Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩЕГО СЕКТОРА КАНАДЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2016г.

Обрабатывающая промышленность Канады играет важную роль в экономическом и социальном развитии североамериканской страны. Прямой вклад обрабатывающего сектора в валовой внутренний продукт Канады достиг в 2015 году 10,8 %, что в абсолютном выражении составило 183 млрд. кан. долл., доля рассматриваемой отрасли промышленности в структуре занятности населения Канады достигло в анализируемом периоде 10,3 % (1,8 млн. чел.).

Опосредованный вклад обрабатывающего сектора в национальную экономику представляется еще более значительным. Так, компании обрабатывающей промышленности косвенно обеспечивают 28 % национального ВВП (475 млрд. долл. США в 2015 году) и 27 % совокупной занятости в экономике (4,7 млн. рабочих мест в 2015 году). Значительный опосредованный вклад отрасли в экономику Канады объясняется, в частности, тем, что обрабатывающие предприятия являются ключевыми потребителями продукции компаний ресурсодобывающего сектора экономики. Например, более 60 % продукции лесозаготовительных предприятий поставляется канадским обрабатывающим компаниям.

Вместе с тем, в последние годы в обрабатывающем секторе Канады наметились негативные тенденции развития. В 2014 году по объему производимой продукции рассматриваемой отрасли Канада заняла 14 место в мировом рейтинге, уступив за двадцатилетний период шесть позиций, причем пять позиций были потеряны страной в течение последнего десятилетия (см. табл. 1).


Таблица 1  

Рейтинг стран по объему производства продукции обрабатывающего сектора


Позиция в рейтинге

 

1984 год

 

1994 год

 

2004 год

 

2014 год

1

США

США

США

Китай

2

Япония

Япония

Япония

США

3

СССР

Германия

Китай*

Япония

4

Германия

Италия

Германия

Германия

5

Италия

Франция

Италия

Южная Корея

6

Франция

Великобритания

Франция

Индия

7

Великобритания

Бразилия

Великобритания

Италия

8

Канада

Южная Корея

Южная Корея

Франция

9

Бразилия

Канада

Испания

Великобритания

10

Мексика

Россия

Канада

Россия

11

Индия

Испания

Мексика

Бразилия

12

Испания

Мексика

Индия

Мексика

13

Австралия

Индия

Бразилия

Индонезия

14

Аргентина

Швейцария

Россия

Канада

* данные по Китаю за период до 2004 г. недоступны

Источник: Организация объединенных наций

 

Снижение инвестиционной активности в сфере производства машин и оборудования за последние 12 лет в Канаде составило 5 % (см. рис. 1). При этом в течение анализируемого периода прирост объема инвестиций в указанной сфере в США составил 58 %, в Мексике – 43 %, Южной Корее – 33 %, Израиле – 28 %, Германии – 24 %.


Прирост производительности труда в обрабатывающем секторе за период времени с 2002 г. по 2014 г. достиг лишь 18 %, в то время как Тайвань и Южная Корея практически удвоили значение ключевого макроэкономического показателя, а Япония и США увеличили его в полтора раза (см. рис. 2).



Негативные тенденции, имеющие место в обрабатывающем секторе Канады, не остаются без внимания органов публичной власти страны, экспертного и научного сообществ, хозяйствующих субъектов и отраслевых объединений. В последнее время становятся очевидными попытки властных структур, бизнеса и заинтересованных сообществ выявить препятствия, сдерживающие реализацию потенциала обрабатывающей промышленности и выработать меры по ее дальнейшему устойчивому развитию.

В октябре 2016 года в канадской столице – городе Оттава состоялся общенациональный саммит компаний обрабатывающей промышленности Канады. Мероприятие было организовано Ассоциацией компаний обрабатывающей промышленности и экспортеров (Canadian Manufacturers & Exporters1), а также Союзом компаний обрабатывающего сектора (Canadian Manufacturing Coalition2), которые в течение полугода проводили активную работу с бизнесом, направленную на формирование Стратегии, получившей название «Промышленность 2030: рост обрабатывающего сектора, инновации и процветание для Канады» (Industrie 2030: Manufacturing Growth, Innovation and Prosperity for Canada3).

Эксперты, работавшие над Стратегией «Industrie2030», среди ключевых барьеров, препятствующих развитию отрасли, назвали следующие: сложности привлечения и удержания квалифицированного персонала, проблемы поиска новых клиентов и выхода на зарубежные рынки, сложности совершенствования производственных процессов и внедрения цифровых технологий, волатильность обменного курса, растущие бюрократические барьеры.

Вышеуказанная стратегия развития обрабатывающей промышленности имеет своей главной целью удвоение объемов производства продукции сектора, а также ее экспорта к 2030 году и содержит следующие приоритеты:

формирование эффективного рынка труда квалифицированных специалистов; 

ускорение процессов внедрения компаниями обрабатывающего сектора современных технологий; поддержка инновационного развития, разработки и коммерциализации новых продуктов;

 

1 www.cme-mec.ca

2 www.manufacturingourfuture.ca

3 www.industrie2030.ca


создание конкурентной деловой среды в Канаде; облегчение доступа к внутреннему и мировому рынкам.

Решение приоритетной задачи совершенствования рынка труда предполагает, по мнению разработчиков стратегии, активное трудоустройство молодежи и представителей социальных групп, которые в настоящее время недостаточно вовлечены в обрабатывающий сектор. Инициатива потребует пересмотра подходов к образованию в сферах науки, технологии, инжиниринга и математики. Решению задачи будет способствовать упрочнение связей между высшим образованием и производственным сектором, актуализация программ обучения и приведение их в соответствие с тенденциями технологического развития обрабатывающей отрасли. Авторы концепции подчеркнули также значимость расширения практики принятия государственных программ подготовки управленческих кадров.

Кроме того, не осталась без внимания миграционная политика, которую предложено совершенствовать в целях обеспечения компаний обрабатывающего сектора квалифицированными трудовыми ресурсами. Разработчики стратегии отмечают необходимость привлечения в обрабатывающую промышленность Канады и смежные отрасли экономики не менее 450 тыс. работников в самые ближайшие годы.

Решение задачи по ускорению процессов внедрения компаниями обрабатывающего сектора современных технологий потребует, по мнению экспертов, принятия следующих мер: увеличение нормы амортизации оборудования, позволяющего внедрить на производстве новые технологии; распространение передового опыта реализации региональных программ поддержки инвестиционной деятельности, связанной с внедрением новых технологий (предлагается активизировать деятельность федеральных агентств экономического развития регионов Канады); реинвестирование средств, поступивших в федеральный и провинциальные бюджеты от платежей компаний за выбросы парниковых газов, в проекты по разработке и внедрению хозяйствующими субъектами современных технологий; создание так называемых хабов обрабатывающей  промышленности и центров по демонстрации последних достижений в сфере технологического развития в целях привлечения инвесторов для коммерциализации проектов.

Для обеспечения инновационного развития, разработки и коммерциализации новых продуктов в обрабатывающем секторе предлагается реализовать следующие инициативы:

принятие программы «Система патентного банка» (Patent Box System), предусматривающей снижение налоговой нагрузки на компании, генерирующие доход от использования отдельных (инновационных) видов объектов интеллектуальной собственности, в части налога на доходы корпораций;

создание фонда инвестирования проектов по коммерциализации новейших разработок в обрабатывающем секторе. По своей сути деятельность фонда будет направлена на распределение финансовых рисков компаний, связанных с реализацией проектов, между публичным и частным секторами;

увеличение финансирования действующих программ, предусматривающих развитие партнерства между институтом высшего образования и инновационными компаниями обрабатывающего сектора;

усиление государственной поддержки научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности обрабатывающих  компаний, в том числе через механизм государственных закупок результатов инновационной деятельности обрабатывающих компаний на всех уровнях управления.

Разработчики стратегии «Industrie2030» полагают, что решение стратегической для обрабатывающего сектора задачи по созданию конкурентной деловой среды в Канаде заключается в реализации следующих инициатив:

 оптимизация налоговой системы, предусматривающей наличие стимулов развития обрабатывающих компаний и обеспечение их конкурентоспособности на мировой арене. Совершенствование налоговой политики позволит также, по мнению экспертной группы, активнее привлекать в Канаду международный бизнес;

формирование публичным сектором института инвестиционных консьержей, миссией которого станет обеспечение компаний обрабатывающего сектора Канады, заинтересованных в получении различных мер государственной поддержки, исчерпывающей информацией о действующих в стране инструментах и механизмах такой подержки;

принятие закона о государственном регулировании обрабатывающего сектора в целях обеспечения транспарентности и предсказуемости регуляторных процессов;

увеличение объемов государственного финансирования проектов развития инфраструктуры торговли (энергетической и электронной) в целях создания условий, благоприятных для выхода обрабатывающих компаний на новые рынки.

Приоритетная задача по облегчению доступа к внутреннему и мировому рынкам будет решена, по мнению авторов стратегии, благодаря проведению промо-компаний по продвижению новых продуктов, произведенных в Канаде; расширению государственного заказа в обрабатывающем секторе, в том числе с привлечением субъектов малого и среднего предпринимательства; заключению новых соглашений о свободной торговле Канады с зарубежными странами; совершенствованию государственных программ поддержки экспорта.

В организационном смысле ключевой целью проведенного мероприятия явилось коллегиальное обсуждение бизнес сообществом Канады Стратегии «Industrie2030» и направление его на рассмотрение в Правительство Канады и курирующие подкомитеты Парламента страны для дальнейшего учета при формировании и корректировке промышленной политики Канады.