Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПОСТКРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2016г.

В условиях очередного кризиса развитие экономики России носит  неустойчивый характер. По официальным данным Росстата в 2009-2015гг наметилась устойчивая тенденция к увеличению использования собственных средств в инвестировании: объем собственного финансирования увеличился с 37% до 50% за семь лет [3] . Обратимся к данным рис. 1.

 
Как видно из данных схемы (рис. 1) в 2009г на собственные средства приходился 37,1%, что составляло 2243,3 млрд. руб., а в 2015г. совокупный объем собственных источников финансирования составил 5260,3 млрд. руб. или 50,2% общего объема инвестирования. При этом, совокупный прирост объема самофинансирования за рассматриваемый период составил 3017 млрд. руб. или 135,5% к уровню 2009г [3].

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно говорить о вынужденном переходе на самофинансирование в посткризисный период, что ведет к необходимости сокращения собственных расходов, и, как следствие, снижению объемов производства.

В этих условиях становится особенно важной грамотная инвестиционная политика промышленных предприятий, основанная на согласовании интересов всех участников инвестиционного процесса.

В связи с этим целью данного исследования является определение путей повышения инвестиционной привлекательности предприятий, и, как следствие, их инвестиционного потенциала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, определить источники формирования инвестиционного потенциала на разных этапах жизненного цикла предприятия; во-вторых, выявить причины, тормозящие приток инвестиций; в-третьих, сформулировать структуру инвестиционного потенциала предприятия, позволяющую повысить его конкурентоспособность в текущих, посткризисных условиях.

По мнению Мавриди К. П. первоначально инвестиционный потенциал формируется за счет собственного и заемного капитала предприятия как возможный доход, превосходящий по величине все другие доходы, связанные с доступными для данных инвесторов альтернативными путями использования имеющихся средств [2].

По мнению Кармова Р.А., приверженца ограничительного подхода к оценке инвестиционного потенциала, «инвестиционный потенциал характеризует возможность экономического субъекта самостоятельно реализовать некий инвестиционный проект без использования заемного капитала»[1].

На наш взгляд, на современном этапе развития экономики использование заемного капитала может быть вполне оправдано, когда: во-первых, речь идет о долгосрочных кредитах и займах; во-вторых, в структуре актива преобладают внеоборотные активы; в-третьих, целью привлечения заемных средств является финансирование технологий, проектов, программных продуктов, научно-исследовательских разработок или иной инновационной деятельности.

Дальнейшее формирование инвестиционного потенциала предприятия происходит как за счет его внутренних, так и за счет внешних факторов: мировых и российских тенденций развития инвестиционного процесса, инвестиционного климата страны, инвестиционной привлекательности региона, а также инвестиционных возможностей отрасли и рисков инвестиционной деятельности.

Таким образом, на разных этапах жизненного цикла предприятия в процессе формирования его инвестиционного потенциала участвуют разные категории инвестиционного процесса, имеющие конечной целью повышение инвестиционной привлекательности данного предприятия в современной высококонкурентной среде.

Традиционно каждое предприятие имеет два источника самофинансирования: амортизационные отчисления и нераспределенную прибыль. Дополнительными источниками финансирования, на наш взгляд, могут стать: во-первых, трансформация вкладов (сбережений) в инвестиции; во-вторых, привлечение отечественного капитала российских предпринимателей, находящегося в зарубежных банках.

В настоящее время основными проблемами отставания объема инвестиций от спроса на них являются: во-первых, неготовность получателей инвестиций – предприятий к эффективному использованию и освоению средств; во-вторых, неготовность инвесторов вкладывать капитал в нерефомированные предприятия по причинам как высоких рисков (незащищенность прав собственности, значительных риск невозврата средств и т.п.), так и невозможности точного расчета самого уровня риска [2].

Необходимость реформирования предприятий объясняется: во-первых, значительным отставанием уровня техники и технологии и, как следствие, высокой материалоемкостью и энергоемкостью производственных процессов; во-вторых, высокой степенью износа основных производственных фондов.

Здесь стоит заметить, что износ ОПФ накапливался постепенно, и лишь в настоящее время достиг критических значений. При этом, 2/3 расходов на НИОКР используются нерационально и приходятся на приобретение оборудования для замены морально и физически устаревшего, а не на исследования и разработки в перспективных направлениях. Это говорит о неготовности предприятий к изменениям и практически полном отсутствии инновационной составляющей производственного процесса. Даже на предприятиях, ведущих научно-исследовательскую работу, большая часть инновационных проектов ориентирована на перевооружение ОПФ, то время как за рубежом приоритет отдается созданию энерго- и природосберегающих технологий, поиску дешевых источников энергии, повышению эффективности использования энергоресурсов.

Исходя из этого структуру инвестиционного потенциала предприятия можно представить в виде схемы (рис. 3).


 

Итак, определив источники формирования инвестиционного потенциала на разных этапах жизненного цикла предприятия, выявив причины, тормозящие приток инвестиций и сформулировав структуру инвестиционного потенциала предприятия, повышение инвестиционного потенциала предприятия, на наш взгляд, происходит в два этапа: на первом этапе предприятию разработать детально обоснованную инвестиционную стратегию, определить основные направления инвестирования, сформулировать инвестиционную программу, а также провести обоснование необходимости привлечения инвестиционных ресурсов и расчет эффективности вложения инвестиционного капитала; на втором этапе провести реформирование предприятия до уровня прозрачности, таким образом, чтобы инвестор мог оценить реальные перспективы вложения средств и риски от такого вложения.

 

Список литературы

 

 

1.                   Кармов Р.А. Инвестиционный потенциал и социально-экономические условия его реализации в трансформируемой экономике : автореф. дис. … кандидата экон. наук / Р. А. Кармов.– Москва, 2007. – 25 с.

 2.                   Мавриди К. П. Инвестиционный потенциал промышленных предприятий: экономическая оценка и стратегическое управление / дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (080005) / Кирилл Павлович Мавриди; КубГУ. – Краснодар, 2005.

3.                   Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 10.11.2016)