Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

    Современные экономические и политические условия устанавливают жесткие требования к повышению эффективности управления региональными социально-экономическими ресурсами. В большинстве регионов и муниципальных образований активно внедряют информационные технологии для территориального управления.

    В настоящее время в г.Иваново рассматривается необходимость внедрения информационной системы территориального управления. В связи с этим возникает необходимость оценки эффективности такой системы в деятельности региональных и муниципальных органов управления.

   Однако оценка эффективности любых информационных систем является сложной задачей. Применение информационных систем в любой сфере деятельности может иметь в результате этой деятельности как прямой, так и косвенный эффект. В случае оценки информационной системы территориального управления задача осложняется еще и масштабностью системы,  ее высокой социальной значимостью.  Величина  необходимых инвестиций в такие проекты, как правило, бывает достаточно высокой, прямого эффекта может не последовать, а косвенный оценить довольно сложно.

   Несмотря на существование большого количества методик, призванных оценить эффективность информационных систем, проблемы такой оценки продолжают оставаться весьма актуальными. Трудность оценки эффективности внедрения любых информационных систем заключается, главным образом, в том, что информационные системы не непосредственно, а опосредовано воздействуют на конечные результаты деятельности.

   Большинство известных на сегодня методов оценки экономической эффективности проектов, связанных с применением информационных технологий, может быть отнесено к одной из перечисленных ниже групп.

   Традиционные количественные методы базируются на расчете таких показателей, как совокупная стоимость владения (TCO), окупаемость инвестиций (ROI), экономическая добавленная стоимость (EVA), совокупный экономический эффект (TEI). Как правило, в основу количественных методов положено измерение не результатов, а затраченных ресурсов.

    Методы инвестиционного анализа предполагают расчет таких часто применяемых показателей, как чистый приведенный доход, срок окупаемости, индекс доходности и внутренняя норма доходности. Все эти показатели основаны на расчете денежных потоков, что на практике вызывает объективные трудности. В связи с этим применение этих методов для оценки эффективности рассматриваемой информационной системы, учитывая ее некоммерческую сущность, не представляется возможным.

   Качественные методы предлагают для определения эффективности от внедрения информационной системы применять систему сбалансированных показателей (BSC), модель информационной экономики (IE) и метод расчета совокупной ценности возможностей (TVO). Наиболее распространенным является использование BSC наряду с системой KPI, что позволяет оценить эффективность стратегического управления на основе измерения набора показателей, подобранного таким образом, чтобы учесть все существенные с точки зрения стратегии аспекты деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые и т.д.).

    Вероятностные методы основаны на справедливой оценке опционов (ROV) и прикладной информационной экономике (AIE).Данные методы являются достаточно сложными для реализации, в силу этого применяются редко.

   Рассматриваемая информационная система территориального развития призвана служить для поддержки принятия решений по управлению территориальным развитием региона в целях достижения высокого социально- экономического уровня его развития.

Прямой эффект от внедрения такой системы будет иметь качественный характер и выражаться в основном в оптимизации процесса принятия решений по территориальному управлению, а именно в следующем [1].

1.   Повышение «интеллектуальности» процесса управления заключается в оперативном наличии больших объемов релевантной информации, что позволяет принимать перспективное, упреждающее управленческое решение.

2.    Оптимизация планирования обеспечивается за счет своевременного доступа всех заинтересованных пользователей к необходимой информации, находящейся в одной централизованной БД.

3.    Усовершенствование процессов принятия решений состоит в том, что принимаемые управленческие решения становятся более обоснованными, если они подкреплены достоверной и оперативной информацией. Кроме того, экономится время, уходившее ранее на сбор, систематизацию и анализ информации.

4.      Расширение информационной компетентности происходит из-за того, что большее  количество сотрудников будет иметь доступ к информации.

5.    Создание единой среды  сотрудничества – в результате внедрения результатов настоящего проекта улучшится процесс взаимодействия органов местного управления с другими хозяйствующими субъектами, интересы которых попадают в сферу территориального управления муниципального образования.

Кроме прямого эффекта, внедрение данной информационной системы может принести косвенный эффект, который заключается в следующем [2]:

1.   Повышение уровня социально-экономического развития муниципального образования.

2. Рост конкурентоспособности города, в т. ч. его инвестиционной привлекательности.

3.        Последующая интеграция с другими информационными пространствами для оптимизации территориального развития всего региона.

   Очевидно, что оценить с финансовой стороны все перечисленные виды возможного эффекта является непростой задачей.

    По оценкам экспертов суммарные потери бюджета города Иваново от неправильно принятых управленческих решений составляют около 2,5 млн. рублей в год [3]. После внедрения информационной системы территориального развития по оценкам специалистов вероятность принятия правильного решения повысится до 75%. Таким образом, потери от неправильно принятых решений сократятся на 1,875 млн рублей в год. Срок использования информационных систем подобного уровня составляет в среднем 5 лет, в дальнейшем из-за изменений нормативно-правовой базы, экономического окружения, технического и технологического прогресса требуется их модернизация. Значит, по истечению 5 лет экономический эффект составит 9,375 млн рублей. В то время как затраты на реализацию настоящего проекта составят 8 млн. рублей.

   На различных стадиях жизненного цикла информационной системы и в зависимости от целей расчета рассчитываются и документально оформляются разные виды экономического эффекта: предварительный, потенциальный, гарантированный и фактический.

     Безусловно, на стадии разработки и внедрения информационной системы можно говорить только о потенциальной экономической эффективности, для определения которой наиболее подходящим является использование смешанной оценки, основанной на использовании сбалансированной системы показателей результативности, позволяющей учесть трудно поддающиеся количественной оценке качественные и стратегические результаты.

 

Список литературы

1.     Косяков С.В. Разработка проекта муниципальной информационной системы города Иванова.//«Вестник ИГЭУ», № 3. 2008.

2.     Раева Т.Д. Планирование развития системы энергообеспечения в соответствии с выбранным стратегическим направлением комплексного социально-экономического развития региона // Межвуз. сб. науч. тр. «Анализ состояния и перспективы развития экономики России» / Иван.гос. энерг. ун-т. – Иваново, 2012. – С. 86-89. – 0,18 п.л.

3.     Косяков С.В., Гадалов А.Б., Огородников А.В. Интеграция муниципальных информационных ресурсов с использованием Интернет-технологий // «Вестник ИГЭУ», № 3. 2007. С. 69-75.