Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

Социокультурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов [2].

За два с половиной тысячелетия западноевропейской цивилизацией был пройден путь от ненависти и агрессии к лицам с отклонениями в развитии, сначала до терпимого и участливого отношения к ним, а затем и до идей равенства и интеграции. Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социокультурных и экономических условиях [3].

Выработка управленческого решения в специальной образовательной организации, направлена на оптимизацию коррекции развития, обучения и  воспитания обучающихся, на обеспечение  наиболее полного соответствия отдельных результатов поставленной цели, основывается на научных принципах и методах.

Каждое управленческое решение, затрагивая определенный круг вопросов, является необходимым звеном в системе управления и способствует решению всего комплекса учебно-воспитательных задач, стоящих перед организацией по реализации разработанной концепции образования [5].

Каждая организационная система является результатом управленческой деятельности руководителя, реализации его управленческих функций.

Профессионализм руководителей, в том числе и специальных образовательных организаций, в управлении определяется следующими основными показателями:

•        знание современных технологий управления;

•        умение принимать лучшее из возможных управленческих решений;

•        умение стратегически планировать деятельность организации, рассчитывая возможные внешние и внутренние риски;

•        умение реализовывать принятое решение и др. [2].

К этому перечню необходимо также добавить такие качества личности, как широта педагогических взглядов, основанных на идеях гуманизма, толерантности, открытости и равенства прав и возможностей.

Деятельность субъектов образовательного процесса в специальной образовательной организации должна обеспечивать осуществление учебно-воспитательного процесса, ориентированного на разработку и реализацию индивидуальных образовательных траекторий и призвана решать следующие задачи:

•        определение средств и методов коррекционно-образовательной работы, выбор планов и программ обучения детей с ОВЗ;

•        регулирование вопросов, связанных с обеспечением благоприятного социально-психологического климата в коллективе образовательной организации;

•        организация работы по повышению уровня профессиональной компетентности и квалификации сотрудников специальной образовательной организации, стимулирование инновационных подходов к педагогической практике, организация деятельности по обмену опытом и т. д.;

•        организация активного участия учебного учреждения в сетевом образовательном пространстве [1].

Особенности контингента обучающихся специальных образовательных организаций определяют специфику всей системы: создаются различные классы (группы) для проведения разноуровневого дифференцированного обучения, отлаживается система психолого-социально-педагогической поддержки, широко практикуются индивидуальные коррекционные занятия, большое внимание уделяется совершенствованию различных направлений дополнительного образования (кружки, секции, творческие клубы), медико-реабилитационных программ и т.д.

Усложнение и постоянное изменение задач, стоящих перед специальной организацией, особенности контингента обучающихся влекут за собой необходимость совершенствования устройства специальной образовательной организации, побуждают к поиску новых подходов, технологий в обучении и воспитании. Поэтому режим развития — естественное состояние коррекционной организации. Управление такой организацией — сложный процесс, успешность которого во многом зависит от научно обоснованного моделирования устройства всей организации, учебно-воспитательного процесса.

Создание модели базируется на достижениях современной педагогики (теории оптимизации учебно- воспитательного процесса Ю.К. Бабанского (1981), инновационно-технологической концепции В.М. Монахова (1998), теории адаптивной школы Е.А. Ямбурга (1997), теории управления развитием школы М.М. Поташника (М.М. Поташник, В.С. Лазарев, 1995), а также общей теории управления.

Здесь же подчеркнем, что специальная образовательная организация как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор и администрация. В состав управляемой — педагоги и другие специалисты: психологи, социальные педагоги, медики; обучающиеся; родители; учебно-вспомогательный персонал, общественные школьные организации и т.д.

Каждая подсистема представляет собой ряд особых блоков (подразделений) организации (педагогический процесс, социопсихологическая поддержка, медико-реабилитационные программы, дополнительное образование, хозяйственный и пищевой, и другие), их руководителей, имеющих свои задачи, содержание работы и т.д. Блоки и подсистемы взаимодействуют друг с другом.

Для того чтобы управление было эффективным, о каждом блоке должна иметься исчерпывающая объективная информация.

Информационные основы управления — это использование при выработке управленческого решения совокупности сведений, отражающих современные требования к специальным (коррекционным) образовательным организациям местных органов управления образованием, а также данные мониторинга: состояние и динамика деятельности образовательного учреждения в целом и его блоков.

Для успешной организации педагогического процесса создается банк данных медико-психолого- педагогического консилиума, в котором собираются сведения о состоянии и динамики развития каждого воспитанника. Эти сведения поступают от различных специалистов — учителей, медиков, психологов, дефектологов — и позволяют создать представление о контингенте воспитанников в целом, о классе (группе), а также обеспечивают учет и динамику индивидуального развития каждого обучающегося.

Собранная информация анализируется через диагностику, мониторинг и моделирование с целью выработки эффективного управленческого решения.

Диагностика специальной образовательной организации, проводимая внешними экспертами, позволяет объективно определить знания, умения, навыки обучающихся на данном этапе развития; проанализировать и оценить педагогическую технологию образовательной организации в целом, эффективность и результативность работы.

Осуществление научного мониторинга — одно из основных условий совершенствования эффективности руководства учебно-воспитательным процессом. В процессе изучения фактического состояния дела руководитель организации должен сочетать проверку исполнения управленческих решений с оказанием практической помощи педагогам по их выполнению.

Мониторинг охватывает все виды управленческой деятельности специальной образовательной организации:

управление педагогическим коллективом; управление ученическим коллективом;

управление учебно-вспомогательным персоналом. По отношению к разным блокам учреждения мониторинг имеет различные цели (функции):

административные;

научно-методические; повышение квалификации; подбор и расстановку кадров.

Одним из инструментов для выработки управленческих решений является моделирование педагогических технологий.

Моделирование управляющей и управляемой подсистем облегчает задачу системного ведения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее актуальных в настоящее время функций управления.

Для моделирования процесса управления необходимо четкое видение общих принципов построения с учетом применения научно обоснованного организационного проектирования основных структур управления — блоков (подсистем) модели. Исходя из теории управления образовательными организациями (Т.И. Шамова, В.М. Монахов, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, П.И. Третьяков и др.), проектирование структур управления, как управляющих, так и управляемых, должно исходить из следующих принципов:

—    моделирование структур управления целостной педагогической системы;

—     проектирование управляющей и управляемой структур (служб) проводится с учетом развития самого процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения как процесса управления;

—        структурирование основных блоков управляющей и управляемой педагогических подсистем определяется, исходя из распределения основных функциональных полномочий и обязанностей, а также выделения в общем процессе управления подпроцессов, функций и стадий управления;

—     непрерывность в целостной системе управления образовательным процессом предполагает четкое и конкретное определение прав, полномочий (функциональные обязанности сотрудников) и обязательное их исполнение. Отсутствие регламентации приводит к несбалансированному выполнению управленческих решений, к неуправляемости в том или ином блоке (подсистеме). Поэтому каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, их аппарат должны быть наделены регламентирующей документацией;

—    введение института научных консультантов учреждения, которые привлекаются к работе всех звеньев педагогической системы на разных стадиях ее становления: при разработке концепции, определении стратегии и тактики ее реализации, организации научного мониторинга и оценки результативности, обобщения опыта, публикации материалов, а также при подготовке к проведению аттестации;

— формирование и развитие системы управления, развитие инициативы и творчества предусматривает делегирование    некоторых    полномочий    руководителя    учреждения    руководителям    блоков    (подсистем), заместителям директора [5].

Таким образом, управленческая деятельность в специальном образовании исходит из видения системы управления как интегрированной, иерархической и целостной, коллегиальной. В рамках специального образования управление определяет стратегию, миссию и  политику развития специальных образовательных организаций, деятельность которых должна быть направлена на достижение целей и реализацию задач обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья на разных ступенях образования в контексте их максимальной социализации и социальной адаптации путем включения в открытые образовательные и социальные системы отношений.

Для примера построения организационной структуры управленческой деятельности в специальном образовании возьмем государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя» [6].

 

Организационная структура модели управления образовательным учреждением - школы - интерната №36 города Ставрополя

 

Конференция образовательного                           Директор учреждения

 

Совет учреждения                                      Попечительский совет

Родители

 

Учащиеся

 

Трудовой коллектив

 

Общественность

 

Общее собрание родителей

 

Ученическая конференция

 

Общее собрание работников

 

Социальные партнеры

Совет родителей

 

Ученический комитет

Профком

Уполномоченный

по защите прав и законных интересов ребенка

Классные

родительские собрания

 

Собрание класса

 

Педагогический совет

Классный

родительский комитет

Методические

объединения

 

Список литературы

1.      Борозинец Н.М., Коблева А. Л. Концептуальные основы педагогического менеджмента в специальном образовании // Вестник СКФУ – 2014. – № 6. – С. 239-243.

2.      Коблева Л. J1. Мотивационный менеджмент как фактор повышения эффективности управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 102-106.

3.      Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Электронный образовательный ресурс: http://lib.convdocs.org

4.      Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. // Педагогическая библиотека. Электронный образовательный ресурс: http://pedlib.ru

5.      Малофеев Н.Н. Основы управления специальным образованием // Электронный образовательный ресурс: http://bugabooks.com

6.      Сайт государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя» //Электронный ресурс: http://36.po- znanie.ru