Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНТРАКТНЫХ СИСТЕМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2019г.

При разработке российского законодательства о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд активно использовался международный опыт и международное модельное законодательство, в частности, Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», принятый в 1994 г. на 27-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли. Формирование в большинстве стран во многом схожих правил, алгоритмов и процедур закупок, основанных на универсальных принципах открытости, равенства и недискриминации участников, конкуренции, ответственности и подотчётности, эффективности и экономичности, определяется процессами экономической глобализации, развития международной торговли и формированием единых мировых рынков товаров и услуг.

Значимость института государственных (муниципальных) закупок для социально-экономического развития государств и совершенствования государственного управления подтверждается тем фактом, что в настоящее время в мировой практике широко используется система оценки качества государственного управления, разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая включает следующие ключевые аспекты: управление государственными расходами; государственные закупки.

Для целей обеспечения государственных нужд во многих зарубежных странах используются технологии управления единым циклом планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). В ряде стран, таких как США и Великобритания, сформированы и функционируют целостные национальные контрактные системы, включающие в себя механизмы управления всем жизненным циклом государственных закупок (планирование - осуществление закупок - исполнение). Характерными особенностями национальных контрактных систем является широкое применение: методик планирования обеспечения государственных нужд; мониторинга цен; библиотек типовых контрактов; механизмов контроля исполнения контрактов; процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов (контрактного аудита); специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.

В целом ряде стран существуют специально уполномоченные органы власти, составляющие организационное ядро национальных контрактных систем, и реализуются элементы управления процессом обеспечения государственных нужд. Выделим некоторые существенные моменты, характеризующие функционирование контрактных систем ряда стран.

Планирование и осуществление государственных закупок в США в рамках федеральной контрактной системы (ФКС) осуществляется по двум основным направлениям:

1.   для текущего обеспечения деятельности (материально-техническое снабжение, примерно 2% от общих расходов на проводимые закупки);

2.   закупки по профилю работы конкретного государственного органа (прежде всего НИР и ОКР, а также капитальные вложения).

Для учета закупок в области национальной обороны и безопасности в Соединенных Штатах используется особое государственное регулирование.

Общую координацию деятельности в области госзакупок США осуществляет Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), которое было создано в 1974 г. в качестве консультативного органа при Министерстве управления и бюджета, а в 1988г. превратилось в самостоятельный постоянно действующий орган государственной власти.

Система государственных закупок США включает около 100 федеральных ведомств, представляющих государственный, хозяйственный и научно-технический комплексы. Они ежегодно осуществляют закупки товаров, работ и услуг непосредственно через центральный федеральный орган управления, собственные ведомственные центры и 12 региональных центров федерального правительства, которые находятся в крупнейших городах страны. [1]

Основным исполнительным элементом ФКС США являются контрактные офицеры в органах федеральной власти в ранге заместителя руководителя министерства, ведомства по государственным закупкам. Должность контрактного офицера предусмотрена в структуре управления каждого государственного заказчика. Контрактный офицер имеет специальную лицензию на право занимать данную должность. Общее число контрактных офицеров достигает 20 тыс. человек. Контрактный офицер, как правило, а располагает положенным ему аппаратом сотрудников, технических специалистов.

Основные функции контрактного офицера заключаются в обеспечении исполнения положений и мониторинг исполнения государственного контракта; утверждении этапных результатов проекта и согласовании выплат подрядчикам; изменении государственного контракта; закрытии государственного контракта.

В структуре ФКС США важную роль играют сертифицированные публичные бухгалтеры (certified public accountants). Создание такого института связано с тем, что разветвленная структура государственных контрактов требует постоянного мониторинга. Основной задачей публичных бухгалтеров является своевременная идентификация рисков увеличения сметы государственного контракта, а также оперативный мониторинг затрат в ходе исполнения государственных контрактов. Сертифицированные публичные бухгалтеры представляют государственному заказчику поквартальные отчеты.

Все закупки, проводимые центральным федеральным органом управления, ведомственными и региональными центрами федерального правительства регламентируются Федеральными правилами государственных закупок (1984г., 4300 норм и правил), описывающим все этапы проведения закупок, начиная с планирования и заканчивая вопросами управления заключенными государственными контрактами (вплоть до их завершения).

При размещении осуществлении государственных закупок США применяются следующие процедуры: открытые торги; двухэтапные торги; проведение переговоров; упрощенные способы закупок: запрос ценовых котировок; использование корпоративных закупочных пластиковых карт при особо малых закупках; использование «рамочных соглашений» для регулярных закупок широкого ассортимента стандартной продукции.

Библиотека контрактов, которая используется в рамках ФКС США, насчитывает более 100 детально регламентированных видов государственных контрактов, которые можно разделить на следующие типы: проведение прикладных НИОКР, приобретение и создание новейших видов технологий, создание, испытание и эксплуатацию систем вооружения и военной техники;    фундаментальные исследования; промышленное производство серийной продукции; инженерно-строительные и архитектурно-технические работы; поставки стандартных товаров или сырья;     предоставление финансовых услуг; оказание юридических     и  консалтинговых  услуг;     транспортное     обслуживание;     правление     федеральной собственностью; жилищно-коммунальные услуги. [1]

Федеральный контракт в американской практике выполняет более широкий спектр функций в сравнении с обычным представлением о таком документе. Помимо стандартных разделов, в него включаются положения экономической, промышленной, внешнеторговой политики федерального правительства. Например, это могут быть положения трудового законодательства, касающиеся распорядка трудового дня, равного права на труд, ограничения приобретения комплектующих в отдельных странах, обязательства приобретения отдельных комплектующих и материалов централизованно, и т.д.

Информационное обеспечение ФКС США представляет собой совокупность отдельных независимых (распределенных) систем, каждая из которых имеет свою систему регистрации/входа пользователей (государственный портал «Возможности для бизнеса»; федеральных закупок; информационно-поисковая система по прошлой деятельности, содержащая информацию об истории выполнения поставщиками государственных контрактов и их рыночном поведении; электронная система по субконтрактам, и др.). Многие из этих систем дублируют функции друг друга. В целях агрегирования информации в сфере государственных закупок было принято решение об интеграции с 2014 г. данных информационных ресурсов в Систему перспективного менеджмента.

Государственные закупки в государствах Европейского Союза регламентируются, в зависимости от объемов и других условий, тремя уровнями законодательного регулирования:

1. национальным, имеющим приоритет;

2.     законодательством и рекомендациями Евросоюза (действует ряд правовых актов, обеспечивающих единые условия проведения закупок для государственных нужд, детальную регламентацию основных процедур);

3. международным (Соглашение о правительственных закупках ВТО).

Принципиальные особенности законодательства и рекомендаций Евросоюза заключаются в следующем:

·                   исключение из сферы действия общего законодательства по государственным закупкам отдельных секторов экономики, традиционно являющихся естественными монополиями (водоснабжение, энергетика, транспорт и сфера почтовых услуг);

·                   введение в практику закупок более гибких процедур, в частности процедуры конкурентных переговоров, а также заключение рамочных соглашений;

·                   учет новых форм организации и ведения бизнеса: концессии и другие формы партнерства между частным и общественным сектором;

·                   внедрение электронных закупок.

ЕС рассматривает государственные закупки как инструмент не только для удовлетворения текущей деятельности органов государственного управления, но и как механизм реализации социальной политики. К основным подходам, обеспечивающим социальную направленность при осуществлении закупок, относятся: разработка соответствующих технических спецификаций и условий контракта, включая требования к условиям работы; исключение из числа поставщиков тех, деятельность которых не соответствует законодательству в области социальной сферы; использование дополнительных социальных критериев при выборе поставщиков.

Законодательством Евросоюза предусматривается реализация экологической политики при осуществлении государственных закупок на основе: разработки соответствующих технических спецификаций; требований использования определенного сырья и материалов, специфических технологических процессов; выбора соответствующих поставщиков; разработки рекомендации по оценке предложений и выбору наилучшего предложения с учетом экологических требований.

Данный подход соответствует современной международной концепции закупок Sustainable Procurement (государственные закупки в целях устойчивого социально-экономического развития), где существенная роль в повышении качества закупок отведена стимулирующим мероприятиям для соблюдения государственными заказчиками трех базовых принципов -экономичности, экологичности и социальной полезности закупок в масштабах всего общества.

Южная Корея является наиболее удачным примером централизованной системы государственных закупок. Центральное агентство государственных закупок Южной Кореи была создано в 2002 году при Министерстве стратегии и финансов. Основная задача Агентства - формирование единой централизованной системы госзаказа, способствующей открытости и эффективности закупок и предоставляющей все услуги через сеть Интернет.

В информационной системе госзакупок Южной Кореи, доступна вся информация о торгах и ценах. Пользователи системы должны всего лишь один раз зарегистрироваться на портале, чтобы участвовать в торгах. Закупочные процедуры, включая торги, заключение контракта, инспекцию доставки, оплату - производятся в электронном виде через электронную систему прокьюремента (The Korea ON-line E-

Procurement System (далее – KONEPS)), и весь документооборот происходит в on-line режиме. Это кибер- рынок, где государственные организации и компании-поставщики совершают сделки с использованием Интернет-платформы. [2]

Система KONEPS является единым (прямым) окном для государственных закупок, интегрирующим несколько электронных систем и обеспечивающим комплексной информацией потенциальных поставщиков, заказчиков и общество в целом:

·                   система обрабатывает все закупочные процедуры в сети Интернет, начиная от публикации извещения, подписания государственного контракта и до полной оплаты заказчиком своих обязательств;

·                   в системе используется более 160 форм документов для электронного документооборота;

·                   система включает так называемый «Электронный торговый центр» (On-line Shopping Mall) - информационный сайт в сети Интернет, отражающий список товаров субъектов малого и среднего предпринимательства. Цены на товары, которые можно приобрести на данном ресурсе, довольно низкие, по той причине, что транзакционные издержки, возникающие в процессе закупок, отсутствуют и не входят в итоговую цену продукта. Заказчики могут одним кликом купить тот или иной товар. Помимо электронного магазина, в Республике Корея существует и постоянно обновляется «каталог превосходных товаров, работ, услуг», цель которого - поддержка национальных поставщиков высокотехнологичной продукции (машины и оборудование; электрическое и электронное оборудование;).

·                   в системе осуществлен переход от использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП) к применению биометрического маркера безопасности (система «Распознавания отпечатков пальцев в электронной системе торгов»). Система включает алгоритм выявления контрактов, заключенных с нарушениями, поставщиков, вступивших в сговор с заказчиком, и т.д.

Система госзаказа Южной Кореи получила высокую оценку ОЭСР в 2004 г., а также была отмечена наградой в области государственных услуг ООН в июне 2003 г. Система широко используется в Азии, странах Африки и Латинской Америки.

Таким образом, международный опыт организации контрактной системы государственных закупок, система управление закупочной деятельностью государственных и муниципальных заказчиков, является действенным механизмом поддержки субъектов закупочной деятельности и во многом определяют ключевые показатели социально-экономического развития страны.

 

Список литературы

 

1.        Семенова Ф.З., Борлакова М.Б., Боташева Л.С. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Фундаментальные исследования. 2016. № 6-2. С. 465-469.

2.        Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография /Москва, "Проспект", 2016. – 235с.