20 декабря 2016г.
Регионализация в списке насущных задач развития высшего образования в России занимает приоритетное место. Актуальность проблемы обусловлена рядом причин, среди которых основной является недостаточная изученность этого процесса с позиций единого теоретико-методологического подхода. Результаты исследований, проводимых по заказу органов управления образованием в субъектах, систематически выявляют негативные факты из жизни конкретных вузов и конкретных регионов страны, являются основой для неудовлетворительных оценок состояния системы высшего образования в субъектах Российской Федерации, относимых к числу высокоразвитых, экономически успешных, обладающих высоким научно-инновационным потенциалом.
Исходным вопросом исследований является вклад системы высшего образования в социально- экономическое развитие субъекта, в обеспечение устойчивого, конкурентного роста, который и определяет сущность регионализации. Ответ на этот вопрос выглядит довольно неоднозначным, поскольку система высшего образования, функционирующая в экономике региона, – объект практически не изученный. Проблема усложняется фактом, на который указывают многие ученые, что «единой сложноорганизованной национальной системы высшего образования в России нет — есть замкнутые в себе региональные системы» [4]. Объектом же научных исследований, чаще всего, являются отдельные вузы, изучаемые вне связи с региональными рынками труда и особенностями развития региональных экономик.
В стратегических документах и в образовательной политике также практически не уделено внимания тому, каковы особенности функционирования системы высшего образования в регионе, какие тенденции в ней сформированы и в каком направлении они должны развиваться.
Статистический анализ проводится в рамках потенциала системы высшего образования с использованием стандартных показателей: число вузов, численность студентов и профессорско- преподавательского состава (ППС), структура вузовской сети по признаку принадлежности вузов к государственным или негосударственным организациям, студентов – к конкретному уровню высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры), а преподавателей – к определенной возрастной или квалификационной группе. Социологические опросы, широко распространенные в этих исследованиях, отражают уровень потребительских предпочтений студентов или удовлетворенность ППС своей научно-педагогической деятельностью, но не дают представления о региональной эффективности вузовской сети.
Названные недостатки носят системный характер и являются следствием различий в теоретико- методологических подходах к исследованию регионализации высшего образования. Следует отметить, что российская наука достигла здесь серьезных успехов, развитие которых определяется не столько углублением, сколько интеграцией этих подходов.
Пространственно-географический подход, разработанный в трудах А.П. Катровского и др. авторов, основывается на оптимизации территориальной структуры высшего образования и ответе на вопрос «…где эффективнее с точки зрения территориальной организации общества, интересов регионов и страны в целом создавать и развивать соответствующие высшие учебные заведения» [1, 2, 3].
Выделенные в рамках этого подхода условия и принципы территориальной организации высшего образования создают предпосылки развития этой системы в регионах в качестве опорного каркаса национального образовательного пространства.
Сохраняющаяся локализация вузов исключительно в столичных городах, территориальная ассиметрия и селективный рост в развитии высшего образования негативно сказываются на социально- экономическом развитии российской провинции. Приводят к углублению территориального неравенства, уменьшению связанности, поляризации общества и эрозии образовательного пространства.
Преодоление исторически сложившегося централизма и столичности российского высшего образования приобретает важное значение в силу исключительных размеров страны, социальной, политической, экономической неоднородности территорий.
Соответствие интересам социально-экономического и культурного развития субъектов Российской Федерации, ориентация на многополярность и полицентризм, упорядоченность образовательного пространства, региональные инструменты и ответственность за развитие сферы высшего образования, эффективное взаимодействие центра и периферии, градообразующая роль вузов – принципы, которые определяют, по справедливому мнению представителей этого подхода, конкретные направления регионализации и политику в сфере высшего образования.
Институциональный подход к регионализации, разрабатываемый в исследованиях ученых НИУ ВШЭ, основан на роли государства в управлении системами высшего образования и зарубежном опыте. Предпосылкой такого подхода является вопрос «Кому нужны вузы (в регионах)?», ответ на который указывает на рынок технологий, рынок квалификаций, рынок социальных услуг и (условный) рынок родительских амбиций и амбиций управленческой элиты в регионах. Негативная оценка состояния системы высшего образования в регионах сводится к аналогии с естественным природным объектом и сбалансированной рыночной системой, неэффективной с позиций общественных интересов, но нашедшей своего потребителя и удовлетворяющей его потребности в полной мере [5, 6].
Причиной тому, по мнению авторов, служат недостатки государственного управления, которое ориентирует развитие вузов на требования федерального законодательства, при том, что регионы не имеют своей стратегии регионализации высшего образования и механизмов ее достижения.
В рамках обозначенного подхода способ решения проблем регионализации видится в зарубежном опыте построения «правильного» государственного управления, в передовых практиках устройства федерально-региональных отношений в высшем образовании, создающих баланс федерализации и регионализации университетов. Децентрализованные модели управления высшим образованием в США, Канаде, Германии и смешанные - в Китае, Бразилии, Индии, Австралии, дают положительный пример централизованной системе управления в России, определяют перспективы и тренды ее развития, очерчивают недостатки и препятствия.
Различия в приведенных подходах очевидны и базируются на исходных постулатах, поскольку вопросы, где создавать вузы, и кому они нужны в регионах, изначально не имеют общего знаменателя, если таковыми не определены субъекты, получающие преимущества от регионализации. Пространственно- географический подход указывает на интересы общества, регионов, страны в целом, институциональный – на систему региональных рынков. На уровне практики отсутствие единого представления и четкой определенности субъекта регионализации высшего образования создает противоречия, не позволяет обосновать мероприятия и параметры эффективности этого процесса.
Представляется, что регионализация высшего образования должна проводиться с позиций интегрированного – функционального - подхода, решать общие для страны задачи социально- экономического развития средствами и потенциалом региональных вузовских сетей, а ее эффективность следует оценивать показателями, построенными с учетом результатов развития экономики российских регионов.
Общим вектором, определяющим процесс регионализации высшего образования, является стратегия социально-экономического развития страны и ее регионов, сочетающая направления как пространственного, так и экономического развития: поляризацию и многополярность, концентрацию и сегментацию, централизацию и децентрализацию, развитие наукоемких и традиционных сфер экономики.
Cписок литературы
1. Катровский А.П. Территориальная организация высшей школы России. [Текст]: монография// А.П. Катровский – Смоленск: Ойкумена, 2003. – 198 с.
2. Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России [Текст] : монография// А.П. Катровский. – Москва. – 2003. – 205 с.
3. Катровский А.П. Регионализация высшего образования в стратегии регионального развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prometa.ru/archive/policy/problems/reports/1
4. Фрумин И.Д. Если вузы существуют, значит это кому-нибудь нужно [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.hse.ru/news/4549735.html
5. Фрумин И.Д., Лешуков О.В. Особенности федерально-региональных отношений в высшем образовании России и других федеративных странах [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://ioe.hse.ru/data/2015/04/28/1098361668/Яросл%20Фрумин_презентация_межд_опыт_Я рославль_24_04.pdf
6. Флагманские вузы в России: от советского проекта к современной модели опорного университета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://conf.regionvuz.ru/sites/default/files/4_frumin_opornye_vuzy_k_seminaru_22_10.pdf