Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

   Экономическая  безопасность  государства  –  это  характеристика  функционирования  национальной экономики, выражающая ее способность обеспечивать стабильное и прогрессивное развитие национальной экономики, создавать и поддерживать благоприятные условия жизни людей, своевременно реагировать на возникающие неблагоприятные факторы и условия, нейтрализовывать действующие угрозы благосостоянию населения и народному хозяйству.

   В 2014 году на фоне роста геополитической напряженности экономическая безопасность России столкнулась с рядом угроз: значительный отток капитала, офшоризация экономики, замедление роста экономики и сокращение притока инвестиций.

    Центральный Банк России прогнозирует, что в 2014 отток капитала из российской экономики составит $90 млрд., а по прогнозам Минэкономразвития, отток капитала из РФ в 2014 году может составить от $90 млрд. до $120 млрд. или около 5 триллионов рублей22.

    Отток капитала из страны оказывает сильный отрицательный эффект на экономику государства, так как те средства, которые могли быть инвестированы непосредственно в российский рынок уходят за рубеж.

    К причинам оттока капитала из России относятся: неблагоприятный внутренний инвестиционный климат, как для иностранных, так и для российских предпринимателей, низкая эффективность внутреннего инвестирования, несовершенство валютного регулирования, активное использование отечественными предпринимателями офшорных зон. В сложившейся текущей ситуации к причинам бегства капитала, по мнению Центрального Банка РФ, можно отнести следующие факторы: события на Украине и введение санкций рядом стран в отношении российской экономики, которые значительно ухудшили условия привлечения внешнего финансирования, фактически закрыв внешние рынки капитала во второй половине 2014 года23.

   Отток капитала угрожает нормальному денежному обороту в России. Как отмечают эксперты, большая часть оттока денежных средств связана, прежде всего, с возвратом иностранных кредитов и обслуживанием внешних долгов.

   Большую часть денежной базы нашей страны формируют иностранные источники и их уход нарушает сложившуюся в российской экономике схему денежного оборота. Важнейшей задачей в этой связи являются: создание более привлекательных условий кредитования для отечественных компаний на внутреннем российском финансовом рынке, расширение мощности банковской системы страны, существенное повышение уровня монетизации.

    Серьезное влияние на экономическую безопасность страны оказывают офшоры. В российской практике наблюдается сознательное, регулярное и хорошо организованное перемещение капитала за рубеж с использованием нелегальных схем. Для государства движение капитала через офшорные зоны оборачивается недополучением в бюджет средств в виде налогов.

    Правительство разрабатывает комплекс мер по деофшоризации российской экономики. С 2015 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, которые ужесточат администрирование ряда налогов и затруднят отток капитала в офшорные зоны. В частности, Федеральный Закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ вводит новые понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». Контролирующее лицо обязано уведомить налоговые органы о своем участии в капитале иностранных предприятий. За непредставление сведений о контролируемой иностранной компании либо представление недостоверных сведений предусмотрен штраф в размере 100 тысяч рублей по каждому предприятию. Поправки в Налоговый кодекс, предполагают создание механизма налогообложения прибыли офшорных компаний. Минимальный размер прибыли, подлежащий декларации, составит в 2015 году 50 миллионов рублей. В 2016 году он снизится до 30 миллионов рублей, а после 2017 года составит 10 миллионов рублей24.Целью этих мер является достижение контроля за движением капитала, пресечение сомнительных операций и схем, через которые капитал утекает за рубеж. В основном эти меры разрабатываются для операций ближайшего будущего, что заставляет бизнес активизировать офшорные операции до конца 2014 года.

  

20 http://economy.gov.ru/minec/press/news/201420111820

21 http://www.interfax.ru/business/406253


   Следующей значительной угрозой экономической безопасности является замедление роста экономики. По последнему прогнозу Банка России:

-   в 2014 году ожидается рост ВВП России на 0,3%,

-   в 2015 году прогнозируют 0%,

-   в 2016 году ВВП вырастет на 0,1%,

-   в 2017 году ожидаемый рост ВВП составит 1,6%25.

   Падение цен на нефть привело к тому, что экспорт природных ресурсов больше не может обеспечивать активный рост экономики страны. Потребительский спрос населения сокращается из-за падения темпов роста реальных доходов, сокращения роста объемов потребительского кредитования и инфляции, которая по прогнозным оценкам, составит в 2014 году более 8%. Активизировать рост российской экономики могут инвестиции. Однако, инвестиции в российскую экономику в третьем квартале 2014 года снизились в годовом выражении на 2,4%. Подобная тенденция наблюдалась на протяжении всего года: в первом квартале инвестиционная активность сократилась на 4,8%, во втором — на 1,4% год к году26.

   Среди экспертов распространено мнение, что российская экономика может получить толчок к развитию за счет инвестиционного спроса со стороны госкомпаний в сфере инфраструктурных проектов. Инфраструктура не окупается сама по себе, но оказывает позитивное влияние на целый комплекс отраслей, через подъем территорий и целых регионов. Инфраструктурные проекты предполагают социально-экономическое развитие территории, еѐ индустриальной базы, создание соответствующих жилищных условий для населения, здравоохранения, образования и т. д. В будущем, когда экономика начнет восстанавливаться и подниматься, в страну вернутся активы частных инвесторов во многом благодаря развитой инфраструктуре, которая является важной составляющей инвестиционного климата.

   Таким образом, отток капитала угрожает экономической безопасности России из-за отсутствия необходимого внутреннего инвестирования экономики, а офшоризация экономики приводит к недополучению государством налогов от налогообложения «убежавших» в офшоры капиталов. Все это свидетельствует не только об экономической слабости и политической нестабильности российского государства, но и о низкой инвестиционной привлекательности страны. Без увеличения притока инвестиций невозможно в длительной перспективе добиться роста темпов ВВП, без роста которого, в свою очередь, невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие государства и обеспечение его национальной и экономической безопасности.

   Для реализации возможностей экономического роста на основе новой финансово-инвестиционной и технологической системы требуется мощный инициирующий импульс инвестиционной и инновационной активности с целью обновления машиностроительных (базовых) отраслей экономики. Только в этом случае на обновленной промышленно-интеллектуальной базе будет обеспечено существенное увеличение объемов выпуска продукции внутри страны и реализована насущная потребность проведения технологического обновления промышленности и стимулирования процессов импортозамещения.

    Необходимо пересмотреть стратегию в сфере экономической безопасности таким образом , чтобы она в полной мере обеспечивала создание привлекательного инвестиционного климата не только для иностранных , но и для российских компаний . Решению этой задачи могли бы способствовать следующие меры : реализация законов по деофшоризации экономики ; стимулирование российских инвестиций в реальные сектора экономики и инфраструктурные проекты ; совершенствование налоговой системы РФ  ; введение моратория на изменение действующего налогового законодательства («правил игры» для бизнеса); удешевление ставок и упрощение условий выдачи внутреннего кредита.

   22   Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201411250003?index=0&rangeSize=1

23 http://www.interfax.ru/business/406253

24 http://economy.gov.ru/minec/press/news/201420111820

Список литературы

1.     Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных  компаний и доходов иностранных организаций)» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201411250003?index=0&rangeSize=1

2.     http://economy.gov.ru/minec/press/news/201420111820

3.     http://www.interfax.ru/business/406253