этот аспект находит отражение в системе бизнес-планов.

Согласование целевых установок по структурной составляющей. Чем крупнее торговая организация, тем сложнее ее организационная структура управления. В значительной степени общий успех достигается в случае сбалансированности усилий каждого из подразделений, согласованности их интересов, осознания менеджерами взаимообусловленности целевых установок и их подчиненности цели. Конгруэнтность целевых установок подразумевает согласованность интересов и целей всех участников процесса главной цели торговой организации – максимальному повышению эффективности деятельности организации.

Система категорий – наиболее общие ключевые понятия. Особенность развития научных знаний, проявляющаяся в переплетении категорийного аппарата и инструментария смежных научных направлений, приводит к тому, что обособить базовые понятия, принадлежащие исключительно одной области знаний, практически невозможно. Учитывая такую особенность можно говорить об универсальности используемых в СЭДЭД категорий (основополагающая категория «диагностика» используется в различных сферах деятельности).

Эмпирический уровень исследования иерархии категорий начинается с категории «факт» (от лат. factum – сделанное, свершившееся), логически трансформирующейся в категорию «явление» (совокупность существенных свойств и качеств вещи) и предопределяющее формирование категории «процесс» (от лат. processus – продвижение). Как обобщение последнего складываются «эмпирические закономерности» (систематизированное знание, основывающееся только на экспериментальных данных, выражаемых в виде математической формулы, отражающей результаты с достаточной точностью), которые позволяет сформулировать категорию «принципы».

Процедурную сторону СЭДЭД торговой организации представляет система принципов.

 В традиционном понимании принцип (от лат. principes – первый) — правило, которому следуют при осуществлении той или иной деятельности.

Принципы являются средством конкретизации подхода. Это исходное положение, представляющее процедурную сторону диагностического познания, представленной реализацией основных принципов, при условии, что диагност обладает знанием структуры, возможных причин и латентной сущности диагностируемого объекта. Все это гарантирует объективность результатов диагностического исследования. Поскольку любая научная теория строится на общефилософских принципах, то целесообразно их адаптация к   специфике   деятельности   организаций   розничной   торговли   и   учет   особенностей   научно- исследовательского процесса  формирования и реализации структурно-логических моделей СЭДЭД. Технологический аспект реализации принципов СЭДЭД – это сформированные и примененные методы диагностики, которые дифференцируются в зависимости от особенностей объекта диагностирования.

Основополагающие концепции определяют логику и использование аналитических методов и приемов в процессе диагностирования. Необходимость их идентификации, обособления и интерпретации определяется стохастичностью и вариабельностью решений менеджмента по управлению эффективностью на основе результатов СЭДЭД. В большинстве случаев финансово-экономические и хозяйственные операции не являются единственно возможными и жестко предопределенными в том смысле, что условия, детали и последствия их осуществления могут просчитываться и оговариваться. Поэтому принятие соответствующего решения всегда предполагает наличие компромисса между желанием достижения наибольшего эффекта от данной операции и возможностью фактического получения наименее желаемого результата. Осознание необходимости подобного компромисса и его обоснование с помощью количественных оценок или не формализуемых критериев эффективности становится возможным, когда диагност отчетливо представляет логику закономерностей, предпосылок и допущений, сопровождающих любые бизнес-операции и их финансово-экономические последствия с точки зрения управления эффективностью. Несмотря на определенную умозрительность и теоретизированность, базовые концепции в обязательном порядке учитываются в процессе принятия решений, являясь, по сути, краеугольным элементом методологии СЭДЭД.

В качестве основополагающих концепций в условиях необходимости быстрого и адаптивного реагирования организации розничной торговли на изменения во внешней деловой среде (рынок, технологии, общество) наиболее приемлемы, по нашему мнению, становятся концепции: управления стоимостью компании, расширенного предприятия и эффективности.

Научно-практический инструментарий (методы, модели, приемы, инструменты) – совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования объекта диагноза.

Метод СЭДЭД − совокупность теоретико-познавательных категорий, научного инструментария, регулятивных принципов исследования и способов диагностирования эффективность деятельности организаций розничной торговли в тактическом и стратегическом аспектах. При этом научно-практический инструментарий и система категорий характеризуют статическую компоненту метода, система регулятивных принципов – его динамику.

Необходимость использования моделирования как методического инструмента в системной экономической диагностике обоснована следующим.

1.     Моделирование является инструментом идентификации проблем. «Проблемой называется ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) и существующим выходом», который «является необходимым, если его отсутствие создает угрозу существованию или развитию системы» [1].

Системная экономическая диагностика определена нами как аналитический инструмент системной идентификации проблем управления эффективностью в стратегическом и тактическом аспектах и с этой точки зрения использование моделирования в СЭД становится обоснованным.

2.В результате моделирования формируются знания о проблемах. Понимание системной экономической диагностики как элемента системы специфических знаний, а экономического диагноза как новых знаний о состоянии диагностического объекта, обусловило привлечение моделирования как методического инструмента, формирующего знания о проблемах диагностического объекта.

3.Ожидаемый результат моделирования − предупреждение и предотвращение негативных тенденций, складывающихся в состоянии и динамике эффективности деятельности, идентичен и для прогностической функции системной экономической диагностики.

Таким образом, моделирование – разработка упрощений и допущений о системе с позиции идентификации различных закономерностей внешнего и внутреннего порядка для формирования знаний о проблемах, предупреждении и предотвращении негативных тенденций, складывающихся в развитии системы. Моделирование предполагает  включенность трех  элементов (субъекта, объекта, модели), взаимосвязь которых представляет собой процесс построения, изучения и применения моделей, опосредствующих отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Постоянный мониторинг реализации стратегии торговой организации инициирует использование моделирования эффективности бизнеса как одной из компонент CPM-системы. Бизнес-моделирование позволяет разрабатывать модели эффективности деятельности организации в результате построения и изучения моделей экономических явлений, процессов, фактов с целью получения объяснений изменений в них и формирования различных перспектив, интересующих субъект моделирования.

Экономический механизм СЭДЭД трактуется нами как конструкция, предназначенная для воздействия на увеличение эффективности деятельности торговой организации путем улучшения качества менеджмента.

Обеспечивающие подсистемы определяют возможности практической реализации системной экономической диагностики эффективности деятельности. Отдельные виды обеспечения задаются централизованно, однако наполняемость большинства обеспечивающих подсистем определяется руководством организации.

Организационно-методический механизм проведения СЭДЭД базируется на соблюдении следующих условий.

Первое условие заключается в глубоком понимании информационной основы проведения СЭДЭД с привлечением информационных и расчетных данных и соблюдении правил, стандартов и принципов формирования информационно-аналитической основы диагностирования.

Второе условие органически взаимосвязано с первым – грамотное владение диагностом методиками аналитических расчетов, умение обосновывать качественные суждения и интерпретировать количественные результаты. К качественным суждениям относят, в первую очередь, оценку ситуации и выявленных проблем, определяемых как степень и качество использования тех или иных конкретных методов диагностики; интерпретацию полученных результатов (количественные результаты – численное измерение итогов диагностики с использованием стоимостных показателей).

Третье условие заключается в профессиональном владении информационными, техническими и интеллектуальными технологиями (BI) для информационно-аналитической поддержки СЭДЭД.

Четвертое условие определяется наличием программы действий, связанных с реализацией процесса достижения конкретных целей проведения СЭДЭД. По итогам принимаются управленческие решения по эффективности деятельности торговой организации стратегической и тактической направленности.

Пятое условие основано на понимании ограниченности выбранных и применяемых аналитических инструментов, их влияния на достоверность результатов СЭДЭД. Профессиональный диагност должен владеть разнообразными аналитическими методами; осознавать проблемы использования определенных методов,  методик,  показателей;  учитывать  основную  цель  проведения  диагностики;  имеющиеся информационно-аналитические     возможности;      обосновывать     применяемые      методические      приемы аналитических исследований эффективности.

Шестое условие (экономичность) − сопоставление затрат на проведение системной экономической диагностики и получаемого результата. В этом случае может возникнуть дилемма, поскольку упрощение процедур проведения аналитических расчетов может привести не только к экономии средств, потраченных на финансирование проведения  диагностики, но и к ограничению возможностей  осуществления более полноценных аналитических расчетов. Как следствие, возникает риск принятия некорректных решений по управлению эффективностью.

Седьмое условие – наличие возможности оперативной адаптации к динамично изменяющимся условиям различных уровней экономики.

Объективные бизнес-влияния предопределяют необходимость изменений  в организационно- методическом механизме проведения СЭДЭД организации розничной торговли.

Программа СЭДЭД представляет подробный план, включающий в себя ряд этапов, объединенных обоснованными переходами и выполняющих специфические задачи. Каждый компонент плана включает определенную целевую установку, связанную с общей целью, критериями, задачами, ресурсами, сроками, затратами. Совокупность данных элементов характеризует структурно-логическую последовательность процесса СЭДЭД, выполнение которого завершается выводами диагноста. Логика построения этапов заключается в их диалектической взаимосвязи − от начального к конечному, от более простого – к более сложному. Каждый следующий этап основан на результатах предыдущего. Качество и результаты СЭДЭД зависят от правильности определения приоритетов на каждом этапе.

Таким образом, обоснование методологических особенностей СЭДЭД обусловлено дальнейшим построением структурно-логических моделей тактической и стратегической экономических диагностик эффективности деятельности организаций розничной торговли.

Список литературы

 

 

1.                   Гинзбург Я. С. Эксперименты в разработке и внедрении нововведений: дис. … канд. экон. наук. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН СССР, 1983. — 203 с.

2.                   Зуев К. А., Кротков Е. А. Диагностическое познание. — М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2011. — 120 с.

3.                   Методология экономической диагностики эффективности деятельности торговых организаций // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 6.

4.                   Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,1999. – 342с.

 5.                   Терещенко Н. Н. Методические подходы к оценке эффективности деятельности предприятий розничной торговли // Сегодня и завтра Российской экономики: научно-аналит. сб. — 2008. — Вып. 20.

Трофимова Л.Н. Методологические подходы системного исследования эффективности деятельности организаций розничной торговли // Экономическая наука современной России. — 2013. — № 2 (61).