22 декабря 2016г.
Кластерная политика региона может быть представлена как портфель кластерных инициатив, оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков от их реализации. Кластерная инициатива может реализовываться в рамках программы развития инновационноготерриториальногокластера.
В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально- экономическим показателям достигли критического уровня. Причиной нарастания тенденций дивергенции является неспособность проблемных регионов выйти на траекторию «догоняющего развития» и неэффективность проводимой в стране политики выравнивания [5. 132].
Государство разрабатывает программы, которые стимулируют регион к экономическому росту и развитию инновационных технологий, используя при этом старые и новые методы модернизации. Планируется создания площадок внедрения современных технологий, стратегических научных центров, обновления производственного потенциала, развития традиционных технологий [3. 32].
Эффекты от кластерной инициативы:
· Повышение доверия, улучшение отношений между предприятиями и организациями региона
· Оптимизация функционирования цепочек ценностей
· Экономический рост, повышение конкурентоспособности региона, увеличение ВРП региона и налоговых поступлений.
· Улучшение социального и человеческого капитала региона.
· Развитие территории, улучшение качества жизни территории, повышение привлекательности региона.
· Улучшение делового и инвестиционного климата в регионе.
Кластерная структуризация экономики оказывает позитивное влияние на развитие конкурентоспособности в трех важнейших направлениях, в частности:
- повышает производительность компании;
- создает возможности для инновационного и производственного роста;
- стимулирует и облегчает формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера.
Теперь обратимся к кластерному подходу при разработке стратегии развития территорий опережающего развития.
Территории опережающего социально-экономического развития – новая форма специализированных экономических зон, предложенная федеральными органами власти Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально- экономического развития в Российской Федерации», установлено, что: территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. [1].
Закон о ТОР устанавливает:
-льготы по налогам и страховым взносам;
-особый порядок пользования землей;
-льготные ставки по арендной плате;
-льготный режим подключения к объектам инфраструктуры;
-особый порядок проведения муниципального надзора и государственного контроля; возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала;
-предоставление особых государственных услуг;
-использование санитарных и технических регламентов;
-использование режима свободной таможенной территории.
Развитие территорий опережающего развития будет способствовать следующим важным процессам:
- хозяйственному освоению по ряду периферийных слаборазвитых территорий;
- диверсификации экономики и возрастанием роли сектора перерабатывающих и инновационно ориентированных отраслей;
- укреплением инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркасов.
М. Портер кластером именует группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций (образование, инфраструктура), которые действуют в определенной сфере и взаимодополняют друг друга [2. 27].
Исследователи отмечают, что синергетика, возникающая в результате объединения в рамках кластеров науки, образования и промышленности, выступает серьезным драйвером для роста бизнеса, повышения его конкурентоспособности, расширяет доступ к общим инновационным идеям и проектам.
То есть, кластерный подход может стать ключевой тенденцией развития ТОР, поскольку такая организация производительных сил в области науки, образования и производства в состоянии обеспечить ускоренное развитие данной территории.
В рамках кластерного подхода четко выделяются следующие типы кластеров: монопроизводственный и диверсифицированный. [2. 40].
Первый тип кластера стал характерным в ХХ веке. Это, своего рода, линейные кластеры, основанные на одной технологической цепочке. В такого типа кластерах решаются задачи лидерства по издержкам. Основной задачей полагают в этом случае максимальную концентрацию с достижением на данной основе экономии и лидерства по издержкам с получением желаемого оптимизационного эффекта.
Кластеры второго типа, диверсифицированные кластеры, получают эффект не за счет хорошей организации линейной цепочки, а передавая технологии, решения, идеи и знания от одной технологической цепочки к другим, в соседних областях. Новшества, проявившие себя в своих областях, при переносе в другие могут создавать совершенно неожиданные и очень ощутимые эффекты. Происходит явление так называемого кластерного синергизма, то есть принципа, определяющего современный диверсифицированный кластер, основанного на экономике знаний.
Кластер такого типа можно называть, с одной стороны, диверсифицированным, поскольку в нем пересекаются технологические цепочки, виды деятельности, области знаний. С другой стороны, его можно называть также и синергетическим, так как одной цепочкой поддерживается другая, при этом при их сложении получают не прямая их сумму, а некую прогрессию. Тогда они являются инновационными в точном этого понимании, то есть тогда, когда речь идет об экономике знаний, а не о технологических новшествах, ставших элементом традиционной производственной цепочки.
При кластерном подходе к развитию территорий и ТОР в частности, вся суть заключается в разнообразии и, в некотором смысле, в неожиданных комбинациях, что дает территории перспективу деятельности. Эти комбинации возникают и за счет перехода людей с их опытом, компетенциями, и за счет переброса технологий, нового применения старых технологий, и за счет того, что на стыках дисциплин появляются пограничные направления.
Кластерная форма организации производства обладает рядом важнейших черт, таких как:
- наличие предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инвестиционную и инновационную стратегию развития;
- территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;
- устойчивость хозяйственных связей хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы, преобладающее значение этих связей для большинства ее участников;
- долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля качества и др. [4. 19].
Кластерная структуризация экономики оказывает позитивное влияние на развитие конкурентоспособности в трех важнейших направлениях, в частности:
- повышает производительность компании;
- создает возможности для инновационного и производственного роста;
- стимулирует и облегчает формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера.
В статье «Кластерный подход в инновационном развитии территорий» [4, 16] представлена совокупность основных причин (факторов), стимулирующих инновационную деятельность предприятий кластера (рассматриваем применительно к ТОР):
- способность участников кластера к более адекватному и быстрому реагированию на запросы со стороны покупателей;
- членство в кластере облегчает доступ к новым технологиям, используемым предприятиями на различных направлениях хозяйственной деятельности;
- включение в инновационные процессы поставщиков и потребителей, а также предприятий из смежных отраслей;
- уменьшение посредством межфирменной кооперации издержек на выполнение НИОКР; интенсивное конкурентное давление на участников кластера, которое усиливается при постоянном сравнении собственной хозяйственной деятельности с аналогичными процессами других компаний.
В этой же статье перечислены факторы, способствующие увеличению производительности на предприятиях кластера, которые обусловлены (применительно к ТОР):
- облегчением и удешевлением доступа к специализированным факторам производства (комплектующие, оборудование, персонал, услуги) в сравнении с другими возможными вариантами интеграции (вертикальная интеграция, формальные альянсы);
- снижением комплекса транзакционных издержек;
- повышением доступности информации;
- созданием условий для более эффективных совместных маркетинговых действий (в т.ч. в части рекомендаций, совместных выставок, ярмарок, журналов, рекламных кампаний);
- улучшением репутации региона местонахождения (субъекта РФ, в котором создается ТОР) в связанных с ТОР сферах деятельности, что повышает вероятность предпочтений со стороны заказчиков расположенным в данном регионе и ТОСЭР производителям или продавцам;
- амбициями и желанием участников кластера (ТОР) опередить друг друга для того, чтобы иметь преимущество в глазах местного сообщества.
Кластерный подход в ТОР на региональном уровне предполагает следующие основные преимущества:
- это устойчивая система, продвигающая новые технологии, знания, продукцию, образующая так называемую технологическую сеть на основе совместной научной базы;
- это наличие дополнительных конкурентных преимуществ, проявляющихся в результате осуществления внутренней специализации и стандартизации, минимизации затрат при внедрении инноваций;
- это формирующие инновационные точки роста экономики региона гибкие предпринимательские структуры ТОСЭР (малые предприятия).
Таким образом, благодаря кластерному подходу возможна такая тенденция развития ТОР как инновационно-ориентированная.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-Ф (ред. от 03.07.2016) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". Ко нсу льта н тП люс w ww.con su lta n t. ru (дата обращения: 09.11.2016).
2. Мякишева Е.А., Руденко М.Н. Об организационно-экономическом содержании категории «территория опережающего социально-экономического развития // Научное обозрение. 2015.
3. Управление рисками региональных систем. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2014. № 2-2. С. 30-34.
4. Мосейко В.О. Фесенко В.В., Наговицын А.Е. Кластерный подход в инновационном развитии территорий. // Вестник Волгоградского университета. Сер.3. Экономика, экология. 2009. №2(15). С14-24.
5. Проблемные регионы: сущность и идентификационные признаки. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 131-135.