Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

   Необходимым условием для формирования инновационной экономики и подготовки квалифицированных кадров является эффективная система инновационной деятельности высших учебных заведений.

    Тема инновационной инфраструктуры вуза в настоящее время является особенно актуальной для российских учебных заведений в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010г.№219, которым утверждено Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

     Указанное постановление, а также иные подобные акты, хотя и содержат вполне конкретные положения по поводу того, как должна выглядеть инновационная инфраструктура вуза и какие задачи она должна решать, все же оставляют определенный простор для инициативы вуза в расстановке акцентов при создании элементов инфраструктуры и определении ее функций. И поэтому вопросы: какая и для чего нужна инновационная инфраструктура,

- вузы решают большей частью самостоятельно [2].

   Малые инновационные предприятия являются важным составляющим компонентом инновационной системы, а также ключевым фактором в обеспечении устойчивого экономического роста и инновационного развития регионов. МИП нацелены на получение прибыли за счет реализации востребованной на рынке наукоемкой продукции и оказания высокотехнологичных услуг.

    Целью создания данных предприятий при вузах является, в том числе, адаптация исследований и разработок к требованиям реального сектора экономики и обеспечение их коммерциализации. МИП при вузах должны стать механизмом по стимулированию развития эффективных связей: между научно-образовательным и производственным сектором экономики.

    С принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. №217-ФЗ вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия, причем как единолично быть его учредителем, так и привлекать других лиц в качестве соучредителей данного предприятия. Федеральный закон обеспечил нормативно-правовую основу для создания бюджетными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения принадлежащих и стоящих на бухгалтерском балансе результатов интеллектуальной деятельности (РИД): программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Также, физические и юридические лица получили возможность вкладывать в уставной капитал предприятия не только денежные средства, но и оборудование, а также иное имущество, необходимое для деятельности МИП.

    Малые инновационные предприятия вправе получить в аренду помещения на территории вуза без проведения последним конкурсов и аукционов, а также применить упрощенную систему налогообложения, что позволит им снизить налоговую нагрузку и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета [1].

    По итогам 3-го квартала 2014 года в Базу данных учета уведомлений о создании научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ Министерства образования и науки РФ занесено 2008 МИП, из них 1966 МИП создано в 248 вузах и 42 МИП создано в 31 научно-исследовательских институтах (далее –    НИИ) [5]. Таким образом, основной интерес к созданию МИП проявляют вузы, учредитель которых — Министерство образования и науки РФ. Остальные министерства и ведомства, являющиеся учредителями вузов и НИИ, не проявляют видимой активности в стимулировании создания и деятельности МИП, создании нормативного поля для деятельности МИП.

    Тем не менее, по результатам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, лишь треть малых инновационных предприятий являются действительно работающими, а не созданными для отчетности перед министерством. Растущее число предприятий, образованных исключительно «для отчетности», остается проблемой.

    По результатам анкетирования высших учебных заведений Российской Федерации к основным препятствиям эффективного развития инновационной деятельности на базе высших учебных заведений, относятся недостаточное финансирование (48%), отсутствие опыта маркетинга инноваций (46%) и непрофессиональное управление инновационными проектами и процессами (33%), а также низкая коммерческая эффективность научных разработок (33%). Так же отмечены: проблемы кадрового обеспечения и оплаты труда в вузах; проблемы нормативно-правовой базы и несовершенство законодательной базы, проблемы налогообложения; отсутствие спроса на отечественные инновации со стороны частного бизнеса [3].

    Отдельные вузы формируют собственные механизмы поддержки предпринимательской деятельности, находя новые способы мотивации различных групп научно-образовательного сообщества к предпринимательству даже в условиях неблагоприятного инвестиционного климата. В настоящее время создание МИП идет не только на базе вузов, которые имеют технический или технологический профиль деятельности, но и при гуманитарных и классических университетах (включая юридические и экономические, а также вузы в области сервиса, транспорта, государственной службы и пр.)

    Создание инновационной инфраструктуры дает возможность получить дополнительные средства за счет коммерциализации научных разработок, привлечь к сотрудничеству крупные компании и предприятия, а также это хороший стимул для развития научно-исследовательского потенциала, сохранения кадров.

    Инновационная инфраструктура рассматривается как организационная форма, в рамках которой происходит генерация новых идей и знаний и формируется слой инициативных людей, готовых создавать малый бизнес. Главным результатом работы над созданием инновационной инфраструктуры является не количество созданных малых инновационных предприятий, а появление в вузе инновационной культуры. При таком понимании инновационная инфраструктура- это не только привычные всем технопарки, инновационные центы и бизнес-инкубаторы, но и школа кадров, которым предстоит определять будущий предпринимательский облик университета.

   Делая вывод по полученным данным о деятельности малых инновационных предприятий, можно сказать, что число привлеченных сотрудников к деятельности предприятий не велико, и во многом причины пока еще скромного развития МИП связаны с  инфраструктурной поддержкой, менеджментом и наличием заказов на инновационные разработки со стороны потенциальных потребителей [4].

    В связи с тем, что основные проблемы, которые препятствуют развитию МИП, заключаются в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, можно сформулировать следующие задачи в направлении развития малых инновационных предприятий в вузах:

•   стимулирование участия МИП в конкурсах поддержки малому предпринимательству на региональном и Федеральном уровнях;

•   ежегодное проведение в вузах инвентаризации РИД, с целью создания профессорско-преподавательским составом вузов коммерчески привлекательной интеллектуальной собственности;

•    проведение маркетинга и оценки привлекательности разработок и результатов деятельности МИП на региональном уровне

• повышение активности ППС, аспирантов и студентов в работе МИП;

•     организация методической помощи МИП по проблемам защиты интеллектуальной собственности, составлению бизнес-планов, экспертной оценки проектов и др.

    Важнейшим результатом функционирования инновационной инфраструктуры вуза, является связь науки и производства, для дальнейшего развития научных школ и творческой реализации студентов и аспирантов.



Список литературы

1.     Власов А.Ф. Реализация 217-ФЗ как составляющая развития инновационной инфраструктуры вузов. Первые итоги и перспективы. Материалы 6 международного форума от науки к бизнесу./А.Ф. Власов.— М.: Изд-во «СОЛО», 2012.-36с.

2.     Волков А.Т. Инновационная инфраструктура вуза: Учебно-методическое пособие/ Волков А.Т. и др. Под общ. ред. Медовникова Д.С.-М.:МАКС Пресс, 2011.-236с.

3.     Рыкова И.Н. Оценка научно-исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации: Научный доклад. / И.Н. Рыкова, В.А. Юрга, А.И. Привалов, Е.С. Зимина.- М.: Финансовый ун-т, 2011. - 116 с.

4.     S&TRF – Наука и технологии РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450. – (Дата обращения: 16.09.2014).

5.     Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://mip.extech.ru/ - (Дата обращения: 28.11.2014).