Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ СИСТЕМЫ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2016г.

Сегодня различаются три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект (приоритет) его функционирования.

1.    Регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным учреждениям индустрии знаний (НИИ, университетам и т. д.).

2.    Вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например,  цепочка «поставщик - сборщик - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм.

3. Отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер»)   или   совокупности   секторов   на   еще   более   высоком   уровне   агрегации   (например, «агропромышленный кластер»).

 Кластерную стратегию лучше всего проводить, на том уровне, на котором достигается наибольшее преимущество в конкуренции, но при этом на самом низком, по возможности, уровне. Таким образом, для разных уровней подходят местные, региональные,  национальные или международные стратегии. Опыт показывает, что в условиях уже существующих кластеров местного уровня или при наличии «шефства» крупных предприятий над малыми и средними важны адаптация продуктов к местным рынкам или тесное сотрудничество между фирмами и их основными поставщиками (совместная разработка, совместное производство).

В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. [2] Взаимодействие с внешним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, с внутренним, как правило, - на кооперации с использованием аппарата снабжения и распределения единого логистического окна.

Кластерный подход становится основой экономической политики многих стран. Для этого на уровне стран и регионов создаются специальные департаменты (советы, агентства) по делам кластеров, которые проводят главным образом информационно-аналитическую работу, а также координируют образовательные программы всех уровней с потребностями соответствующих кластеров.

В свою очередь, кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. [1] Прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием.

Поскольку конкурентоспособность современных экономик связана с наличием тесных связей между их секторами, целесообразно системное формирование кластеров вокруг ключевых отраслей. Они должны включать в себя сферу услуг (современные дистрибьюторские и банковские системы), позволяющую приблизить продукцию и технологии к конечному потребителю. Поэтому при выделении опорных кластеров необходимо рассматривать ключевые отрасли региона.

Сотрудничество становится все более необходимым, но оно же несет с собой известную опасность - возможность утраты если не формальной самостоятельности, то способности к проведению самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых продуктов (услуг), новых технологий и прочего. Вот почему в целом ряде стран в последние десятилетия приобрели такое значение эффективные «кластерные стратегии», особенно с тех пор, как правительства стали уделять больше внимания сильным отраслям собственной страны и перестали копировать чужие достижения в сфере высоких технологий. Отправной точкой для реалистичной кластерной стратегии служат сильные стороны экономики. Такая стратегия строится на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. [4]

В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные системы региона характеризуются следующими особенностями:

-     наличием крупного предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;

-      территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

-   устойчивостью хозяйственных связей хозяйствующих субъектов -участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;

-         долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках её производственных программ, инновационных процессов; основных систем управления, контроля качества и прочее.

Важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют «кластерный подход» в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих национальных инновационных систем.

Кластерный метод позволяет реализовать наиболее важные взаимосвязи в технологиях, навыках, информации, маркетинге и потребительских запросах, которые характерны для целого комплекса фирм и отраслей. Эти взаимосвязи оказывают определяющее влияние на направленность и темпы инноваций, а также на конкурентоспособность конечной продукции.

При выделении кластеров, можно отметить две альтернативные стратегии, которые дополняют друг друга:

-   стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах;

 -     стратегии, направленные на создание новых сетей конструктивного сотрудничества внутри кластеров.

 Оценивая составные аспекты кластера, а также их комбинации и альтернативные стратегии, можно выделить опорные кластеры в анализе динамики экономического развития региона.

Что касается нашей страны, то эффективная реструктуризация бывших «промышленных гигантов» требует глубокого взаимодействия и сотрудничества между крупным и малым бизнесом, властью, вузами, НИИ и т.п., и здесь кластерный подход предоставляет необходимые инструменты и аналитическую методологию. Применение кластерного подхода позволяет достигать расширенного развития малого и среднего предпринимательства.

Преимущества подхода выделения кластеров, в том числе опорных, в анализе динамики экономического развития региона для органов власти (федеральных министерств, региональных администраций и т.п.) состоят в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным отраслям. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.

Изучив работы современных ученых, можно отметить, что в настоящее время не существует универсальной разработанной конкретной методики выделения кластеров, а также опорных кластеров, в анализе динамики экономического развития региона, поскольку  формирование и выделение кластеров напрямую зависит от особенностей региона и страны в целом. Таким образом, актуальным и своевременным является разработка методики выделения опорных кластеров в стратегии развития региона и в частности в Кабардино-Балкарской Республике [3], которая может быть востребована  в современной региональной экономической науке.

Список литературы

 

 

1.    Жемухов А.Х., Бакаева З.Р. Современные проблемы рейтинговой оценки предприятия АПК // Экономический анализ: теория и практика. – М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2014г., №23(374), с.28-32.

2.     Жемухов А.Х., Ханиева А.А. Специфика инновационных процессов в АПК // Наука и образование в жизни современного общества. Сб. науч. трудов по материалам международной научно - практической конференции: в 12 ч. - Тамбов.: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2012г., с.35-37.

3. Жемухов А.Х., Хамурзов З.Г. Некоторые аспекты прогнозирования спроса на агропромышленную продукции // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сб. науч. трудов по материалам Международной научно - практической конференции: в 11 ч. - Тамбов.: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014г., с.65-67.

 4.      Шогенов Б.А., Жемухов А.Х. Теоретические проблемы стратегического планирования в экономических системах // TERRA ECONOMICUS. – Ростов-на-Дону.: ЮФУ, 2007г., т.5 №2-2, с.355-357