Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО НА ТЕРРИТОРИИ РФ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

   Применение МСФО на территории нашей страны в последние годы занимало умы ученных экономистов и представителей профессионального сообщества.

     В настоящее время проблемы перехода российских компаний на Международные стандарты финансовой отчетности стали чрезвычайно актуальны. Если еще недавно этот переход не был необходимостью, то после 22 августа 2012 года российским компаниям нужно пересматривать свой подход к ведению бизнеса и представлению финансовой отчетности.

    Всемирная Торговая Организация (ВТО) одним из главных принципов своей деятельности считает обеспечение прозрачности ведения бизнеса в странах-участницах, обеспечение свободы торговых потоков и устранение препятствий для торговли, устранение торговых барьеров между странами. К 2018 году Россия должна полностью выполнить все обязательства, взятые на себя при подписании соглашений. В этой ситуации переход на МСФО становится одним из ключевых факторов успешного выполнения обязательств.

    Международные стандарты признаны одним из главных инструментов, позволяющим предоставлять прозрачную и понятную информацию о финансовом состоянии компании всем заинтересованным участникам рынка. МСФО представляют собой систему общепризнанных принципов бухгалтерского учета, которые широко применяются при подготовке финансовой отчетности в разных странах. Благодаря этим стандартам совершенствуется сама система финансовой отчетности. Страны с недостаточно развитой законодательной системой в области бухгалтерского учета часто используют МСФО для формирования национальных стандартов.

    Еще одним положительным моментом после введения МСФО можно считать повышение прозрачности деятельности компаний, что позволит сравнивать как финансовые показатели одной компании по периодам, так и различные компании между собой. Это обеспечит заинтересованные стороны (инвесторы, участники, контрагенты и акционеры) необходимой информацией о деятельности компании, вследствие чего они с большей уверенностью будут вкладывать деньги в развитие компании. Эта уверенность обеспечивается тем, что инвестор способен объективно оценить свои риски и реальное финансовое положение компании.

     Использование МСФО при подготовке финансовой отчетности является одним из необходимых условий выхода компании на международные рынки. Необходимость в переходе в первую очередь возникает у предприятий, уже работающих с иностранными банками и инвесторами. Компании, подготавливающие отчетность по международным стандартам могут рассчитывать на снижение процентной ставке при финансировании, так как МСФО в данном случае служит гарантом прозрачности предоставляемой информации. Также такой способ подготовки отчетности позволяет значительно расширить круг потенциальных инвесторов и выйти на более высокий уровень в деятельности.

    В России, начиная с 2010 года этот процесс значительно активизировался. Был принят ряд законов и постановлений, необходимых для реформирования российской системы в соответствии с МСФО. Относительно недавно было принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации». Это еще один шаг в приведении национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО.

   Как уже было выяснено, переход к МСФО в существующих условиях необходим.  Но при внедрении международных стандартов в российскую практику бухгалтерского учета нужно учитывать некоторые отличия МСФО от РСБУ.

    Одним из важных отличий является применение принципа приоритета содержания над формой. Для практики МСФО он является обязательным, так как содержание операций не всегда соответствует тому, каким они представляется на основании юридической формы этих операций. По правилам международных стандартов бухгалтерские проводки отражаются в соответствии с экономической сущностью операции. В российской системе бухгалтерского учета все операции должны учитываться строго в соответствии с юридической формой. Это разночтение при переходе от РСБУ к МСФО служит серьезным препятствием для компаний.

   Еще одно отличие заключается в принципе отражения затрат в МСФО, механизм которого существенно отличается от российских стандартов. По правилам международных стандартов необходимо учитывать принцип соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода. По российским правилам учета затраты отражаются только после выполнения определенных требований в отношении документации. Это условие часто не позволяет российским компаниям учесть все хозяйственные операции, относящиеся к определенным периодом. Данная особенность РСБУ также приводит к значительным трудностям при переходе к международным стандартам.

    Международные стандарты требуют не четкого соблюдения инструкций и знания всех проводок, а понимания сути происходящих операций и умения использовать имеющиеся правила и полученную информацию для повышения эффективности работы компании.

   Так же препятствием при переходе к международным стандартам является несовершенство российской законодательной базы. В последнее время Минфин РФ издал большое количество нормативных документов, в основном ПБУ, по своему содержанию довольно близких к МСФО и отражающих основные принципы международных стандартов. Однако в российских стандартах до сих пор отсутствуют определения множества базовых понятий, а также встречаются противоречия в нормативных документах различных уровней

    В то же время немаловажна роль государственных органов РФ. Противоречивая система бухгалтерского учета зачастую приводит к тому, что часть информации является невостребованной со стороны пользователей, а с другой стороны существует недостаток информации, которая является необходимой. В большинстве своем государственные органы недостаточно компетентны для того, чтобы оценивать информацию, предоставляемую по МСФО, на достоверность. Вследствие этого многим российским предприятиям приходится вести отчетность и в РСБУ, и в МСФО, что значительно увеличивает расходы на бухгалтерское обслуживание организации. Это приводит к тому, что руководители российских компаний предпочитают вовсе не переходить на МСФО, несмотря на очевидные плюсы этой системы.

    Еще одной из проблем, с которой столкнется каждая компания при внедрении системы МСФО, станет кадровая. Один из основополагающих принципов работы МСФО является понятие субъективного суждения бухгалтера. Это же понятия полностью отсутствует в российской практике бухгалтерского учета.

    МСФО устанавливают общие принципы формирования показателей финансовой отчетности, которыми необходимо руководствоваться при ее составлении. Однако они в то же время не могут заменить собой стандарты, регулирующие отдельные разделы финансовой отчетности. Очевидно, что невозможно осветить в стандартах все случаи, возникающие в деловой практике. Именно для решения этого вопроса и применяется принцип субъективного суждения бухгалтера

    Российская система учета изначально предписывала бухгалтеру роль исполнителя законов и инструкций, принимаемых законодательными органами государственной власти. От бухгалтера не требовалось выражение собственного мнения о способах отражения в финансовой отчетности фактов хозяйственной деятельности. Результатом такой политики стало отсутствие в российской практике важнейшего принципа МСФО ― субъективного суждения. До сих пор среди большинства российских бухгалтеров распространено мнение, что основная цель составления финансовой отчетности ― это предоставление ее в налоговые органы.

    Таким образом, выполнение принципа субъективного суждения является абсолютно новым явлением для российской практики учета. У бухгалтеров появляются новые функции, и соответственно увеличивается объем работы, который надо выполнять. Вместе с правом выражать свое собственное мнение, бухгалтер получает и обязанность квалифицированно аргументировать и отстаивать собственное мнение перед аудитором и любым другим пользователем финансовой отчетности.

    Следствием является низкая обеспеченность рынка услуг по МСФО квалифицированными кадрами. Этим же объясняется и высокая стоимость услуг консалтинга по применению МСФО, составленной с применением данной системы. По результатам исследований, лишь 4 % руководителей российских компаний оценивают свою обеспеченность кадровыми ресурсами как достаточную для перехода  к МСФО. Еще 23 % считают, что им придется прибегнуть к найму специалистов. 73 % респондентов полагают, что их кадровых ресурсов хватит для перехода на МСФО лишь после дополнительного обучении (Рисунок 1).


Рис.1. Обеспеченность кадровыми ресурсами российских компаний.

 

    При этом руководителям российских предприятий чаще более выгодно обратиться к услугам внешних консультантов, чем содержать собственный штат квалифицированных специалистов по МСФО. Такая нехватка кадров говорит о том, что необходимо создать эффективную систему по подготовке новых и сертификации уже имеющихся специалистов в области МСФО.

     Однако необходимо отметить, что при переходе страны на международные стандарты финансовой отчетности последствия могут быть как положительными, так и отрицательными для компании. В качестве положительных аспектов этого процесса можно выделить следующие:

   Повышение прозрачности информации;

   Повышается конкурентоспособность предприятия на международных рынках; Растет привлекательность компании для потенциальных инвесторов.

   И как следствие всего вышеперечисленного облегчается доступ к международным рынкам капитала.

    Однако множество компаний все еще не может перейти на МСФО. Это связано с рядом факторов, в их числе, помимо уже упомянутых в этой статье:

  Сопротивление руководства компаний отражению полной и прозрачной информации в отчетности; Очень высокие затраты на ведение отчетности по МСФО;

   Все эти проблемы решаемы, однако для достижения хороших результатов в данном направлении необходимы реальные шаги как со стороны руководителей компаний, так и со стороны государства.

    Проблема перехода на МСФО неотделима от проблемы реформирования российской системы бухгалтерского учета в целом. На государственном уровне необходимо обеспечить законодательную поддержку МСФО, что включает в себя:

   Создание механизма поддержки внедрения МСФО в России как для компаний, которые уже применяют международные стандарты, так и для тех, кто только собирается перейти на эту систему;

   Необходимо придать отчетности, составленной по правилам международных стандартов тот же статус, что и отчетности, составленной по РСБУ. Это обеспечивается путем внесения изменений в «Закон об аудиторской деятельности»;

   В заключение хотелось бы отметить, что в существующих условиях переход на МСФО является необходимостью как для отдельных компаний, так и для страны в целом. Данный переход станет важным шагом на пути обеспечения прозрачности информации, предоставляемой инвесторам российскими компаниями, повышения их конкурентоспособности и облегчения выхода на международные рынки.



Список литературы

1.     Приказ Минфина России от 25.11.11 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

2.     Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

3.     Терехова В.А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности/ В.А. Терехова.- 2-е издание.-М.: «Питер», 2013,- 272с.

4.     Рекомендации Лысенко И.В. –аудитора, аттестованного Минфином РФ