Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Поздравляя учителей России с профессиональным праздником, президент Российской Федерации В.В. Путин однажды сказал: «Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, которые идут в обществе».[2]

Когда мы говорим об образовании 21 века, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением.

Согласно стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020, одобренной коллегией Минобрнауки России, решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников Системы требованиям экономики связано прежде всего с развитием механизмов оценки качества образования, повышением гибкости в планировании потребностей в кадрах, эффективности процесса обучения, а также адаптивности в формировании и обновлении программ. Интенсивность обучения связана с расширением объема практико-ориентированных методов обучения (обучения на рабочем месте, наставничества, обучения в контексте профессиональной деятельности), а также поддержкой проведения международных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций. Одним из таких конкурсов является чемпионат WorldSkills. WorldSkills объединяет молодежь, производства и педагогов, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству и показать им, как стать лучшими в выбранной ими специальности. Конкурсанты демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные и коллективные качества, решая поставленные перед ними задачи, которые они изучают и/или выполняют на своем рабочем месте. Их успех или провал говорит не только об их личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в той стране, которую они представляют, и общем уровне качества услуг на родине участников.

Для решения этих задач в системе профессионального образования применяется компетентностный подход, способствующий формированию квалифицированного работника, который свободно владеет профессией и без напряжения ориентируется в смежных областях деятельности. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. [1]

Анализ педагогических исследований В.А. Сластенина и других ученых свидетельствуют о возрастающем интересе к вопросам, касающимся профессиональной компетентности студентов – будущих учителей.

Понятие профессиональной компетентности педагога … выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. [3]

А.В. Хуторской отмечает, что «в методиках обучения отдельным предметам компетенции используются давно, например лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные — в информатике. В последние годы понятие «компетенция» вышло на обще дидактический и методологический уровень. Это связано с его системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной ролью в общем образовании. Усиление внимания к данному понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума.» [4]

Е.В. Чуб, рассматривая теоретико-методологические основы компетентностного подхода в образовании, отмечает, что «Формирование профессиональных компетенций процесс динамический, предполагающий последовательное приобретение специалистом дополнительных профессионально значимых знаний, умений, качеств, характеристик, способностей и т.п. В этой связи можно выделить определенные шаги в развитии профессиональных компетенций: профессиональные квалификации, сквозные (или «мобильные») компетенции, ключевые компетенции» [3] современном же понимании содержание образования представляет собой меру приобщения человека и личности к культуре – интеллектуальной, духовной, социальной, предметной. Целью становится “выращивание” личностного потенциала человека, воспитание его способностей к компетентной деятельности в предстоящих жизненных предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели.

Современная  начальная  школа  нуждается  в  кадрах,  способных  реализовать  требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,основанного на системно-деятельностном подходе. В связи с этим меняются требования к планируемым результатам обучения будущих учителей начальных классов. Необходимо сформировать у студентов педагогического колледжа такие компетенции, которые потребуются выпускникам в их дальнейшей профессиональной деятельности.

В профессиональном обучении студентов – будущих учителей нужно формировать гибкость мышления, умение диагностировать и прогнозировать развитие учащихся, предвидеть результаты своих действий, умение не только ставить педагогические цели, но и добиваться их оптимальным способом. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Педагогический профессионализм, по нашему мнению, связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей студента и способностью к индивидуальному стилю деятельности. Этот стиль вырабатывается в процессе учебы и представляет собой систему индивидуально- своеобразных приемов, обеспечивающих успешность в будущем. Важно обратить внимание на то, как пробудить педагогическое самосознание учителя и стимулировать его самообразование и самовоспитание, постоянное стремление к творческому профессиональному росту, к выработке оптимального стиля профессиональной деятельности. В процессе обучения я стараюсь создать такие условия, которые могут мотивировать студента стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Одним из применяемых мною методов является использование в обучении практико-ориентированных (ситуационных) заданий.

Для оценивания практико-ориентированных заданий нами используются задания разного уровня.

•Формулирование представленной информации в виде проблемы;

•Предложение способа решения проблемы;

•Обоснование способа решения проблемы;

•Демонстрация способа решения проблемы.

Причём оценивание выполняет педагог и группа студентов, а также сам учащийся. То есть развиваются умения контролировать свои действия в различных видах самостоятельной учебной деятельности, в том числе и при проведении рефлексивных действий, совершенствуются общие интеллектуальные умения учащихся, становится реальной работа студентов по предупреждению и обнаружению допущенных ошибок . При выполнении этих заданий самоконтроль студента включает рефлексивно-ориентировочные и действенно-практические механизмы, направленные на установление степени рассогласования между контролируемым результатом и эталоном. Тем самым вскрывается главное назначение самоконтроля, которое заключается в предупреждении ошибок или самостоятельным обнаружением уже совершённых ошибок самими обучающимися. Важная роль самоконтроля обусловлена тем, что он способствует формированию компетенций будущих учителей.

Использование разноуровневых практико-ориентированных заданий является одним из элементов индивидуализации обучения, при которой выбор способов, приёмов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей. Ни одна учебная задача не может быть решена всеми учащимися одинаково. Возникает потребность в дифференцированном обучении. То есть таком обучении, в рамках которого созданы условия для выработки и совершенствования индивидуального стиля самостоятельной деятельности студента. Студент выявляет и учитывает свои индивидуальные возможности и способности самостоятельно, но при этом использует опыт других обучающихся, опыт преподавателя.

Практико–ориентированные задания делятся на 3 группы: теоретические, экспериментально- теоретический, практические.

Приведу  примеры   заданий,   используемых   мной   при   изучении   междисциплинарного курса «Практикум  по методике  преподавания   математики»  при  обучении  студентов  специальности

«Преподавание в начальных классах». Задание 1.

Устный счёт на уроках математики в начальной школе.

А) Доклад на тему «Устный счёт как обязательный этап урока математики».

Б) Исследование на тему «Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики» . В) Создание сборника упражнений для устного счёта.

Г) Использование системы упражнений для устного счёта при проведении пробных уроков математики и внеклассной работы. Анализ проведённой работы.

Задание 2.

Тесты на уроках математики в начальной школе.

А) Доклад на тему «Понятие теста. Обоснованность применения тестов на уроках математики в начальной школе».

Б) Исследование на тему «Использование разноуровневых тестов как средство диагностики и управления деятельностью учащихся».

В) Создание теста для урока математики в начальной школе (тему теста студент выбирает самостоятельно). Г) Применение теста при проведении пробных уроков математики. Анализ проведённой работы.

Задание 3.

Методы обучения математики. А) Реферат.

Б) Пронумеруйте все пункты «методы обучения математики» в том порядке, в котором они важны для вас при проведении уроков, начиная с главного. Если какие-то пункты считаете лишними, можете их исключить. Ответы обоснуйте.

- метод проектов

- наглядный метод

- объяснительно-иллюстративный метод

- проблемное обучение

- ролевая игра

- метод рассказа

- выполнение тренировочных упражнений

- связь с практической жизнью детей

В)  Разработайте  конспект  урока  с  использованием  активных  методов  обучения  (тему  выбрать самостоятельно)

Г) Сделайте анализ пробного урока с точки зрения применения активных методов обучения. Задание 4.

Деление многозначных чисел.

А) Раскрыть задачи и этапы изучения темы.

Б) Показать методику работы над упражнением №.. на стр...

Б) Проанализировать     ошибки,      допущенные      учащимися,     выявить      причины     их      возникновения и предложить пути их устранения.

Задание 5.

Для оценки степени и уровня усвоения материала учащимся предлагается список вопросов. Студент может осуществлять свободную навигацию по списку вопросов, возвращаться на любой вопрос, исправлять ответы. Работа не ограничивается одним занятием. Список вопросов направлен на помощь студенту в более глубоком освоении материала. Таким образом, каждый студент осваивает программу в комфортном для себя темпе.

Задание 6.

Эффективным средством развития творческой самостоятельности являю имитационные  игры, которые используются во время практических занятий.

Студенты разыгрывают небольшую сценку ( чаще всего берётся реальный случай из пробных уроков студентов). Затем проводится послеигровая дискуссия. Рассматриваются следующие вопросы:

1.       Установить проблемы, которые имели место в игре.

2.       Определить и показать соответствие игры реальной жизни.

3.       Выявить причины проблемы, возникшей на уроке.

4.       Предложить, что нужно изменить в игре ( и реальной жизни), чтобы достичь лучшего результата. Задание 7.

При изучении темы «Методика изучения табличных случаев умножения и деления» студенты получают такие задания:

А) На доске рисунок: две связки воздушных шаров по 8 шаров в каждой связке. Ученик второго класса составил пример: 2*8=16. Почему учащийся допустил ошибку? Составьте вопросы для дальнейшей беседы. Б) Учащиеся решили задачу: «18 карандашей раздали трём   девочкам   поровну. Сколько карандашей получила каждая девочка?». Покажите методику работы над задачей. Какие творческие задания можно предложить учащимся после её решения?

В) После проведения самостоятельной работы на два варианта учитель предложил учащимся проверить решение друг у друга, обменявшись тетрадями (взаимопроверка). Какую беседу необходимо провести после этого? Составьте вопросы для беседы.

Такие задания направлены на развитие умений организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности: написание эссе, сообщений, составление тестов, кроссвордов и мини – пособий. Примеры выполнения таких заданий студенты представляют в портфолио смешанного типа для промежуточной аттестации по МДК .

Таким образом, применение практико-ориентированных (ситуационных)     заданий на уроках «Практикум по методике преподавания математики» способствует формированию компетенций будущих учителей начальных классов. Эти задания помогают студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; учат организовывать собственную деятельность, осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения; развивают умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Список литературы и источников

 

1.                   http://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnykh-kompetentsii-u-studentov- vuzov-v-khode-praktiko-orientirovanno#ixzz4zXZ3Whg5

2.               http://kremlin.ru/events/president/news/39457

3.               http://nashaucheba.ru