Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    В условиях нестабильной экономической ситуации нашей страны тема сбалансированности бюджета является наиболее актуальной, так как доходы федерального бюджета за последние полгода резко сократились.

     Бюджет является неотъемлемой частью как бюджетной, так и финансовой системы любого государства. Бюджет это финансовый план, в основу которого положено планирование и прогнозирование. Основу бюджета составляют доходы и расходы. На сегодняшний день бюджет страны является дефицитным, расходы превышают доходы, а это негативно сказывается на экономике страны в целом. Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

    Бюджетная обеспеченность – это соотношение поступающих в бюджет доходов и расходов, если же муниципальному образованию или субъекту РФ недостаточно собственных средств для покрытия расходов, то тогда выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета вышестоящего уровня.

    Минимальная бюджетная обеспеченность – выраженная в денежной форме стоимость бюджетных услуг в расчете на душу населения, которая является исходной для расчета финансовой помощи из бюджета другого уровня. При недостатке собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации для финансирования бюджетной сферы на уровне установленного минимума ему оказывается финансовая помощь из федерального бюджета.

    Расчетная бюджетная обеспеченность – это показатель, который определяется соотношением налоговых потенциалов. Мы сравниваем налоговый потенциал интересующего нас публичного образования с аналогичным средним налоговым потенциалом публичных образований данного вида. Налоговый потенциал – через налоговые доходы на одного жителя, которые могут быть получены публично-правовым образованием, исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы. Это именно налоговый потенциал, т.е. некая возможность, некая условная единица. Устанавливается запрет на использование показателей фактических доходов и расходов при расчете уровня бюджетной обеспеченности. Сравнивая, учитываем различия, которые объективно существуют между публично-правовыми образованиями, экономические, географические, климатические, которые влияют на стоимость предоставления государственных услуг, в расчете на одного жителя публично- правового образования [1].

    В составе федерального бюджета предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, они образуют Федеральный фонд финансовой поддержки. Общий объем выделяемых дотаций определяется исходя из необходимости покрытия минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.

   Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района (за исключением дотаций, предоставляемых за счет субвенций из Регионального фонда компенсаций) предоставляются поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений данного муниципального района.

    В целях определения значимости уровня бюджетной обеспеченности для национальной экономической системы в Табл. 1 представлен список стран с наиболее высокими бюджетными доходами и расходами.

 

Таблица 1 Список стран с наиболее высокими бюджетными доходами и расходами в 2013 г.

  

 

 

Страна

Доходы

(млн. $)

Расходы

(млн. $)

Дефицит

(-млн.$)

1

США

2 849 000,0

3 517 000,0

−668 000,0

2

КНР

2 118 000,0

2 292 000,0

−174 000,0

3

Япония

1 739 000,0

2 149 000,0

−410 000,0

4

Германия

1 626 000,0

1 624 000,0

+2000,0

5

Франция

1 410 000,0

1 522 000,0

−112 000,0

6

Великобритания

1 023 000,0

1 112 000,0

−89 000,0

7

Италия

984 000,0

1 052 000,0

−68 000,0

8

Канада

687 800,0

740 800,0

−53 000,0

9

Испания

505 100,0

597 300,0

−92 200,0

10

Австралия

494 300,0

514 400,0

−20 100,0

11

Россия

439 000,0

450 000,0

−11 000,0

12

Нидерланды

370 400,0

400 600,0

−30 200,0

13

Саудовская Аравия

302 600,0

258 400,0

+44 200,0

14

Норвегия

292 800,0

225 000,0

+67 800,0

15

Швеция

283 500,0

294 700,0

−11 200,0

 

   Из Табл. 1 видно, что всего лишь трѐм странам (Германия, Саудовская Аравия, Норвегия) удалось сохранить бюджетную обеспеченность.

    Сбалансированность  бюджета  достигается  разными  методами;  одни  из  них  применяются  при формировании бюджета; другие – при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся:

лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений [2].

    С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при «базовой» цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов.

    Кроме того, за счет накопления дополнительных нефтегазовых доходов сохраняется возможность обеспечения действующих обязательств даже в условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Так, в 2013 году существенная часть дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета была направлена на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в том числе от приватизации). Из 982 млрд. рублей дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в результате превышения фактической цены на нефть над установленной базовой ценой, на эти цели было использовано 770 млрд. рублей, оставшиеся 212 млрд. рублей подлежат перечислению в Резервный фонд. Такой подход к использованию дополнительных нефтегазовых доходов позволил избежать необходимости осуществлять государственные заимствования в неблагоприятных условиях и выполнить все принятые обязательства бюджета в полном объеме.

      На 1 октября 2014г. доходы федерального бюджета составили 10698,3 млрд. рублей, расходы 9529,0 млрд. рублей, около 1,2 трлн. рублей уходит на покрытие дефицита бюджета.

 

Список литературы

1.     Расчетная          бюджетная          обеспеченность.          [Электронный          ресурс].          Режим           доступа: http://studopedia.ru/2_69042_dotatsii-na-viravnivanie-byudzhetnoy-obespechennosti.html

2.     Сбалансированность бюджета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fingramm.ru/cbalancir- budzeta.html