Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2016г.

В специализированной литературе экономическая безопасность как система представлена через ее видовой состав, реже через выделения организационной структуры и механизма обеспечения. Изучение организационной структуры системы экономической безопасности чаще всего остаются за границами исследований. За исключением нескольких работ [2] объектный и субъектный состав, целевая функция, принципы функционирования системы экономической безопасности практически не изучены.

В региональном контексте объектом экономической безопасности выступает экономика субъекта Федерации. Субъектами, с нашей точки зрения, являются органы государственного управления и органы местного самоуправления.

Экономическая безопасность - это определенное состояние экономики региона в условиях влияния на нее угроз и характеризующееся через стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Таким образом, целевой функцией системы экономической безопасности следует считать обеспечение стабильности, устойчивости и поступательности развития экономики путем противодействия влиянию на нее угроз различного происхождения. Реализация указанной функции на территории субъекта Федерации возможна органами власти. В виду того, что органы власти (включая консультационные и совещательные органы) обладают системными качествами по управлению экономикой региона, то их следует признать в качестве системообразующих элементов экономической безопасности. Дальнейшее дробление, то есть поиск минимальных элементов системы экономической безопасности, нецелесообразно.

Хозяйствующие субъекты своей деятельностью формируют экономическое пространство региона, от их совокупного состояния зависит уровень экономической безопасности, а также на них направлено негативное влияние угроз, но они сами по себе не являются системообразующими элементами системы экономической безопасности региона. Этот феномен обусловлен отсутствием мотивации и фактической неспособностью отдельного хозяйствующего субъекта, выполнять полномочия, направленные на защиту неограниченного количества субъектов от влияния реальных и потенциальных угроз. То есть на уровне хозяйствующих субъектов исчезают качества системы экономической безопасности региона.

Проблемы противодействия отраслевым рискам и угрозам частично могут быть отнесены к ведению профессиональных организаций, таких как саморегулируемые организации. В настоящее время регулирование внутри профессионального сообщества находится на начальном этапе, поэтому управление рисками функционирования и развития отраслей на территории субъекта Федерации находятся в числе полномочий органов власти. Таким образом, следует уточнить субъекты системы экономической безопасности региона – к ним относим органы власти, наделенные полномочиями и функциями противодействия влиянию угроз на экономику региона. То есть располагающие ресурсами, способные разрабатывать и принимать управленческие решения, обеспечивающие стабильность, устойчивости и поступательности развития экономики региона в условиях негативного влияния на нее различных угроз.

Стабильность, устойчивость и поступательность экономики региона во многом обеспечена способностью генерировать бюджетные доходы и эффективно управлять расходами регионального бюджета (в особенности в условиях ограниченности доступа к иным источниками финансирования). Е.М. Бухвальд рассматривает проблему обеспечения экономической безопасности через повышение качества стратегического планирования. Автор справедливо считает, что финансовые основы регионального экономического стратегирования в преимущественной мере складываются за счет консолидированных бюджетов субъектов Федерации, которые при переходе к системе стратегического планирования должны в максимальной мере характеризоваться достаточностью средств, устойчивостью и прогнозируемостью их поступления на весь период действия планов стратегического характера [1].. Объективность точки зрения Е.М. Бухвальд подтверждается на практике. Так в отчете контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга за 2015 г. замечено: «В очередной раз Палата отметила в своем заключении не совершенство бюджетного процесса в части планирования бюджетных ассигнований для бюджетных и автономных учреждений, на долю которых пришлась 1/3 всего городского бюджета (порядка 150 млрд. рублей). В связи с формированием государственных заданий на основе прогнозных (а не утверждённых) нормативов финансовых затрат, имели место случаи выделения субсидий в объемах, отличных от необходимой величины финансового обеспечения выполнения государственного задания. В ряде случаев государственные задания не были исполнены, так как натуральные показатели результативности деятельности не достигнуты»[4].

Из выше сказанного следует, что органы власти должны быть вовлечены в систему экономической безопасности региона в силу их участие в противодействии негативному влиянию реальных и потенциальных угроз экономической безопасности региона для повышения уровня бюджетных доходов и повышения результативности бюджетных расходов региона. Кроме этого, при определении организационной структуры системы экономической безопасности региона, необходимо учитывать ее роль в обеспечении национальной безопасности РФ.

Проведенный анализ документов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, позволил сделать вывод, что закрепленные полномочия прямого участия в обеспечении экономической безопасности региона не предусматривают. Поэтому, опираясь на понимание экономической безопасности, нами выделены те полномочия, которые направлены на выявление и противодействие рискам и угрозам посредством проведения контрольных мероприятий. А также отражены полномочия, которыми предусмотрен анализ и прогнозирование изменений в соответствующей отрасли экономики Санкт- Петербурга. Таким образом, к системообразующим элементам отнесены следующие органы исполнительной власти: Жилищный комитет, Комитет государственного финансового контроля, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по государственному заказу  Санкт-Петербург, Комитет по промышленной политике и инновациям, Комитет по инвестициям, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, Комитет по экономической политике и стратегическому планированию, Комитет по труду и занятости населения, Комитет финансов. Особое место в системе экономической безопасности региона занимает контрольно-счетная палата Санкт- Петербурга.

Значительную роль в координации деятельности органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности Санкт-Петербурга играют консультативные и совещательные органы. В 2013 году возобновила работу Межведомственная комиссия при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам экономической безопасности [3], которая является коллегиальным совещательным органом при Правительстве Санкт-Петербурга, созданным в целях разработки организационных, экономических и правовых  мер,  направленных  на  обеспечение  экономической  безопасности  на  территории  Санкт-

Петербурга, защиту прав и законных интересов собственников имущества, акционеров (участников) хозяйственных обществ, содействие развитию цивилизованного корпоративного поведения и благоприятного инвестиционного климата [5].

Таким образом, несмотря фактическое выполнение органами исполнительной власти отдельных полномочий, относимых в сфере обеспечения экономической безопасности региона, следует отметить, что в Санкт-Петербурге практически отсутствует институциональная база для развития системы экономической безопасности региона.

Список литературы

 

1.   Бухвальд Е.М. Экономическая безопасность и финансово-бюджетные аспекты стратегирования планирования развития российских регионов. // Сборник научных трудов Международной научно- практической конференции «Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях». 2015. С. 9-11. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24213579

2.   Литвиненко А.Н. Громов И.А. Система экономической безопасности государства в компетенции департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. - 2010. - № 12.

3.   Межведомственная комиссия при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам экономической безопасности возобновила свою работу. URL: http://piter-news.net/other/2013/05/29/3807.html.

4.       Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга за 2015 год . URL: http://ksp.org.ru/rubric/633200012/Otchet-o-rabote-Kontrolno-schetnoy-palaty

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2006 № 52 «О Межведомственной комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам экономической безопасности». URL: http://zaki.ru/pagesnew.php?id=23919 (дата обращения 4.06.2012)