24 декабря 2017г.
Транспортная инфраструктура г. Хабаровска часто поддается критике со стороны горожан, главные выделенные проблемы – это состояние асфальтобетонного полотна, нехватка парковочных мест, пробки.
В связи с тем, что уровень автомобилизации города с растет с каждым годом, проблемы будут обостряться и вызывать недовольство граждан. В настоящее время г. Хабаровск занимает одно из ведущих мест в России по уровню автомобилизации. По данным городских статистических порталов в городе
зарегистрировано 230 тысяч легкового и 170 тысяч грузового автотранспорта [1].
Наиболее остро ощущается проблема с нехваткой парковочных мест в центральном районе
города, где наблюдается скопление
автомобилей за счет высокой концентрации
на ограниченной территории офисных зданий, бизнес-центров, торговых центров, кинотеатров, магазинов. Так же
необходимо отметить, что в связи с развитием городской среды, согласно планам департамента
архитектуры
и строительства, в ближайшее время будет наблюдаться активный рост количества офисных зданий и
жилых домов в центральном районе города, соответственно концентрация автомобилей возрастет.
Свободные машино-места под парковку автомобилей, в рабочее время, практически невозможно обнаружить, от безысходности многие жители оставляют личный транспорт под запрещающими знаками,
что приводит к эвакуации автомобиля.
Периодически возможно столкнуться с ситуацией, отображенной на рисунке 1, как правило, она
возникает в рабочие дни, особенно в «час-пик».
Так же очевидна проблема проезда к месту назначения, как у автолюбителей, так и у экстренных служб, время в пути увеличивается в несколько раз. Пропускная способность транспортной
инфраструктуры снижается с наступлением зимы, в связи с обильными осадками в регионе, очищать улицы от снега в
оперативном режиме весьма затруднительно.
Присутствие в центральном районе домов 60-70 годов постройки ухудшает ситуацию с нехваткой парковочных мест. По ГОСТу дома 60-70 годов не были рассчитаны на большое количество транспорта во дворе, и предусматривались только гостевые парковки.
Строительство большего числа автомобильных парковок, улучшит пропускную способность центрального района города, решит проблему с нехваткой парковочных мест, сделает проживание в городе
более комфортным.
За неимением свободных мест под стоянку автомобиля, многие горожане паркуются на зеленом газоне, тем самым истирая траву и придавая участку неблагоприятный вид. Государство регулирует эту
проблему, разрабатывая и изменяя законодательство.
Федеральные
законы
«Об охране
окружающей
среды»,
«О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» запрещают паркирование автомобилей на газонах, участках с зелеными насаждениями, детских площадках. За нарушение положений этих законов не предусмотрено
административной
ответственности.
В законодательство муниципального образования город Хабаровск включена статья, запрещающая заезд всех видов транспорта на тротуары, бордюры, газоны. К концу мая 2016 года по этой статье было привлечено к ответственности 1054 нарушителя. Но в соответствии с решением апелляционного суда РФ в 2017 году статья была отменена. Автолюбителей, нарушивших законодательство, совершивших неправомерное паркирование на запрещенной территории, штрафовали от 1 до 3 тысяч рублей, за повторное нарушение от 3 до 7 тысяч [1].
В предвыборных программах кандидаты в депутаты Госдумы РФ от Хабаровского края часто заявляли о внесении изменений в кодекс административных нарушений и принятии мер, в данный момент ситуация стабильна, поправок нет [1].
Проанализировав все основные Федеральные и региональные положения о нормировании
строительства автомобильных стоянок, можно сделать вывод о возможности строительства парковок
открытого типа «Экопарковка» в границах всех территорий зонирования городского округа «город Хабаровск». Тем более, парковка данного типа решит проблему с паркированием автомобилей на газоне, улучшит экологическое состояние города, озеленит территорию.
Администрацией города Хабаровска предоставлена карта «Схема размещения объектов
транспортной
инфраструктуры Центрального района» (Рисунок
2) [3].
Согласно градостроительному кодексу г. Хабаровска размещение временных автостоянок
открытого типа на красных линиях улиц возможно при условии сохранения ширины проезжей части. Для
строительства новых автостоянок открытого типа свободного места в центральном районе города практически нет.
Но возможны варианты переоборудования существующих
автостоянок в автостоянки
типа «Экопарковка», использования технологии при строительстве новых жилых районов и бизнес-центров. Так же возможно строительство многоэтажных (подземных) парковок
закрытого типа.
Положение о территориальном планировании содержит информацию о
перспективах и планировании
застройки территории жилыми массивами, что включает в себя строительство парковочных
мест, в пределах установленных нормативов. В этом случае наилучшим вариантом можно рассмотреть комбинацию
многоэтажных парковок закрытого типа и «Экопарковок».
Ниже приведен перечень основных мероприятий по территориальному планированию Центрального района г. Хабаровска, утвержденный администрацией
города.
Мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры и основных функциональных зон Центрального района [2]:
·
Многоэтажная застройка будет развиваться за счет локальной реконструкции и уплотнения
существующей застройки. Новая многоэтажная застройка предусматривается на освобождаемых территориях, занятых раньше промышленными предприятиями, военными ведомствами и организациями.
Продолжится частичный перевод территории промзоны ОАО "Дальневосточный завод энергетического машиностроения», расположенного на Ленинградской улице, в жилую многоэтажную зону. Площадь зоны многоэтажной
застройки увеличится на 70 га.
·
На месте территории ликвидированного «Авиационного завода № 24» продолжится
формирование многоэтажной жилой застройки. В районе улиц Джамбула, Брестской, Запарина, Знаменщикова продолжится развитие многоэтажной
застройки
с формированием общественно-деловых зон. Многоэтажная застройка получит свое развитие в центре города вокруг городского парка, а также вдоль ул. Калинина и
в квартале между ул. Калинина и
Истомина.
·
После частичного освобождения территории ЗАО «Дальэнергомаш», предполагается строительство многофункционального общественного городского центра. Зона «Дальэнергомаш»
планируется как новый деловой центр города и единственное место, где предусматривается большой объем
строительства. Площадь зоны общественно-деловой застройки в районе увеличится на 30 га.
·
Будет продолжено благоустройство набережной. В центре города вокруг городского парка продолжит развиваться общественно-деловая многофункциональная застройка. Предлагается территорию, с которой выводится СИЗО, развивать в качестве многофункциональной
общественно-деловой
зоны.
·
В связи
с использованием земельных участков на территории завода ОАО «Промсвязь» под торговые, обслуживающие и
административные функции, а также с развитием жилой
застройки
в квартале в
границах ул. Слободская – ул. Гамарника – ул. Павловича – пер. Смены, проектом предлагается
общественно-деловая многофункциональная застройка.
·
Проектом предлагается формирование общественно-делового ядра между ул. Пионерской и
набережной протоки Амурская. В кварталах в границах улиц Пушкина, Серышева и Амурского бульвара, улиц Знаменщикова, Серышева и Джамбула, улиц Ухтомского, Карла Маркса и Ленинградской, вдоль улиц
Специалистов, Тихой, Переясловской, Астраханской, предлагается формирование многофункциональных
общественно-деловых зон.
Таким образом, приведено официальное доказательство увеличения количества жителей и числа
автомобилей
в связи
с развитием многоэтажного строительства в центральном районе города.
В
таблице 3 приведены прогнозируемые значения увеличения основных показателей [2] .
Таблица 3 – Перспектива увеличения показателей к 2025
году.
Показатель
|
2017г.
|
2025г.
|
Количество населения, тыс.чел.
|
92
|
95
|
Уровень автомобилизации автом./тыс.чел
|
300
|
400
|
Количество автомобилей личного пользования, машино-мест
|
36800
|
38016
|
Расчетное количество машино-мест, шт.
|
33120
|
34214,4
|
По проекту развития функционально-планировочной структуры и основных функциональных зон
Центрального района, будет наблюдаться рост деловой активности населения, число рабочих мест
возрастет. Места для временного
хранения автомобилей будут организовываться у
крупномасштабных объектов, так же будет осваиваться все большее подземное пространство под центральными улицами города.
Строительство новых парковочных машино-мест постоянного и временного
хранения необходимо, для продолжения нормального функционирования города. Из показателей таблицы 3 можно сделать вывод о планировании строительства около 1100 машино-мест за 7 лет. План
осуществим, учитывая стратегию
развития территории Дальнего Востока и
поддержку со стороны администрации г. Хабаровска.
В
настоящее время чиновники принимают активные меры для улучшения ситуации в городе, создания комфортных условий для жизни горожан. Скорость решения проблем ограничивается финансовой составляющей и не успевает за темпом роста автомобилизации Хабаровска.
За последнее время можно выделить несколько ключевых решений по модернизации
транспортной
инфраструктуры города:
·
Реконструкция улицы Краснореченской
и Пионерской
существенно сократила время в пути,
уменьшила количество пробок, увеличив пропускную способность улиц. Теперь возможно пересечь весь город, потратив около 40 минут, против прежних 1:10. Скорость передвижения регулируют камеры,
установленные по всему пути, что на порядок
сократило количество ДТП.
·
Появляется все больше торговых центов и вместе с ними подземных многоуровневых
автостоянок. Хранение автомобиля на ночь обходится от 100 до 150 рублей.
Таким образом, несмотря на критику общественности в адрес администрации города, все же
возможно отметить положительную
тенденцию развития транспортной инфраструктуры г. Хабаровска.
Список источников
1. Берегись автомобиля: кто ответит за парковку на газонах Хабаровска [Электронный ресурс] //
Vostok.Today. 2017. URL: http://vostok.today/15015-beregis-avtomobilya-kto-otvetit-za-parkovku- na-gazonah-habarovska.html (Дата обращения: 8.11.2017).
Об утверждении
изменений в генеральный план
города Хабаровска [Электронный ресурс]:
решение Хабаровской
городской
Думы от 23 октября 2012 года N 662 (с изменениями на 21
апреля 2015 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/823300317 (Дата обращения: 8.11.2017).
3. Схема размещения объектов транспортной инфраструктуры [Электронный ресурс] // портал администрации города Хабаровска. URL: https://dasiz.khabarovskadm.ru/town- planning/planning_documentation/area/central/2010/doc/Map3.png (Дата обращения 5.11.2017).