Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ В АУДИТЕ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

     Для аудиторской проверки большое значение имеет единообразный, универсальный подход к определению уровня существенности. В связи с этим важно определить базовые показатели для расчета с учетом оцененного аудиторского риска на стадии планирования. В процессе аудита расчетов с покупателями и заказчиками аудитор должен уделять внимание основным целям и конкретным процедурам в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля реализации расчетов с дебиторами с учетом уровня существенности. При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками важно отобрать универсальные базовые показатели для определения уровня существенности, наиболее полно отражающие объем расчетов и величину задолженности. Такими показателями являются остатки задолженности покупателей и заказчиков на начало и конец отчетного периода, дебетовый и кредитовый оборот по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и выручка от продаж.

    Ключевые слова: аудит расчетов с покупателями и заказчиками; уровень существенности; планирование аудита; аудиторский риск.

     В процессе аудита расчетов с покупателями и заказчиками аудитор уделяет внимание основным целям и конкретным процедурам в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с учетом уровня существенности.

     В международной аудиторской практике существенность понимается как величина пропуска, неточного или неправильного трактования факта бухгалтерской информации, которая в свете сопутствующих обстоятельств делает вероятным, что суждение, сделанное на основе этой информации, могло бы измениться или на него мог бы повлиять неточный или неправильный факт (МСА 320 «Существенность в аудите» [1]).

    Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696, разработано с учетом меж- дународного стандарта аудита и устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском [2]. В национальном стандарте уровень существенности определен как предельное значение ошибки бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не сможет принимать на ее основе правильные экономические решения.

   На основе этих стандартов аудиторские организации разрабатывают внутрифирменные стандарты, в которых определяется порядок расчета уровня существенности. С качественной точки зрения в процессе аудита используется профессиональное суждение, позволяющее установить, носят ли существенный характер выявленные в процессе проверки отклонения совершенных предприятие операций от требований, установленных нормативными актами. С количественной точки зрения оценивается, превосходят ли выявленные отклонения - по отдельности и в совокупности уровень существенности.

    Однако, если в ходе обычного аудита бухгалтерской отчетности уже сложилась определенная практика определения и применения уровня существенности, то в аудите отдельных участков бухгалтерского учета, в том числе учета расчетов с покупателями и заказчиками нет однозначной методики определения существенности. А между тем применение критерия существенности - очень деликатная проблема во взаимоотношениях аудиторской фирмы с клиентом, поскольку это касается вопросов ответственности аудиторской организации. Поэтому разработка методики определения уровня существенности при проведении аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками является крайне актуальным вопросом.

     При планировании аудита расчетов с покупателями и заказчиками обязательно проводится расчет коли- чественного значения уровня существенности. При этом возникает проблема определения наиболее важных показателей, дающие информацию об объемах расчетов с покупателями и заказчиками и величине задолженности. Такими базовыми показателями, на наш взгляд, могут являться: остатки дебиторской задолженности покупателей и заказчиков на начало анализируемого периода (по данным бухгалтерского баланса), дебетовый оборот по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредитовый оборот по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», остатки задолженности покупателей и заказчиков на конец анализируемого периода (по данным бухгалтерского баланса). В связи с тем, что величина расчетов с покупателями и заказчиками непосредственным образом, отражается на объемах выручки, на наш взгляд, в качестве базовых показателей целесообразно также использовать выручку от продаж (по данным Отчета о финансовых результатах).

    Но при расчете уровня существенности необходимо учесть понятие риска в аудите. Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта невыявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверждения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют. При оценке рисков чаще всего используются следующие градации: а) высокий; б) средний; в) низкий.

   Таким образом, предлагается использовать базовые  показатели, которые охватывают практически все звенья оборота расчетов с покупателями и заказчиками  и могут считаться  репрезентативными (пред- ставительными). Долю базового показателя целесообразно рассчитать от среднего уровня контрольного риска и стандартной ошибки 5 %.

    Пример расчета существенности для аудита расчетов с покупателями и заказчиками при различных уровнях оценки системы внутреннего контроля представлен в Табл. 1.

Таблица 1 Определение уровня существенности для аудита расчетов с покупателями и заказчиками при различных уровнях оценки системы внутреннего контроля

 

Наименование

базового показателя

Значение

базового показателя, тыс. руб.

 

 

Доля с учетом величины аудиторского риска, %

Значение, применяемое для

нахождения уровня существенности

при различном уровне риска, тыс.

руб.

 

 

 

 

 

 

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

1

2

3

4

5

6

7 = 3 * 4

8 = 3 * 5

9 = 3 * 6

 

 

1

Величина задолженности

покупателей и заказчиков на начало отчетного периода

 

 

15 325

 

 

0,01

 

 

0,025

 

 

0,04

 

 

153

 

 

383

 

 

613

 

 

2.

Дебетовый оборот по

счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 

 

253 272

 

 

0,01

 

 

0,025

 

 

0,04

 

 

2 533

 

 

6 332

 

 

10 131

 

 

3.

Кредитовый оборот по

счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 

 

247 938

 

 

0,01

 

 

0,025

 

 

0,04

 

 

2 479

 

 

6 198

 

 

9 918

 

 

4.

Величина задолженности

покупателей и заказчиков на конец отчетного периода

 

 

20 659

 

 

0,01

 

 

0,025

 

 

0,04

 

 

207

 

 

516

 

 

826

5.

Выручка от продаж

277 181

0,01

0,025

0,04

2 772

6 930

11 087

 

 

6.

Значение,

применяемое для нахождения уровня существенности

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

8 144

 

 

20 359

 

 

32 575

 

7.

Уровень

существенности (стр. 7 / 5)

 

-

 

-

 

-

 

-

 

1 629

 

4 072

 

6 515



   Табл. 1 позволяет сделать вывод о том, что при различных уровнях аудиторского риска рассчитанное значение уровня существенности для аудита расчетов с покупателями и заказчиками по предлагаемым базовым показателям в целом составляет: при высоком риске – 1 629 тыс. руб.; при среднем риске – 4 072 тыс. руб.; при низком риске – 6 515 тыс. руб. Это подтверждает зависимость между аудиторским риском и уровнем существен- ности (чем выше риск, тем ниже уровень существенности).

    Полученный уровень существенности, с учетом выявленного на этапе проверки системы внутреннего контроля аудиторского риска, можно использовать как предельное значение ошибки показателей дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не сможет принимать на ее основе правильные экономические решения.

   Таким образом, применяя предложенную методику расчета уровня существенности при проверке учета расчетов с покупателями и заказчиками, и руководствуясь профессиональным суждением, аудитор может обоснованно установить итоговый уровень существенности. Необходимо отметить, что данная методика с определенными коррективами может быть использована и при проверке других видов расчетов.

 

Список литературы

1.     Международный стандарт аудита 320 «Существенность в аудите» [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

2.     Правило (Стандарт) № 4 «Существенность в аудите» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532). [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: http://www.consultant.ru.

3.     Жминько С.И., Петух А.В. Существенность в аудите: многоуровневый подход // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 39. С. 2-8.

4.     Слющенко М.А., Антипина К.И., Ахтамова Г.А. Методика формирования внутрифирменного стандарта «Существенность в аудите» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-1. С. 352-355.

5.     Сыроватский Е.Ю. Существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском: применение специализированных подходов к специфике деятельности предприятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 7-8. С. 112-135.