01 января 2016г.
В данной статье будут рассмотрены основные источники доходов крупнейших спортивных соревнований. На сегодняшний день можно выделить следующие четыре основных источника доходов для спортивных событий:
¾ доходы от спонсорства;
¾ доходы от продажи билетов;
¾ доходы от продажи прав на трансляции;
¾ доходы от мерчандайзинга.
При этом структура доходов для разных спортивных мероприятий может существенно различаться. Так, по данным Forbes, применительно к Олимпийским играм (далее ОИ), около 50% доходов приходится на телеправа, около 40% на спонсорские контракты, 8% на продажу билетов и 2% на поступления от продажи лицензированной продукции. Структура доходов последнего Чемпионата Мира по футболу (далее ЧМ) 2014г. в Бразилии, по данным Forbes, выглядит следующим образом: порядка 42% - телеправа, 33% - доходы от спонсоров, 25% - остальные виды доходов. Таким образом, двумя основными категориям доходов для крупнейших мировых спортивных событий являются сейчас продажа прав на телетрансляции и спонсорство.
Рассмотрим данные источники более подробно применительно к крупнейшим спортивным соревнованиям, которые являются предметом нашего исследования, а именно Олимпийским играм и Чемпионатам Мира по футболу.
Для крупнейших мировых спортивных событий предусмотрена определенна градация спонсоров. В Международном Олимпийском комитете (далее – МОК) существует специальная система спонсорства, состоящая из нескольких уровней: глобальный партнер, национальный партнер, генеральный партнер, поставщик1.
По различным оценкам, стоимость статуса спонсора ОИ варьируется для компаний от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов. Доходы от спонсоров формируют существенную часть доходов ОИ и имеют тенденцию к росту. При этом ОИ-2014 в Сочи стали по этому показателю самыми успешными в истории, сборы от спонсоров превысили 1, 2 млрд. долларов2.
При этом контракты с глобальными спонсорами заключает МОК и они обычно действуют в течение нескольких олимпийских циклов. При этом эти доходы получает именно МОК, а не страна-организатор ОИ. На сегодня в число глобальных олимпийских партнеров входят Coca-Cola, Atos, Dow, General Electrics, Visa, McDonalds, Omega, Panasonic, P&G и Samsung.
Национальные партнеры заключают соглашения с оргкомитетом ОИ на конкретные соревнования и именно поступления от них формируют основную доходную часть ОИ, поскольку большая часть доходов от телетрансляций поступает в МОК.
Оргкомитет Сочи-2014 собрал $1 млрд собрал от восьми спонсоров первого уровня, больше всего заплатили «Роснефть» — $180 млн, а также «Мегафон»и «Ростелекомом» — по $130 млн. Кроме того, в числе спонсоров Сбербанк, Аэрофлот, РЖД, Фольксваген Групп Рус и др. Спонсорами второго уровня (в статусе партнера) выступили Ингосстрах, Спортлото и PwC. В число так называемых спонсоров третьего уровня, официальных поставщиков Сочи-2014, вошли Скания-Рус, группа ГАЗ, Kelly Services и др.
При этом спонсоры получают хорошую отдачу от сотрудничества с МОК. По данным исследования компании Havas Sports-and-Entertainment Group по итогам ОИ-2012 в г.Лондоне имидж компаний-спонсоров в среднем улучшился на 25-50%. Спонсорство глобальных спортивных событий позволяет сформировать позитивные ассоциации бренда спонсора с занятиями спортом и здоровым образом жизни. Кроме того, спонсор получает следующие преимущества: доступ к целевой аудитории, возможность размещения рекламы, доступ к участникам спортивных событий, ассоциация с общепризнанными ценностями, возможность демонстрации своих продуктов/услуг, ассоциация с атрибутами события.
Права на телетрансляции являются важнейшим источником доходов для спортивных организаций, лиг и клубов. Так, НБА (Национальная баскетбольная ассоциация) в 2014г объявила о продлении сотрудничества с нынешними телевизионными партнерами, каналами ESPN и TNT. Контракт рассчитан на 9 лет и среднегодовой доход НБА увеличится с предусмотренных нынешним соглашением 930 миллионов до 2,66 миллиарда долларов3. Доходы крупнейших футбольных лиг от продажи прав на телетрансляции приведены в Рисунке 1. Не являются исключением и крупнейшие спортивные соревнования.
Рис.1. Доходы европейских футбольных лиг от продажи телеправ Источник:
www.championat.com
Доходы от продажи билетов также являются важной статьей доходов для крупных спортивных событий. Под каждый
крупный турнир формируется специальная
билетная программа с учетом его специфики. На данный момент наиболее успешно билетная программа была реализована на ОИ-2012 в Лондоне, когда было продано 97% билетов, также был получен хороший доход от продажи билетов. Это было достигнуто благодаря формированию разнообразных пакетов для разных категорий болельщиков.
Потенциал доходов от продажи билетов в значительной степени определяется экономическим положением и платежеспособностью населения в стране-хозяйке ОИ. По объективным экономическим причинам доходы от ОИ-2014 в Сочи не могут превысить показатели Лондона. По предварительным данным, при условии реализации
всех билетов на соревнования выручка составила бы более 6 млрд. рублей (без учета выручки за билеты на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр)4.
Четвертый основной источник доходов от ОИ – это продажа лицензионных прав на производство продукции с символикой ОИ в разных товарных группах. Этот вид доходов с каждыми ОИ также возрастает, т.к. увеличивается размер лицензионных сборов и число лицензиатов.
При этом также существуют различные категории лицензий. На глобальном уровне МОК реализует лицензии в ограниченном числе категорий, таких как компьютерные игры, фильмы и т.п. Так, например, существует официальная видеоигра МОК, которая распространяется на различных компьютерных платформах.
При этом МОК имеет и другие виды доходов, которые, однако, не столько существенны. К ним, например, относится выпуск специальных памятных монет с олимпийской символикой (Олимпийская нумизматическая программа), марок (Олимпийская филателистическая программа).
Комбинация перечисленных выше источников доходов и рост большинства из них позволяет получать прибыль от проведения самых крупных спортивных соревнований, к которым относятся ОИ и ЧМ. Сводные данные по доходным статьям последних ОИ приведены в Табл. 1.
Таблица 1
Источник доходов
|
Сумма, млн. долларов США
|
1993-1996
|
1997-2000
|
2001-2004
|
2005-2008
|
Продажа прав на телетрансляции
|
1 251
|
1 845
|
2 232
|
2 570
|
Глобальные спонсоры
|
279
|
579
|
663
|
866
|
Национальные спонсоры
|
534
|
655
|
796
|
1 555
|
Продажа билетов
|
451
|
625
|
411
|
274
|
Лицензирование
|
115
|
66
|
87
|
185
|
Итого
|
2 630
|
3 770
|
4 189
|
5 450
|
Источники олимпийских доходов
Источник:Olympic Marketing Fact File, 2011
Как видно из данных Табл. 1. рост совокупных олимпийских доходов за 15 лет произошел более чем в 2раза.
По предварительным оценкам, доходы ФИФА от проведения ЧМ-2014 составят 4, 5 млрд. долларов5. Поданным российского правительства, по итогам ОИ-2014 в г.Сочи была получена прибыль в
размере не менее 800 млн. руб6.
В данной статье были определены и рассмотрены основные источники доходов крупнейших спортивных соревнований. Был проведен их анализ применительно к таким турнирам, как ОИ и ЧМ по футболу.
Список литературы
1.
Доход от продажи олимпийских билетов может превысить 6 млрд. рублей //Клерк. Ру. Режим доступа: http://www.klerk.ru/boss/news/306437/
2. НБА. Лига объявила о подписании нового 9-летнего контракта с телевидением //Sports.ru Режим доступа: http://www.sports.ru/basketball/1024094204.html
3.
Товкайло М., Виноградова Е. Сочинская
Олимпиада еще не началась, а рекорд уже есть //Ведомости.-19.09.2011. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/1368888/naigrali_na_rekord
2 http://www.klerk.ru/boss/news/306437/
3 http://itar-tass.com/sport/1241463
4 http://www.interfax.ru/russia/371963