Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ОБЗОР ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ОТКРЫТОСТИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2019г.

Повышение открытости информации о деятельности органов исполнительной власти имеет важное значение для современной России. Открытость и прозрачность деятельности власти, обеспечение общественного участия в процессе формирования и реализации государственной политики являются условиями развития демократии и построения гражданского общества.

Для федеральных органов исполнительной власти начало масштабного развития информационной открытости связано с Указом Президента Российской Федерации от 08.02.2012 г. № 150 создана рабочая группа по формированию системы «Открытое правительство». Предполагалось внедрить

систему принципов организации государственного управления, основанную на вовлечении граждан, общественных организаций и бизнес-объединений в принятие и реализацию властных решений.

Рабочей группой по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство» были сформулированы предложения по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства Российской Федерации, которое включало следующие направления:

1)   развитие кадрового потенциала;

2)     борьба с коррупцией;

3)     повышение конкуренции и предпринимательства;

4)           повышение качества жизни, реализуемое через внедрение механизмов работы системы «Открытое правительство».

За время существования системы «Открытое правительство» в период 2012 по 2018 год проведена масштабная работа по повышению уровня информационной открытости, приняты нормативные документы. Однако не все мероприятия остались реализованными и по настоящее время. Рассмотрим их более подробно.

Для развития кадрового потенциала необходимо возложение персональной ответственности за кадровый состав на руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, также введение механизма регулярной ротации, установление предельного срока пребывания госслужащего на должности и проведение ежегодной комплексной оценки деятельности каждого сотрудника.

С целью предотвращения коррупции в органах государственной власти необходимо обеспечить механизмы общественного контроля за деятельностью государственных служащих, реализовать кампанию нетерпимости к коррупции. На постоянной основе осуществлять совершенствование законодательства в сфере противодействия коррупции, а также системы государственных закупок.

Основными значимыми задачами для повышения конкуренции и предпринимательства является гуманизация уголовного законодательства в экономической сфере, снижение присутствия органов власти в экономике и ограничение прямых государственных инвестиций и субсидий в производство.

Повышение качества жизни, путем информационной открытости государственного управления будет реализовано путем активного привлечения населения в обсуждении общественных инициатив, выстраивания диалога органов власти с населением и внедрения понятных и доступных электронных сервисов для граждан.

Для регулирования информационной открытости органов власти в 2014 г. разработан стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ), который включает три взаимосвязанных документа: концепцию открытости ФОИВ (распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти»), методические рекомендации по реализации принципов открытости, способствующие формированию единообразной практики реализации инструментов открытости; методику мониторинга и оценки ФОИВ, созданную для обеспечения органов исполнительной власти базовыми ориентирами и инструментами оценки эффективности совершенствования государственного управления путем реализации механизмов открытости в своей повседневной деятельности.

Открытость ФОИВ предусмотрена стандартом открытости, при этом в субъектах Российской Федерации тоже внедряются принципы открытости, создаются лучшие практики, впоследствии применяемые другими регионами. Некоторые из этих практик повторяют опыт федеральных органов исполнительной власти, однако многие являются уникальными. В большинстве регионов эта работа пока не носит системного характера – инициативы реализуются в одном-двух направлениях, комплексный институциональный подход скорее исключение, однако можно констатировать, что субъекты Российской Федерации за эти годы включились в работу по повышению открытости своих органов власти.

В настоящее время внедрение механизмов открытости государственного управления осуществляется в 32 субъектах Российской Федерации. В целях повышения качества государственного управления и открытости органов региональной исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации: реализованы следующие мероприятия: внедрена программа «Открытое правительство»; созданы единые интернет-порталы, аккумулирующие на едином ресурсе государственные услуги, информацию, открытые данные, сайты органов власти субъектов; применены механизмы вовлечения граждан и общественного контроля в субъектах РФ; включены мероприятия по внедрению принципов и механизмов (инструментов) открытости в государственные программы по совершенствованию государственного управления или по формированию информационного общества на территории субъекта Российской Федерации; внедрены интернет сервисы, а также мобильные сервисы по оказанию услуг электронном виде; реализована политика в области повышения понятности и доступности государственной политики для широкой общественности; применены геоинформационные порталы обращения граждан; утверждены методические рекомендации по реализации принципов и механизмов открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, развитие открытости органов исполнительной власти требует наличия универсального инструмента, который бы позволял измерять степень открытости тех или иных государственных органов, а также фиксировать изменения в ее динамике. Это даст возможность сопоставления уровня открытости органов между собой, и будет способствовать формированию путей развития открытости для конкретного органа.

В этой связи рассмотрим разные методики, позволяющие определить уровень открытости органов власти.

Методика, разработанная проектным офисом «Открытое правительство» основана на трех методах: самообследования, экспертной оценки, социологического исследования. Все показатели оцениваются по факту наличия или отсутствия значения, в координатах «есть» — «нет». На основе полученных данных рассчитываются сводные показатели — индексы: частный индекс показателей открытости конкретного ФОИВ (показывает уровень его открытости по определенному параметру оценивания); сводный индекс ФОИВ по целевым аудиториям (отражает восприятие его открытости определенной аудиторией); комплексный индекс открытости ФОИВ (дает представление о совокупном уровне открытости ФОИВ по всем целевым аудиториям).

Методика, разработанная Счетной палатой Российской Федерации основана на модели трехмерной оценки: открытость информации; открытые данные; открытый диалог. Методика предусматривает перечень параметров и критериев оценки с возможными значениями для каждого.

По итогам анализа присваивается рейтинг, обозначаемый трехбуквенным сочетанием, в котором каждая буква отражает степень открытости этой организации по указанным выше направлениям открытости, где A означает высокую степень открытости, B – среднюю, а C– низкую.

Этот подход предусматривает возможность использования не только для проведения оценок общего состояния, но и как инструмент улучшений открытости ФОИВ.

Методика, разработанная проектным центром «Инфоментр» исследует информационное наполнение и технологические свойства официальных сайтов однотипных органов исполнительной власти. Для исследования официальных сайтов применяется метод вэб-контент-анализа, что позволяет производить поиск информации таким способом, который применим для простых пользователей официальный сайтов органов власти.

Важным отличием данной методики от других, заключается в методологической и юридической строгости, при которой значительное внимание уделяется проверке соответствия содержания официальных сайтов требованиям действующего законодательства.

Методики, разработанные региональными органами власти позволяют проводить мониторинг и оценку уровня информационной открытости органов власти. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы с различной степенью детализации регулирования вопросов информационной открытости, при этом отсутствуют единые подходы к определению критериев и методов оценки открытости органов власти на региональном уровне, а также наблюдается несоответствие методике.

Учитывая изложенное, для выявления объективного уровня открытости исполнительных органов власти (федерального и регионального уровня) существуют несколько методик с разными подходами. В этой связи возникают трудности объективного сравнения достигнутых результатов в части открытости органов власти. Поэтому единая методика оценки уровня информационной открытости для всех уровней власти позволит провести сравнительный анализ и обеспечить полную прозрачность и открытость деятельности органов власти.

 

Список источников и литературы

 

1.        О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 08.02.2012м№ 150// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

2.        Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

3.        Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

4.        Еремина Н.М. Информационная открытость как фактор повышения эффективности деятельности органов государственного управления // Проблемы современной экономики: сборник тезисов докладов XXIV Межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов экономических специальностей – Красноярск, Сиб. федер. ун-т, 2018 – С. 128-130;

5.        Доклад об итогах внедрения системы «Открытое правительство» и перспективах до 2024 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://report.open.gov.ru/;

6.        Официальный сайт Проектный центр Инфометр [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://read.infometer.org/ratings.