Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Вологда
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Главная роль в решении задач воспитания и формирования молодежи принадлежит государству. Основным инструментом решения данной стратегической задачи является государственная молодежная политика.

    Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России. Она формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц [6].

    В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. Демографический прогноз Росстата до 2030 года показывает существенное снижение численности молодежи до 2025 г. с 35,2 млн. человек (2012 г.) до 25,6 млн. человек (2025 г.), или на 27,3%.Это означает, что на карту в ближайшем будущем будут поставлены и экономический рост страны, без которого невозможно повышение благосостояния населения, и само воспроизводство населения в России [1].

    В Вологодской области основными документами, регламентирующими деятельность органов управления в рамках молодѐжной политики изложены в законе «О государственной молодѐжной политике на территории Вологодской области» [3] и Концепции государственной молодѐжной политики Вологодской области на 2006- 2016 годы [4].

    В докладе Всемирного банка «Развитие и новое поколение» говориться, что при разработке молодежной политики необходимо обратить внимание на три ключевых фактора [7]:

1 .Возможности. Расширение возможностей развития человеческого капитала путем повышения доступности и улучшения качества образования и медицинского обслуживания; облегчения старта трудовой деятельности.

2 .Способности. Развитие у молодежи способности принимать правильные решения путем признания молодых людей субъектами принятия решений, а также путем обеспечения условий, при которых эти решения опирались бы на необходимой информации, подкреплялись достаточными ресурсами и были разумными.

3 .Предоставление «повторного шанса». Создание эффективной системы восполнения упущенных возможностей с помощью целевых программ, предоставляющих молодежи надежду и стимул компенсировать то, что было упущено из-за неблагоприятных условий или неверных решений.

   Решения, которые принимаются правительством, должны оказывать воздействие на благополучие молодежи и общества в целом и способствовать формированию основополагающего человеческого капитала, т.е. возможности стать эффективными работниками, главами семей, гражданами и лидерами общества.

     Основной целью государственной молодежной политики Вологодской области является создание условий для развития потенциала молодежи  [2]. Основные задачи, их цели  и программы, через которые решаются поставленные задачи, представлены в Табл. 1.


Таблица 1 Основные задачи реализации государственной молодѐжной политики Вологодской области

  

Задача

Цели

Программы

Развитие общественно значимой

молодѐжной инициативы.

преодолеть высокий уровень

патернализма

в молодѐжной среде, повысить политическую и социальную активность

молодѐжи

«Инициатива молодых»

«Информационное обеспечение»

Создание условий для

социального, культурного, духовного,

физического, нравственного

развития молодѐжи.

развитие личности, активно

участвующей в

государственной и общественной жизни, обладающей набором качеств патриота, труженика, человека,

«Образование и развитие»,

«Здоровье и спорт»,

«Экономическая самостоятельность», «Молодая семья», «Содействие занятости 

 

ведущего здоровый образ жизни,

семьянина.

молодежи» «Возвращение в

общество»

Создание условий для

распространения в молодѐжной среде ценностей

образования и культуры.

повысить культурный и

интеллектуальный уровень молодых граждан

«Образование и развитие»,

«Молодѐжные учреждения»

Создание инфраструктуры для

реализации мер, предусмотренных направлениями государственной молодѐжной политики.

создание основы для реализации

государственной молодѐжной политики - сети специализированных учреждений, ведущих целенаправленную работу с молодѐжью

«Молодёжные

учреждения» и

«Информационное обеспечение».

 

    Как видно из Табл. 1, программы, через которые решаются поставленные задачи, затрагивают все составляющие человеческого капитала и способствуют его формированию. Главным результатом реализации молодежной политики должно стать увеличение вклада молодых людей в развитие региона и страны в целом.

    В настоящее время эффективность тех или иных сфер деятельности чаще всего оценивается экономическими показателями. В решении молодежных проблем отсутствуют методики расчета экономической эффективности. Действующая модель государственной молодежной политики, опирается на количественные показатели (рост охвата молодежи, ее вовлеченности в различные молодежные практики), тогда как требуется переходить к повышению качества по всем направлениям развития молодежи и ее деятельности. На первый план выходит рост человеческого капитала молодежи.

     В результате анализа программ молодежной политики вологодской области, проводимых в 2012 году, их целевых показателей и индикаторов выполнения выявлены следующие проблемы:

-   отсутствие чѐтких критериев и достоверной, объективной оценки достигнутых результатов;

-     недостаточное развитие инфраструктуры учреждений по работе с молодежью и информирование молодого поколения, а так же родителей об их функционировании;

-     отсутствие стимулов и условий для полноценной реализации молодежного потенциала, развития молодежного общественного сектора, налаживания эффективного диалога между властью и молодежными организациями, развитию объект-субъектных отношений;

    В числе первоочередных мер по реализации государственной молодежной политики должна стоять разработка системы оценки еѐ эффективности, учитывая, что акцент необходимо делать на качестве реализуемых мероприятий, то такая оценка может быть получена в ходе исследования положения молодого поколения в регионе и вычисления индекса развития человеческого капитала молодежи

    Наращивание человеческого капитала, рост конкурентоспособности молодежи на рынке труда требуют изменения институциональной составляющей молодежной политики, создания инфраструктур в молодежной среде, способствующих расширению возможностей молодых людей и формированию способностей, инвестирования в данную сферу ресурсов, как государственных, так и частных, формирования условий для самоорганизации и самореализации молодежи.

 

Список литературы

1.        Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. На правах рукописи. – Москва - 2013

2.        О государственной молодежной политике на территории  Вологодской  области (ред. от  30.10.2012) [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 29.11.2005 N 1376-ОЗ // КонсультантПлюс.

3.        О государственной молодежной политике на территории  Вологодской  области (ред. от  30.10.2012) [Электронный ресурс] : Закон Вологодской области от 29.11.2005 N 1376-ОЗ // КонсультантПлюс.

4.        О Концепции государственной молодежной политики Вологодской области [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Вологодской области от 13.01.2006 N 26 // КонсультантПлюс.

5.        О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (ред. от 16.07.2009) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р // КонсультантПлюс.

6.        Об  основных  направлениях  государственной  молодежной  политики  в  Российской  Федерации [Электронный ресурс]: Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 // КонсультантПлюс.

7.        World Development Report 2007 : Development and the Next Generation [Электронный ресурс] https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/5989