Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСИРОВАНИЕ НКО В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

    Некоммерческие организации (НКО) России  имеют огромное значение для социально-экономической жизни страны: они представляют интересы различных слоев населения, а также являются каналом связи между обществом, предпринимательским сектором и государственными структурами. В развитых государствах некоммерческий сектор, также называемый третьим, выступает основой правового государства и гражданского общества.

    Рассматривая значение «третьего сектора» для развития страны, следует отметить, что некоммерческие организации играют важную роль в демократии, формируя общественное мнение, способствуют более эффективной работе государственных служб, защищая права человека. Именно некоммерческие организации обеспечивают занятость населения, вовлекая незащищенные части общества (инвалидов, родителей детей- инвалидов, безработных женщин старших возрастов и т.п.). Они же рассматриваются в качестве источника социальных инноваций, так как современные методы социальной работы впервые были применены именно некоммерческим сектором, а затем они стали частью государственной и муниципальной политики.

   Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией считается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». [1] Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью только для выполнения их уставных целей.

    На сегодняшний день в России наблюдается устойчивая тенденция роста количества некоммерческих организаций, они представляют довольно значительный сектор российской экономики. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2013 г. в Российской Федерации существовало 87028 некоммерческих организаций, причем только в 2012 году их было зарегистрировано 9290. А всего за период с 2008 по 2013 гг. количество НКО увеличилось на 11916 организаций или 15,86%.



Рис.1. Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2008-2011 гг. [2]
    
      Важно заметить, что потенциал НКО в России остается существенно не раскрытым. «Третий сектор» России заметно отстает от других развитых стран, особенно Западной Европы и Северной Америки. Доля доходов НКО в ВВП в РФ составляет 0,9%, вто время как в развитых государствах этот показатель достигает 6,5%. В России в организациях «третьего сектора» занято 1,1% от общего числа занятых, а в развитых странах данный показатель находится на уровне 7,1%. Следует отметить, что доля социально ориентированных НКО (СО НКО) в России составляет 13,5%, что значительно меньше, чем в Западной Европе и Северной Америке (60-70%). [5]

Рис.2. Уровень развития сектора НКО в России и развитых странах

 

     Основной формой финансирования организаций «третьего сектора» в мире является государственная поддержка. Согласно оценкам экспертов, государственное финансирование НКО в среднем в развитых странах составляет 48%, в развивающихся - 22% и лишь 5% в России. [5] Значительная часть государственных средств передается СО НКО, как правило, в рамках целевых программ.


Рис.3. Доля государственного финансирования в доходах негосударственных НКО (выборочно по группам стран, %) [6]

 

     Для зарубежной практики является нормой участие государства в финансировании некоммерческих организаций. Поддержка осуществляется в пяти формах:

1.     Прямое выделение финансовой поддержки - субсидии;

2.     Гранты;

3.     Заключение контрактов;

4.     Подписание соглашений о сотрудничестве;

5.     Предоставления ссуд и вложение акций.

    Объем государственного финансирования в экономически развитых странах превышает финансирование в развивающихся странах более чем в 2 раза. Приведенная ниже диаграмма свидетельствует о том, что доходы от собственной деятельности составляют в развивающихся государствах наибольшую долю в общей структуре доходов НКО.

Рис.4. Структура доходов НКО по источникам финансирования [5]

Проведем      сравнение      приведенных       данных       с       бюджетом       НКО       в       России (см. Рисунок 5). Наибольшую долю в финансировании «третьего сектора» РФ составляют средства иностранных фондов. Значительны объемы членских и спонсорских взносов, а также индивидуальные пожертвования. Доля же поддержки со стороны государства составляет менее 9%. Таким образом, финансирование некоммерческого сектора России необходимо кардинально трансформировать.

Рис.5. Усредненный бюджет НКО России[4]

    Государство поддерживает третий сектор очень избирательно, но развитие некоммерческого сектора в современном обществе невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства.

    На Рисунке 6 представлена государственная поддержка социально ориентированных НКО. В 2010 году объем поддержки составил 3,9 млрд. рублей, а к 2013 году этот показатель достиг 8,3 млрд. рублей, что связано с принятием соответствующего закона о СО НКО. Из них сумма президентских грантов определилась на уровне 2,37 млрд. руб. В 2012 году выделенные средства составляли 4,7 млрд. руб., из них только 1 млрд. руб. были направлены на выдачу президентских грантов.

 

Рис.6. Государственная поддержка СО НКО в России, млрд. рублей

   В настоящее время в стране реализуется программа «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», в которой говорится об НКО как неотъемлемом элементе социальной поддержки граждан. В рамках реализации данной программы государство решило выделить значительные денежные средства (Рисунок 7).

Рис.7. Программа «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

 

    Для достижения устойчивого развития некоммерческих организаций в России необходимо выработать эффективную стратегию поддержки «третьего сектора», чтобы создать благоприятные правовые, организационные и материальные условия. Следует реализовать ряд государственных программ, направленных на делегирование НКО части функций, создать единую информационную площадку, содержащую базы данных по грантовым и иным программам. Необходимо исключить бюрократические преграды для доступа НКО к государственному финансированию; следует ввести различные налоговые льготы. Господдержка должна осуществляться просто и доступно.

    Для реализации этих задач следует создать автономные некоммерческие организации (АНО), которые позволят оказывать услуги по управлению грантовыми программами и содействовать созданию крупных НКО. Подобные организации распространены в странах Европейского союза. Например, в Великобритании это Ассоциация руководителей добровольных объединений, в ФРГ — Союз германских неправительственных организаций по вопросам политики развития, в Швеции — «Форум Сид», организация «Спасем детей», в Дании - Датский совет организаций инвалидов, Датский молодежный совет и другие.

     Таким образом, НКО в России находятся в стадии развития. Основной проблемой на данном этапе является отсутствие достаточного их финансирования. Этот вопрос можно решить за счет стимулирования благотворительности, передачи государственных услуг на контрактной основе, создании автономных некоммерческих организаций. Следует решать вопросы по снятию ограничений в деятельности третьего сектора, создавать новые возможности для привлечения негосударственных поставщиков. Эти меры существенно повысят эффективность деятельности НКО.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.2, п.1

2.     Федеральная служба государственной статистики, Российский статистический ежегодник

3.     Портал НКО, режим доступа - http://portal-nko.ru/nko/what

4.     Шереги   Ф.Э.,  Абросимова  Е.А.  Правовые  инициативы  некоммерческих  организаций   России  (по материалам социологического исследования). М.: КД Университет, 2002. С. 16.

5.     TheBostonConsultingGroup. «Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор СО НКО».М., 2011.

6.     Sanders J., O’Brian M., Tennant M., Sokolowski S.W., Salamon L.M. The New Zealand Nonprofit Sector in Comparative Perspective. Wellington (New Zealand): Johns Hopkins Center for Civil Society Studies, Office for the Community and Voluntary Sector, Committee for the Study of the New Zealand Nonprofit Sector.2008.