Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2016г.

У многих быстроразвивающихся стран существует проблема, которая связана со своевременным обновлением таких сфер деятельности, как социальные и инженерные инфраструктуры, промышленное и жилищное строительство за счёт средств собственного бюджета. С другой стороны, частные организации из-за низкой отдачи с вложенных средств и высокой капиталоемкости не берутся за такие проекты. Всё чаще государство и частный сектор начинает взаимодействовать для решения подобного рода проблем и каждый вносит свой вклад в общественные и масштабные проекты. Такое взаимодействие называют государственно-частным партнерством (далее – ГЧП).

ГЧП в России имеет достаточно давнюю историю. Ещё в период правления Петра I (XVII в.) для масштабного подъёма промышленности использовали передачу государственных предприятий частным предпринимателям в долгосрочную аренду, с предоставлением неплатежеспособным организациям небольших денежных ссуд. В свою очередь, они вместе с инвестициями частных владельцев обязаны были обеспечить их оздоровление [2]. Многие проекты на основе ГЧП в XVIII-XIX веке заключались между несколькими государствами. Так, в 1836 г. при правлении Николая I начали строить на основе государственно-частного партнёрства железную ветку из Петербурга в Царское Село. Для реализации данного проекта была использована одна из форм государственно-частного партнерства – концессия. Российская империя явилась заказчиком и выделяла земельные участки частному австрийскому предпринимателю Француа Антону фон Герстнеру, а также предоставила необходимые гарантии [7].

Активное развитие различных форм государственно-частного партнёрства в России начинается с принятием Федерального Закона от 21.07.2005 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – закон о концессионных соглашениях) [5].

Концессией является форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в пользование совершается на возмездной основе с указанием определенного срока или без указания. В качестве объекта могут выступать права на эксплуатацию природных ресурсов, на эксплуатацию оборудования, на использование коммерческого названия и так далее.

Концессионное соглашение является одной из форм государственно-частного партнёрства, которая вовлекает частных предпринимателей в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг на взаимовыгодных условиях.

На основе данного закона осуществляется достаточно много проектов, например, такие как:«Строительство водозаборной скважины глубиной 290 м по ул. Пролетарская», заключенное между ООО  «Теплоэнерго» и Министерством экономического развития Новосибирской области от 2012 года; строительство «Западного скоростного диаметра» в г. Санкт-Петербурге от 2005 года; строительство инженерных, транспортных сетей, зданий и сооружений территории комплексной застройки жилого района «Юго-Западный-2» в Белгородской области от 2009 года и их число из года в год увеличивается [4].

 С 1 января 2016  года вступил в  силу  новый Федеральный  закон от  13.07.2015 №  224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ) [5].

В новом законе появилась возможность появления частной собственности на публичную инфраструктуру, что позволит использовать новые, эффективные модели государственно-частного партнерства в российской практике, которые будут учитывать, как интересы государства, так и интересы частного бизнеса и его потребности в различных механизмах государственной поддержки.

Для того чтобы обеспечивалась практическая часть реализации закона №224-ФЗ ввели достаточно чёткое регламентирование процессов инициирования и определения частного партнёра при реализации проекта. Так же определили точный перечень публичной инфраструктуры, которая может являться объектом соглашения о ГЧП. Данный перечень охватил почти все отрасли: социальную, коммунальную, транспортную, энергетику и так далее.

В 2015 году при проведении анализа проекты на основе ГЧП разделили на 4 отрасли инфраструктуры, а именно коммунальная, социальная, транспортная и энергетическая инфраструктуры (рис.1) [1].


В 2015 году наибольший удельный вес проектов на основе ГЧП в стадии коммерческого закрытия приходится на проекты в коммунальной инфраструктуре и составляет 71,7 %. Проекты на основе ГЧП в социальной сфере составляют 19,7 %. Сейчас проекты на основе ГЧП в социальной инфраструктуре в большей степени ориентированы на возмещение затрат инвестора на строительство и реконструкцию объекта.

Ещё одним новшеством в Законе №224-ФЗ является то, что у инвестора появилась возможность подачи заявки на создание объекта по собственной инициативе, нет необходимости дожидаться предложения со стороны публичного партнёра.

Кроме этого, в законе предусматривается возможность софинансирования проектов из бюджетных источников. Более того, государством дана гарантия неизменности правил на весь период действия соглашения, а также предусматривается возможность пересмотра условий соглашения при каких-либо изменениях законодательства или макроэкономических условий, которые напрямую затрагивают проект (налоги, льготы, и т.д.).

Стоит не забывать о том, что Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно- частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не отменяет действие Федерального Закона от 21.07.2005 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Однако при сравнении двух законов многие положения одного закона исключают возможность использования другого. Например, в Законе №224-ФЗ минимальный срок действия соглашения составляет 3 года, а в законе о концессионных соглашениях он не установлен, так же здесь срок заключения контракта при частной инициативе составляет до 150 дней, а в новом Законе №224-ФЗ до 400 дней. В качестве частного партнёра в Законе №224-ФЗ могут выступать российские или иностранные юридические лица, доля контроля государства в которых не может быть более 50%, а в законе о концессионных соглашениях выступают российские или иностранные юридические лица или действующие без образования юридические лица группы лиц (консорциум) по договору простого товарищества. Это затрудняет одновременное использование при реализации проекта сразу двух законодательных актов.

По данным статистики с каждым годом происходит увеличение заключенных проектов на основе государственно-частного партнёрства. И на сегодняшний день в РФ принято более 1300 проектов на основе государственно-частного партнерства, по которым уже заключены соглашения, из них 15 проектов относятся к федеральному уровню, 191 проект к региональному уровню и более 1100 проектов к муниципальному уровню. Количество реализуемых муниципальных проектов достаточно сложно отследить без постоянного контроля и мониторинга, так как решение о заключении новых соглашений, например, в сфере ЖКХ, происходит практически каждую неделю.

Для оценки среднего роста числа реализованных проектов на основе государственно-частного партнерства в количественном выражении за базу брались проекты, прошедшие стадию коммерческого закрытия (Рис.2) [1].

Из представленных данных видно, что в 2014 году относительно 2013 года произошло увеличение количества проектов в стадии коммерческого закрытия, а именно количество проектов увеличилось на 229 единиц или 347,67 %. В 2015 году аналогично произошло увеличение количества проектов по сравнению с предыдущим периодом, которое составило 448 проектов или 118,96 %. В целом за последние годы рынок проектов показывает достаточно высокий среднегодовой темп роста в количественном выражении. Во многом это связано с развитием законодательства в сфере ГЧП. На 2015 год в России в было реализовано 873 проекта. Суммарный объем частных инвестиций по данным Минэкономического развития  России составил 640,2 млрд. руб. (Табл.1) [1].

Таблица 1 Соотношение административногоуровня реализации проектов, объема частных инвестиций и количества проектов ГЧП в 2015 году

 

Уровень реализации проектов

Количество проектов

Объем частных инвестиций, млрд.

руб.

Федеральный уровень

12

133,7

Региональный уровень

104

408,1

Муниципальный уровень

757

98,5

Итого

873

640,2

 

Самый высокий объем частных инвестиций в 2015 году приходится на проекты регионального уровня и составляет 408,1 млрд. руб.

На данный момент в России одним из приоритетных социальных направлений государственной политики является реализация государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём    и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [5]. Мероприятия, которые направлены на повышение доступности жилья включают в себя массовое инженерное строительство сетей и жилищное строительство, которые, в свою очередь, сопровождаются большими капиталовложениями. Однако возможность финансировать крупные инвестиционные проекты с помощью бюджетных средств достаточно часто ограничена, кроме этого, у государственного сектора часто не хватает управленческого опыта, поэтому привлечение дополнительных ресурсов (в том числе управленческий опыт и инвестиции) из частного сектора является прекрасным средством для решения проблем при комплексной застройке территории. Именно поэтому при комплексной застройке территории всё чаще применяют проекты на основе государственно-частного партнёрства, которые способны принести обеим сторонам выгоду. «Для власти государственно-частное партнерство - это способ привлечь частный капитал к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой; для бизнеса государственно- частное партнерство - это способ получить надежную прибыль на объектах государственной собственности или при оказании услуг, которые закреплены за государством» [3].

Сейчас проектов ГЧП при комплексной застройке территории в РФ достаточно мало по сравнению с количеством проектов в других сферах. Это связано с тем, что в новом законе не освещены вопросы, связанные с реализацией проектов при комплексной застройке территорий. Комплексная застройка включает в себя не только возведение жилых домов, но и сопутствующим им инфраструктуры, такой как больницы, школы, детские сады и так далее. При использовании ГЧП нет возможности заключить одно соглашение, поэтому необходимо разбивать комплексное освоение на несколько соглашений по всей инфраструктуре. Ещё одним недостатком является то, что нет возможности включить в соглашения обязательства в отношении жилых объектов.

Самыми масштабными проектами на основе ГЧП при комплексной застройке территории в РФ являются [4]:

-Проект «Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковского района Калужской области»;

-Проект «Микрорайон Никольский» на участке 132 га. в г. Бузулук;

 -Проекты «Экодолье» при комплексном освоении территории на основе ГПЧ, включающие: Проект  «Экодолье-Оренбург», «Экодолье – Обнинск», «Экодолье – Калуга», «Экодолье – Шолохово».

 В Хабаровском крае уже осуществлен один проект на основе ГЧП при комплексной застройке территории. Это проект строительства жилого комплекса «Южный парк». Государство предоставило более 22 тыс. квадратных метров под застройку. Подрядчиком выступала компания ОАО «Управление инвестиционных программ город Хабаровск», она же и является инвестором строительства ТРЦ «Южный парк». Кроме этого, на территории построили спортивный комплекс с бассейном, частным инвестором выступает ООО «Контур-Билд». Хабаровский край в 2015 году в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП находится на 21 месте из 86 регионов, участвующих в рейтинге, средний показатель составил 33,4%, а в 2014 году находился на 76 месте со средним показателем всего 16,6%.

В Хабаровском крае утверждена распоряжением Правительства Хабаровского края от 06 марта 2014 г. № 136-рп «Инвестиционная стратегия на период до 2020 года». Одним из положений стратегии является развитие в крае государственно частного-партнёрства, подготовка новых проектов на основе ГЧП [5]. В рамках этой стратегии уже разработан проект строительства международного выставочного комплекса в г. Хабаровске, предусмотренного в коммерческой зоне развития аэропорта AIR CITY. Во втором квартале 2016 года завершилась разработка проектно-сметной документации объекта «Многофункциональный выставочный комплекс». Уже выполнены необходимые землеустроительные работы и инженерная подготовка территории для строительства данного объекта по адресу: г. Хабаровск, Железнодорожный район, Матвеевское шоссе 28 «б».

Кроме этого, в Хабаровском крае на начало 2016 год реализуется более 35 проектов на основе ГЧП. Самыми крупными из них являются [6]:

-   Реконструкция и эксплуатация здания школы по адресу: г. Хабаровск, пер. Братский 4;

 -        Реконструкция и эксплуатация (проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий) бассейна МОУ СОШ № 27 в г. Хабаровске;

-   Создание центра по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов в г. Хабаровске;

 -Создание сооружений для сбора и переработки биогаза в Железнодорожном районе города Хабаровска;

- "Автомобильная дорога "Обход г. Хабаровска км 13 – км 42".

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что при комплексном освоении территории проекты на основе ГЧП применяются достаточно слабо как в РФ, так и в Хабаровском крае. Не смотря, на то, что государство старается заинтересовывать инвесторов проектами на основе ГЧП, и они выгодны для обеих сторон, есть несколько препятствий для его массового использования. Это недостаточно эффективное управление государственным сектором рисками, возложенными на него в соответствии с принятой схемой ГЧП, низкий уровень гарантии государства относительно неизменности условий проекта, недостаточная проработанностью самих проектов, отсутствие необходимой правовой базы для их реализации. Без внесения поправок в новый закон о  ГЧП, которые позволят решить данные препятствия, реализовать проекты максимально эффективно будет очень сложно.



Список литературы

 

[1] Единая информационная система государственно-частного партнерства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppi.ru/

[2] Журнал « Известия Саратовского университета. Новаясерия. СерияЭкономика. Управление.Право» № 2 , том 10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eup.sgu.ru

 [3]  Журнал   «Экономика    и  социум»  №5  [Электронный  ресурс].       –    Режим  доступа:http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1585060

 [4] Информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам модернизации и госудасртвенно-частного партнёрства в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppjournal.ru

[5] Компьютерная справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим     доступа: http://www.consultant.ru/

 [6] Министерство экономического развития Хабаровского края [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://minec.khabkrai.ru

[7] Резниченко И. В. Модели государственно-частного партнерства / И.В. Резниченко. - Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Менеджмент», 2010. -66 с.