Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Муниципальные образования в условиях современной экономики можно представить в виде общественной корпорации, призванной решать вопросы жизни отдельно взятого жизненного сообщества. Следовательно, органы местного самоуправления должны самостоятельно владеть и управлять определенной собственностью, в том числе распоряжаться местными финансами. Баланс между полученными финансовыми возможностями муниципального бюджета и обязательствами по их исполнению является тем фактором устойчивости развития муниципального образования.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:

–           создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;

–           ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;

–           определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития страны - роста уровня и качества жизни населения.

    Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджетов бюджетной системы, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.

   В рамках реформирования местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1], новая система местных финансов была направлена на достижение финансовой устойчивости и сбалансированности местных бюджеты за счет перераспределения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы с применением методологических подходов. Тем не менее, на практике сложившаяся система бюджетного перераспределения привела к снижению финансовой устойчивости местных бюджетов.

    По данным департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации, число регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, в 2011 году составило 69 (в 2009-2010 годах - 70), и эта зависимость усугубляется: в 2012 году количество субъектов Федерации, получающих указанную дотацию, составило 72, в 2013 году - 73. Обеспеченность расходов консолидированных бюджетов регионов доходами без учета безвозмездных перечислений в 2010-2012 годах составила порядка 77%. Без использования межбюджетных трансфертов свои расходы смогла бы покрыть лишь небольшая группа регионов.

    Самым слабым звеном системы местных финансов оказались поселенческие бюджеты, несмотря на то, что Закон №131-ФЗ был нацелен на создание именно поселенческой модели. В настоящее время ведущая роль в реализации финансовых полномочий и концентрация финансовых ресурсов сохраняется на уровне муниципальных районов. Это означает, что действующая модель местного самоуправления имеет черты, присущие ей до реформы [5].

    Выстраиваемая в последнее десятилетие Правительством Российской Федерации схема централизации доходов и последующего их межбюджетного перераспределения, усилила зависимость региональных и местных бюджетов от вышестоящего. Низкая финансовая устойчивость привела к невозможности развития муниципальных образований, ограниченности качества и доступности государственных и муниципальных услуг, увеличению административных барьеров на местах.

    Межбюджетные отношения на муниципальном уровне выстроены таким образом, что основная концентрация финансов идет на уровне муниципальных районов, что отражено на Рисунке 1.


Рис.1. Распределение доходов в бюджетах муниципального уровня в 2013 г. (расчет произведен на основании данных портала www.roskazna.ru)

 

     Передача трансфертов из муниципальных районов в бюджет поселений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, но параллельно из бюджетов поселений идет возврат трансфертов в бюджет районов на выполнение части полномочий по решению вопросов местного самоуправления.

    Такие встречные финансовые потоки приводят к сложным бюджетным отношениям между бюджетами различных муниципальных уровней. Кроме этого, дублирование полномочий муниципальных образований и поселений, при котором одни те же услуги оказываются одним и тем же жителям одной и той же территории, привело к удвоению бюджетных расходов на одни и те же полномочия и размыло границы ответственности за их ненадлежащее исполнение между местным поселением и муниципальным районом [5].

    Несбалансированность между расходными обязательствами и доходными поступлениями местных бюджетов привело к ограничению самостоятельности муниципальных бюджетов, к низкому качеству управления бюджетным процессом, наращиванию кредиторской задолженности.

    Согласно заявлению генерального директора «Центра фискальной политики» Галины Курлянской, в ряде субъектов Федерации и муниципальных образований остается низким качество управления бюджетным процессом. Во многих регионах все еще допускаются нарушения бюджетного законодательства, имеется просроченная кредиторская задолженность, растет государственный долг. Зачастую наблюдается низкое качество финансового планирования, недостаточное использование современных методов управления бюджетным процессом. И несмотря на то, что в настоящее время наметились положительные тенденции в исполнении региональных и местных бюджетов, непростая ситуация в мировой экономике ставит новые задачи, к которым, в том числе, относится задача повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами [4].

    Председатель Комитета Совета Федераций по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин считает, что существующая модель межбюджетных отношений в Российской Федерации требует совершенствования, выраженная централизация доходов, в первую очередь налоговых, приобрела избыточный характер и приводит к необходимости перераспределения через федеральный бюджет значительных объемов финансовых ресурсов. В связи с этим, сохраняется высокая степень зависимости большинства регионов от финансовой помощи из федерального бюджета, что негативно сказывается на самостоятельности и устойчивости региональных и местных бюджетов. В особенности, учитывая существующую неравномерность социально-экономического развития субъектов Федерации [4].

   Устойчивость муниципального бюджета напрямую связана с фискальной обеспеченностью – наличием у органов местного самоуправления собственных доходных источников и полномочий по их мобилизации в объеме, позволяющем достичь максимально возможного уровня покрытия расходных обязательств бюджета.

    Таким образом, действующая система распределения финансовых ресурсов требует пересмотра в части повышения самостоятельности органов местного самоуправления, снижения зависимости региональных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета. При этом, должны быть созданы условия для обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов и устойчивые стимулы для достижения их самодостаточности. На федеральном уровне необходимо:

–           инвентаризация льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральными законами и постепенное их сокращение;

–           снижение отрицательных эффектов трансфертного ценообразования для территориальных бюджетов и усиление действенности требований по закреплению налогового источника с местом его происхождения с целью недопущения перемещения налоговой базы между регионами;

–           использование резервов роста имущественных налогов и земельного налога, а также ускорение введения налога на недвижимость;

–           уточнение объема межбюджетных трансфертов включением налоговых доходов, распределяемых по дифференцированным нормативам;

–           развитие механизма поддержания ликвидности счетов региональных и местных бюджетов за счет краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных;

–           выработка единых методических подходов рекомендательного характера по бюджетному планированию и прогнозированию;

–           создание инструментов сбережения «конъюнктурных» доходов субъектов Российской Федерации;

–           повышение эффективности налогового администрирования при взаимодействии федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления;

–           расширение возможностей регионов применения налоговых методов финансового выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, например, в части установления дополнительных нормативов отчислений по региональным налогам к зачислению в местные бюджеты отдельных типов.

    Таким образом, проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики на местах создаст базовые условия для устойчивого экономического роста, роста уровня и качества жизни населения.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. (ред. 14.10.2014[Электронный ресурс].– Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

2.     Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 N 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3.     Отчет об исполнении бюджета: консолидированный отчет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// roskazna.ru

4.     В СФ обсудили вопросы повышения региональных и муниципальных бюджетов // Совет Федерации от 21.11.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/press-center/news/37083

5.     Свищева В. Муниципальные финансы: современные проблемы и альтернативы/ В. Свищева // Власть. – 2013. – № 10. – С. 27-30.