Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2016г.

В настоящее время меняется концепция контрольной работы налоговых органов. Акцент сместился на аналитику и внедрение новых информационных технологий, в результате чего снижается количество налоговых проверок и увеличивается их эффективность. Следует отметить , что совершенствование налогового контроля обеспечивает также и рост налоговых поступлений. По словам Руководителя ФНС М. Мишустина рост поступления НДС за 9 месяцев 2016 г. на 8,6 %, при снижении оборота в розничной торговле на 5,4%,это результат работы автоматизированной системы контроля АСК НДС-2.[2]

Концепция развития налогового контроля была разработана несколько лет тому назад и внедряется поэтапно. На первом этапе создана система контроля за правомерностью возмещения НДС с использованием риск- ориентированного подхода на основе информационной системы АСК«НДС-1» . Суть его заключается в том, что система, используя ,выработанные на базе обобщения налоговой практики критерии ,распределяет налогоплательщиков, заявивших возмещение НДС из бюджета по трем группам: высокого, среднего и низкого риска. В отношении налогоплательщиков, входящих в высокую зону риска и заявляющих налог к возмещению проводится более углубленная проверка с применением максимального комплекса мероприятий налогового контроля. После первого года применения АСК НДС количество заявлений о возмещении НДС от компаний высокого риска сократилось в два раза.

Следующий этап применения риск-ориентированного подхода —  внедрение АСК «НДС-2», позволяющей осуществлять контроль не только  за возмещением  НДС, но и за налоговыми вычетами. Сегодня в декларацию по НДС включаются сведения из книг покупок и продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур . После поступления декларации налогоплательщикам в автоматическом режиме направляются требования о представлении пояснений по выявленным АСК «НДС-2» расхождениям. С 2015 г. заработала норма законодательства, которая позволила налоговым органам сформировать так называемую big data, то есть огромный массив данных, который сейчас хранится в Федеральном центре обработки данных службы. Фактически – это сведения обо всех операциях, влияющих на исчисление и (или) возмещение налога на добавленную стоимость, которые совершает каждая компания.

Информация об организации и результатах налогового контроля содержится в отчете формы 2-НК  «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов».[4] Содержание данной формы отчета изменяется по разным причинам .Изменения в организации налогового контроля требует изменений в содержании формы 2-НК , с целью оценки показателей отражающих новые направления и методы контроля.При анализе реформирования процесса контроля НДС и его последствиях исследователи обычно отмечают, снижение количества выездных налоговых проверок и увеличение сумм доначислений на одну налоговую проверку [3]. .Считаем, что анализ только этих показателей недостаточен, тем более, что содержание формы 2-НК отражает и результаты внедрения новых технологий контрольной работы.

До 2013      налоговая отчетность позволяла провести анализ   результативности проверок    по НДС по методике, так же, как и по другим налогам. Это:

-сравнение числа проведенных проверок и числа проверок, выявивших нарушения налогового законодательства

-   анализ динамики камеральных и выездных налоговых проверок

 -   исчисление средней суммы платежей на одну налоговую проверку

 -   анализ динамики начисленных платежей на одну проверку в целом и в разрезе налогов Результаты анализа по первому пункту отражены в таблице 1.

Соотношение камеральных и выездных проверок по РФ

 Таблица 1

 

На 1.07. 2016

На 1.07. 2015

Налоги

Соотношение

проверок, выявивших нарушения и общего числа проведенных выездных проверок(%)

Соотношение

проверок, выявивших нарушения и общего числа проведенных камеральных проверок (%)

Соотношение

проверок выявивших нарушения общего числа

проведенных выездных проверок(%)

Соотношение

проверок выявивших нарушения общего числа

проведенных камеральных выездных проверок(%)

Налог на

добавленную стоимость

 

 

 

80,1

 

 

 

7,2

 

 

 

78,4

 

 

 

5,9

Налог на прибыль

 

 

 

52,2

 

 

 

1,1

 

 

 

68,2

 

 

 

1,0

НДФЛ

 

 

 

65,2

 

 

 

-

 

 

 

63,6

 

 

 

-

Налог на

имущество организаций

 

 

 

9,1

 

 

 

0,5

 

 

 

10,3

 

 

 

0,6

НДПИ

25,2

6,5

19,5

5,4

Транспортный

налог

 

 

 

13,8

 

 

 

3,6

 

 

 

14,5

 

 

 

3,5

Земельный налог

 

 

 

11,2

 

 

 

3,8

 

 

 

12,2

 

 

 

4,1

Единый налог по

УСН

 

 

 

57,16

 

 

 

3,3

 

 

 

59,8

 

 

 

3,3

ЕНВД

14,7

5,3

16,2

5,5

 

По данным таблицы видно, что самый высокий процент проверок, выявивших нарушения в общем числе проведенных за оба периода по выездным и камеральным проверкам приходится на налог на добавленную стоимость. По этому налогу отмечается рост показателя в динамике также по камеральным и выездным проверкам. Что касается других налогов, то по выездным проверкам по всем налогам (кроме НДФЛ и НДПИ) соотношение проверок, выявивших нарушение и общего числа проведенных проверок имеет отрицательную динамику. произошло снижение показателя.

При анализе средней суммы доначислений по проверкам возникает вопрос о базовом показателе расчета . Это может быть показатель общего числа проведенных проверок или числа проверок, выявивших нарушения налогового законодательства. На наш взгляд второй вариант расчета отражает степень результативности эффективных проверок и более интересен для анализа.

Сумма доначислений на одну проверку ( тыс. руб.)

 Таблица2

 

Налоги

Камеральные

проверки

Камеральные

проверки

Выездные

проверки

Выездные

проверки

01.07. 2015

01.07. 2016

01.07. 2016

01.07. 2015

Налог на

добавленную стоимость

57,2

366

12373,9

6821,4

Налог на прибыль

135,7

1323

8699,3

6144,6

НДФЛ

2612,6

2187

Налог на имущество

организаций

 

244

 

206,8

10342,3

 

 

 

2198,2

НДПИ

1048

385,9

15004,7

5152,2

Транспортный налог

 

8,1

 

8,3

51,8

42,7

Земельный налог

 

151,3

 

159,4

762,6

954,6

Единый налог по

УСН

12,2

13,1

1904,8

953

ЕНВД

2,1

2,2

234

234,1

 

Суммы доначислений по выездным проверкам значительно выше доначислений по камеральным проверкам . По камеральным проверкам наибольшая сумма начислений по налогу на прибыль, по выездным проверкам по налогу на добавленную стоимость.

Динамика показателей о налоговых проверках на 1.07. 2015-2016 г.

 Таблица.3

 

Темпы

роста выездных проверок

Темпы роста

камеральных проверок

Темпы

роста выездных проверок( выявивших нарушения)

Темпы роста

камеральных проверок( выявивших нарушения)

Темпы роста

суммы доначислений на одну выездную проверку

Темпы роста

суммы доначислений на одну камеральную проверку

Налог на

добавленную

0,8

1,01

1,0

1,22

1.81

6,34

стоимость

Налог на

прибыль

0,8

1,03

0,79

1,15

1,42

9,75

НДФЛ

0,93

-

0,77

-

1,19

-

Налог на

имущество организаций

0,79

0,99

0,70

0,89

4,7

0,85

НДПИ

0,77

1,04

0,99

1,24

2,9

0,37

Транспортный

налог

0,8

1,01

0,76

1,03

1,21

1,02

Земельный

налог

0,8

0,78

0,73

0,72

0,8

 

1,05

Единый налог

по УСН

0,72

1,11

0,69

1,05

2,0

1,07

ЕНВД

0,68

0,97

0,62

0,94

1.0

1.05

 

Наблюдается снижение общего числа выездных проверок в основном на 20 %, число проверок, выявивших нарушения изменилось в разной степени по видам налогов. Почти на треть уменьшилось число проверок выявивших нарушения по налогу на имущество организаций и по единому налогу по УСН и ЕНВД. . В пределах 21-25% снизилось число результативных проверок по налогу на прибыль, НДФЛ, земельному налогу. По НДС число выездных проверок, выявивших нарушения, выросло на тысячные доли процента.

По камеральным проверкам в целом изменения в основном в пределах 1 %. В то же время отмечается рост числа проверок по УСН и игорному бизнесу и значительное снижение по земельному налогу. Динамика камеральных проверок, выявивших нарушения неоднозначна по видам налогов. Рост, больше чем на 20 % отмечается по НДС  и НДПИ, снижение по налогу на имущество организаций, земельному налогу.

Обобщив данные анализа показателей первого раздела отчетности о налоговом контроле можно сформулировать выводы об особенностях результатов налогового контроля  по налогу на добавленную стоимость.

1.        Самый высокий показатель соотношения числа проверок, выявивших нарушения и общего числа проведенных проверок.

2.        Самый высокий показатель доначислений на одну выездную проверку.

 3.        Доначисления по камеральным проверкам значительно ниже, чем по другим налогам.

4.        Налог на втором месте по тепам роста камеральных проверок, выявивших нарушения и   темпам роста суммы доначислений, приходящихся на одну проверку.

. При анализе эффективности проверок обычно отражают динамику суммы доначислений на одну выездную проверку.[ 3] Данные отчетности 2-НК позволяют провести углубленный анализ данного показателя по видам налогов и видам проверок.     За исследуемый период произошел рост доначислений на одну выездную проверку, но в различной степени. Значительный рост отмечается по налогу на имущество и НДПИ ( более, чем в 2 раза) , по НДС и УСН темп роста равен или близок к 2. В то же время по земельному налогу доначисления на одну выездную проверку снизились. Доначисления на одну камеральную проверку показывают более высокий темп роста по ряду налогов. По налогу на прибыль рост, почти в 10 раз, по НДС рост более, чем в 6 раз. По другим налогам изменения в  значительно меньшей степени.     По НДПИ и налогу на имущество организаций произошло снижение доначислений на одну проверку.

В последние годы ФНС проводит большую работу по совершенствованию налогового контроля  в отношении налога на добавленную стоимость. В виду особенностей данного налога при налоговом контроле проверяется не только правильность исчисления налога по проведенным налогоплательщиком операциям, но, и правомерность и обоснованность сумм, заявленных к возмещению из бюджета. Именно этот раздел контроля ф.2-НК НДС претерпел существенные изменения.

В 2013 г. в налоговой отчетности о налоговой базе по НДС появились новые разделы, позволяющие изучать новые стороны налоговых проверок. Так, в разделе 5 отражаются сведения о проверках обоснованности возмещения НДС по камеральным и выездным проверкам. Данные этого раздела характеризуют проверки обоснованности возмещения НДС по количеству единиц, по сумме НДС, возмещение которых признано налоговым органом необоснованным, результаты проверки вышестоящими налоговыми органами и арбитражными судами решений о признании возмещения сумм НДС необоснованными.

Динамика проверок обоснованности возмещения НДС на 01.01

 

Таблица 4

 

Камеральные проверки

Выездные проверки

2016/2015

2015/2014

2016/2015

2015/2014

Количество проверок обоснованности возмещения

НДС, единиц

0,84

0,87

0,74

0.86

Количество проверок, по результатам которых

возмещение сумм НДС признано необоснованным, единиц

0,83

0,88

0,77

0.93

Суммы НДС, возмещение которых по результатам

проверок признано налоговыми органами необоснованным , тыс. рублей

0,94

0,69

0,33

1.32

Количество решений об отказе в возмещении НДС,

отмененных (полностью либо частично) вышестоящими налоговыми органами, единиц

0,82

Нет

данных

0,93

Нет

данных

Суммы НДС, признанные в отчетном периоде к

возмещению вышестоящими налоговыми органами тыс. рублей

1,37

0,63

1,53

0.87

Количество решений об отказе в возмещении НДС,

отмененных (полностью либо частично) арбитражными судами, единиц

0,65

Нет

данных

0,95

Нет

данных

Суммы НДС, признанные в отчетном периоде к

возмещению арбитражными судами и, тыс. рублей

0,60

0,88

0,80

1.78

 

В исследуемый период наблюдается снижение количества проведенных проверок обоснованности возмещения НДС, количества проверок, выявивших необоснованность возмещения НДС ,суммы НДС, признанного необоснованным. Несмотря на отрицательную динамику названных показателей ,следует отметить позитивное влияние новых технологий на результаты камеральных проверок. За 2015 год суммы НДС, возмещение, по которым признано необоснованным снизились по сравнению с 2014г. лишь на 6% . Тогда как в предыдущем году это снижение составило 31 %.Как известно решения налоговых органов могут быть оспорены налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе и арбитражном суде. Названные инстанции в результате рассмотрения споров в ряде случаев признают НДС к возмещению

.Например, в первом полугодии 2016 г. из суммы НДС не признанной налоговыми органами около 25,5 млрд руб. по решению вышестоящих налоговых органов и арбитражных судов, признано к возмещению 5,8 млрд. руб. О положительных тенденциях в контрольной работе свидетельствует значительное сокращение сумм НДС, признанных к возмещению арбитражными судами. По камеральным проверкам в 2014г суммы признанного налога снизились на 12%,а в 2015 уже на 40%. По выездным проверкам изменения более существенные, рост на 78% в 2014г., снижение. на 20% в 2015г. Это также свидетельствует о повышении качества контрольных мероприятий и сборе достаточной доказательственной базы по выявленным нарушениям.

По данным нового раздела можно исчислить такие аналитические показатели:

 1.        Структуру и динамику проверок обоснованности возмещения НДС

 2.        Долю проверок, признавших возмещение необоснованным

 3.        Динамику сумм НДС ,возмещение которых признано налоговыми органами необоснованными ( в расчете на одну налоговую проверку)

4.        Динамику количества и суммы НДС отмененных решений об отказе возмещения налога

 Доля результативных проверок, с признанием возмещения НДС необоснованным увеличивается как по выездным, так и по камеральным проверкам. При этом, доля результативных проверок по выездным проверкам почти в 2 раза выше, чем по камеральным. По выездным проверкам , в сравнении с камеральными значительно выше, и средняя сумма необоснованного возмещения налога на одну проверку. Динамика среднего показателя отказа в возмещении налога неустойчивая. Средняя сумма НДС признанная вышестоящими налоговыми органами и арбитражными судами, значительно выше, отказного возмещения налоговыми органами.(табл.5) Можно предположить, что в вышестоящие налоговые  органы и арбитражные суды попадают материалы с более крупными суммами отказа возмещения. Для более обоснованных выводов по данным показателям необходимы более детальные исследования проверок обжалованных налогоплательщиками.

Аналитические показатели результативности проверок обоснованности возмещения НДС Таблица.5

 

Камеральные проверки

Выездные проверки

1.01

1.01

1.01

1,07.

1.01.

1.01

1.01.

1.07.

.2014

.2015

.2016.

2016

2014

.2015

2016

2016

Доля числа проверок,

по результатам которых возмещение сумм НДС признано необоснованным (%)

 

 

 

 

15,9

 

 

 

 

16,3

 

 

 

 

16,2

 

 

 

 

17,4

 

 

 

 

29,7

 

 

 

 

32,4

 

 

 

 

33,9

 

 

 

 

35,5

Суммы НДС,

возмещение которых по результатам проверок признано

 

 

 

 

 

 

 

 

налоговыми органами

необоснованным на одну проверку тыс. рублей

 

 

 

3143

 

 

 

2466

 

 

 

 

2791

 

 

 

2133

 

 

 

8340

 

 

 

11844

 

 

 

5093

 

 

 

9103

Суммы НДС,

признанные в отчетном периоде к возмещению вышестоящими налоговыми органами на одну проверку, тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

Нет данных

 

 

 

 

 

 

 

5163

 

 

 

 

 

 

 

8626

 

 

 

 

 

 

 

7388

 

 

 

 

 

 

 

Нет данных

 

 

 

 

 

 

 

7380

 

 

 

 

 

 

 

12161

 

 

 

 

 

 

 

2398

Суммы НДС,

признанные в отчетном периоде к возмещению арбитражными судами на одну проверку, тыс. рублей

 

 

 

 

Нет данных

 

 

 

 

6876

 

 

 

 

6317

 

 

 

 

6583

 

 

 

 

Нет данных

 

 

 

 

12193

 

 

 

 

10297

 

 

 

 

12097

 

Анализ показателей пятого раздела отчета Ф.2-НК позволяет     сформулировать дополнительную характеристику налогового контроля по НДС.

1.Обоснованность возмещения НДС проверяется при камеральных и выездных налоговых проверках. Преобладающее значение имеют камеральные проверки, как по числу единиц проверок, так и по сумме необоснованного возмещения.

2.Отмечается снижение количества, как общего числа  проверок, так и проверок, установивших необоснованность возмещения налога по числу единиц и по сумме.

3.Принятые налоговыми органами решения оцениваются вышестоящими налоговыми органами и в арбитражных судах. Так, за первое полугодие 2016 г. вышестоящие налоговые органы не признали необоснованными 367 решений на сумму 2476, млн. руб., арбитражные суды 428 решений на сумму3280,6 млн. руб. Динамика этих показателей выражается в снижении.

Особым показателем, характеризующим результаты проверок по НДС, является показатель уменьшения сумм НДС, заявленного к возмещению самим налогоплательщиком. В процессе камеральных проверок налогоплательщики имеют право представить уточненные декларации, изменяющие налоговые обязательства., в том числе путем уменьшения налога к возмещению Статистика этого показателя представлена в таблице 6

Уменьшение НДС, заявленного налогоплательщиками к возмещению

Таблица 6

 

 

По годовым периодам

По полугодовым периодам (1.07)

Сумма заявленного к

возмещению НДС, уменьшенного налогоплательщиками по камеральным проверкам (млн. руб.)

2013

2014

2015

2014

2015

2016

56106

58616

111771

26972

36628

23403

Представлено

налогоплательщиками

уточненных деклараций, уменьшающих сумму НДС, заявленного к возмещению

 

 

 

50887

 

 

 

52118

 

 

 

55938

 

 

 

25502

 

 

 

24901

 

 

 

25414

 

За три календарных года прослеживается увеличение действий налогоплательщиков по уменьшению, заявленных к возмещению сумм НДС, особенно значимый рост по сумме уменьшения за 2015 год. По полугодиям динамика этого показателя неустойчивая. В отчетности Ф. 2-НК представлены сведения о некоторых обстоятельствах, послуживших основанием для снижения заявленных к возмещению сумм. В большей части это требование налоговых органов о представлении документов и уведомлений с требованием пояснений.

В научной литературе высказано мнение, что именно по параметру, отражающему количество заявлений на возмещение, нужно определять результативность работы системы. Оценивать результативность по числу отказов нецелесообразно – возрастающее их количество будет говорить не только о полезности системы, но в первую очередь об увеличении количества мошенников [ 1]. Полагаем, что более полно результативность реформированной системы контроля НДС будет характеризовать сводный показатель , определяемый как сумма дополнительно начисленных платежей и уменьшенного возмещения по налогу.

Сводные данные по результатам налогового контроля НДС на 1.07. 2016 ( млн. руб.) Таблица.7

Показатели

Камеральные проверки

Выездные проверки

Дополнительно начислено

 

платежей

 

 

18360

 

 

98470

Из них налоги

14978

70676

Отказано в возмещении

 

налоговыми органами

 

 

19648

 

 

5880

Уменьшено возмещение по

 

уточненным декларациям

 

 

23403

 

 

113

 

Приведенные в таблице показатели свидетельствуют о повышении эффективности налоговых проверок, не только за счет доначислений в процессе налоговых проверок, но и предотвращения необоснованного возмещения налога из бюджета. Как видим особенно это значимо по камеральным проверкам ( более 43 млрд. руб.). Конечно, отказанное возмещение не дает прямых денег бюджету, но предохраняет его от значительных расходов в виде возврата налога.

Проведенный нами анализ камеральных и выездных проверок НДС показывает в целом положительное влияние новых технологий на результаты и качество деятельности налоговых органов по администрированию налога . Особенно эффективна новая технология в выявлении действий недобросовестных налогоплательщиков, стремящихся получить необоснованную налоговую выгоды через возмещение НДС. Однако изменение технологии администрирования вызвало дополнительные трудозатраты для добросовестных  налогоплательщиков. Ведя реальную деятельность с реальными партнерами им в ряде случаев приходится давать объяснения по выявленным автоматизированной системой расхождениям,  по подозрению в контактах с фирмой –однодневкой. Для более полной оценки результатов новых технологий  администрирования НДС необходимо исследовать положение добросовестного налогоплательщика в этих условиях.

 

Список литературы

 

 

1 .Корычева М.Т. , Тимошенко В.А. Совершенствование налогового контроля за вычетами и возмещениями налога на добавленную стоимость// Сборник :Современные проблемы взаимодействия государства и общества 2016,с. 61

2..М.Мишустин  Мы близки к администрированию в режиме реального времени// ‘электронный ресурс www. kommersant. ru/doc3149646

 3    .Смирнова Е.Е. Вопросы эффективности налогового контроля в условиях глобальных изменений // International innovation research: Economics. Science. Society. Сборник статей международной научно- практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2016.С 53

4 Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов www. nalog.ru сайт Федеральной налоговой службы, данные форм статистической налоговой отчетности 2-НК за 2013-2016 г.г.