18 декабря 2016г.
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые содержательные характеристики категорий «знание», «качество знаний», структурированное соотнесение видов знаний с элементами содержания образования, совокупность характеристик качества знаний студентов, некоторые подходы к его обеспечению.
Ключевые слова: знание, виды знаний, качество знаний, характеристики качества знаний.
Модернизация отечественного высшего образования, наиболее интенсивно протекающая в последние два десятилетия, ориентирована на подготовку конкурентоспособного, творчески мыслящего специалиста. Решение такой задачи невозможно без обеспечения качества знаний обучающихся.
Проблема качества профессиональных знаний неоднократно обсуждалась на страницах научно- педагогической литературы (В.И. Горовая, Л.Н. Давыдова, В.Г. Казакова, П.Ф. Кубрушко, В.В. Полякова, М.Н. Скаткин, А.М. Столяренко и др.). Тем не менее, ее актуальность в контексте новых задач высшей школы не изменилась и даже существенно увеличилась.
Прежде всего, следует отметить, что само понятие «качество знаний» нуждается в дальнейшем исследовании, поскольку до сих пор отсутствует его общепринятая научная трактовка.
Морфологический анализ показывает, что данное понятие является сложным по составу, т.е. образовано двумя понятиями – «знания» и «качество».
Понятие «знание» многозначно и в различных источниках представлено: как часть сознания, как нечто общее в отражении предметного разнообразия, как способ упорядочения действительности, как некоторый продукт и результат познания, как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.
В словарном значении «знание» - это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека [3, с. 44]. Или: «Форма представления о действительности, являющаяся общепризнанной для конкретной социальной группы» [2, с. 224].
Вместе с тем явление, называемое знанием, настолько сложное, что отразить все его стороны в нескольких суждениях не представляется возможным. В.П. Копнин [4, с. 26] приводит следующее обобщенное определение знания: «Знание как необходимый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целеустремленно, идеально отражающих объективную реальность в форме его деятельности и существующих в виде определенной языковой системы».
В приведенном определении отражены разные стороны знания: как отражение реального мира в сознании человека; как отношение субъекта к объекту познания; как способ деятельности; как определенная языковая и знаковая система, отражающая реальную действительность.
Знание бывает разным – эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения. Кроме того, знание бывает житейским и научным.
Научные знания отличаются следующими признаками: 1) определенная знаковая система, построенная по точным правилам; 2) язык, в котором фиксируется знание; 3) отражение знанием законов функционирования и развития объектов; 4) непрерывное развитие и углубление знания за счет новых, более совершенных методов; 5) определенный состав научного знания (предмет, теория, метод, факт).
Любая отрасль научного знания, рассматриваемая как наука (математика, физика, химия, биология и др.) представляет собой исторически сложившуюся систему. Такая система знаний обладает соответствующей структурой, включающей совокупность различных элементов (теории, понятия, законы, идеи, принципы, правила), тесно связанных между собой.
Следовательно, когда речь идет о научном знании, имеют в виду такую его качественную характеристику, как системность, целостность.
В педагогической науке стало аксиомой, что учебные дисциплины – это основы наук, интерпретируемые в соответствии с условиями обучения, возрастными особенностями и психологическими возможностями обучающихся. При этом данная интерпретация не должна искажать сущность научных знаний, их природу, структурные элементы, логику движения научной мысли.
В связи с тем, что каждая система знаний имеет свои особенности, то и овладение этими системами знаний также имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать в процессе их формирования.
Психологические исследования вскрыли многие важные черты и механизмы процесса формирования знаний. Преподаватель должен знать, каким образом происходит более глубокое и осознанное усвоение знаний, при каких условиях осуществляется наиболее прочное запоминание и успешное применение знаний. Иначе говоря, речь идет о том, каким образом обеспечивается качество приобретаемых знаний.
Термин «качество» определяется как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность [5, с. 190].
Исходя из данного определения, качество знаний следует понимать как совокупность характеристик, присущих данному объекту и представляющих его сущностную определенность.
Теоретический анализ показывает, что в педагогике к качественным характеристикам знаний исследователи (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, В.П. Рысс и др.) относят: полноту (количество программных знаний об изучаемом объекте), глубину (совокупность осознанных обучающимся связей и отношений между знаниями), систематичность (осознание состава некоторой совокупности знаний в их иерархической и последовательной связи), системность (осознание места знания в структуре научной теории), оперативность (умение использовать знание в однотипных ситуациях), гибкость (умение самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в измененных условиях), конкретность (умение разложить знания на элементы), обобщенность (умение выразить конкретное знание в обобщенной форме), осознанность (понимание связей между знаниями, путей их получения, умение доказывать), прочность (устойчивое сохранение в памяти существенных знаний и способов их применения). Все названные характеристики взаимосвязаны, но относительно самостоятельны, поскольку не подменяют друг друга.
Как отмечает Б.М. Бим-Бад [1, с. 114], понятие «качество знаний» предполагает соотнесение различных видов знаний с элементами содержания образования и с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т.к. каждое знание потенциально связано со способом его применения и может быть включено в творческий процесс, т.е. приобретать то или иное значение.
Руководствуясь таким подходом, можно представить разную степень (уровень) усвоения знаний обучающимися:
- знание-узнавание – информация, которую субъект обучения плохо помнит; это поверхностное знание;
- знание-репродукция – механически усвоенное, запомненное знание, которое субъект обучения может воспроизвести, но объяснить затрудняется;
- знание-понимание – осмысленно усвоенное и запомненное знание, которое свободно излагается субъектом обучения, с комментариями и вариативно;
- знание-убеждение – не только понимание, но и вера в истинность, ценность данного знания;
- знание-применение – обладает всеми особенностями знания-понимания и знания-убеждения, но отличается от них тем, что обучающийся еще понимает связи теоретических элементов знания с практикой;
- знание-творчество – высшая степень усвоения знания. Оно не сводится к тому, что услышано и прочитано, а дополнено собственными размышлениями, опытом, умозаключениями и выводами.
В научно-педагогической литературе (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.А. Болотов, Н.В. Бордовская, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) качество профессиональных знаний рассматривается на трех уровнях:
1) предметно-содержательный уровень - качество знаний характеризуется полнотой, системностью и обобщенностью;
2) содержательно-деятельностный уровень – качество знаний характеризуется прочностью, осознанностью, мобильностью и действенностью;
3) содержательно-личностный уровень - качество знаний призвано отражать те свойства личности, которые она приобретает под воздействием воспитания.
В формировании профессиональных знаний студентов существенную роль играет методика, эффективность которой определяется тем, насколько высока степень усвоения знаний.
По словам А.М. Столяренко [6, с. 341-342], если результатом обучения являются два первых вида знания (узнавание и репродукция), то это брак в их формировании. Если результатом обучения являются последние три вида знаний (убеждение, применение, творчество) – это то, что нужно, и методика призвана ориентироваться на их формирование.
Эффективность такой методики состоит в следующем:
1) обеспечение полного усвоения всеми обучающимися каждого специального понятия и термина учебной дисциплины;
2) формирование знаний построено на доступном, ясном, образном, обоснованном изложении;
3) обеспечение систематизации, логики и структурирования осваиваемых знаний;
4) обучение не ограничивается «транслированием информации», а ориентировано на формирование знаний-убеждений;
5) усвоение знаний сочетается с их применением.
Кроме того, методика формирования профессиональных знаний будет эффективна, если учитывает психологические и физиологические особенности обучающихся, активизирует мышление посредством включения комплекса методов и приемов в процессе обучения.
Список литературы
1. Бим-Бад Б.М. Терминологический словарь.- М., 2002. – С. 114.
2. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь.- М.; СПб., 2008.- С.224.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Академия, 2000.- С. 44.
4. Копнин В.П. Логические основы науки.- Киев: Наукова Думка, 1969. - С. 26.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988.- С. 190.
6. Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2001.- С. 341-342.