18 февраля 2016г.
Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.
Социокультурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов [2].
За два с половиной тысячелетия западноевропейской цивилизацией был пройден путь от ненависти и агрессии к лицам с отклонениями в развитии, сначала до терпимого и участливого отношения к ним, а затем и до идей равенства и интеграции. Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социокультурных и экономических условиях [3].
Выработка управленческого решения в специальной образовательной организации, направлена на оптимизацию коррекции развития, обучения и воспитания обучающихся, на обеспечение наиболее полного соответствия отдельных результатов поставленной цели, основывается на научных принципах и методах.
Каждое управленческое решение, затрагивая определенный круг вопросов, является необходимым звеном в системе управления и способствует решению всего комплекса учебно-воспитательных задач, стоящих перед организацией по реализации разработанной концепции образования [5].
Каждая организационная система является результатом управленческой деятельности руководителя, реализации его управленческих функций.
Профессионализм руководителей, в том числе и специальных образовательных организаций, в управлении определяется следующими основными показателями:
• знание современных технологий управления;
• умение принимать лучшее из возможных управленческих решений;
• умение стратегически планировать деятельность организации, рассчитывая возможные внешние и внутренние риски;
• умение реализовывать принятое решение и др. [2].
К этому перечню необходимо также добавить такие качества личности, как широта педагогических взглядов, основанных на идеях гуманизма, толерантности, открытости и равенства прав и возможностей.
Деятельность субъектов образовательного процесса в специальной образовательной организации должна обеспечивать осуществление учебно-воспитательного процесса, ориентированного на разработку и реализацию индивидуальных образовательных траекторий и призвана решать следующие задачи:
• определение средств и методов коррекционно-образовательной работы, выбор планов и программ обучения детей с ОВЗ;
• регулирование вопросов, связанных с обеспечением благоприятного социально-психологического климата в коллективе образовательной организации;
• организация работы по повышению уровня профессиональной компетентности и квалификации сотрудников специальной образовательной организации, стимулирование инновационных подходов к педагогической практике, организация деятельности по обмену опытом и т. д.;
• организация активного участия учебного учреждения в сетевом образовательном пространстве [1].
Особенности контингента обучающихся специальных образовательных организаций определяют специфику всей системы: создаются различные классы (группы) для проведения разноуровневого дифференцированного обучения, отлаживается система психолого-социально-педагогической поддержки, широко практикуются индивидуальные коррекционные занятия, большое внимание уделяется совершенствованию различных направлений дополнительного образования (кружки, секции, творческие клубы), медико-реабилитационных программ и т.д.
Усложнение и постоянное изменение задач, стоящих перед специальной организацией, особенности контингента обучающихся влекут за собой необходимость совершенствования устройства специальной образовательной организации, побуждают к поиску новых подходов, технологий в обучении и воспитании. Поэтому режим развития — естественное состояние коррекционной организации. Управление такой организацией — сложный процесс, успешность которого во многом зависит от научно обоснованного моделирования устройства всей организации, учебно-воспитательного процесса.
Создание модели базируется на достижениях современной педагогики (теории оптимизации учебно- воспитательного процесса Ю.К. Бабанского (1981), инновационно-технологической концепции В.М. Монахова (1998), теории адаптивной школы Е.А. Ямбурга (1997), теории управления развитием школы М.М. Поташника (М.М. Поташник, В.С. Лазарев, 1995), а также общей теории управления.
Здесь же подчеркнем, что специальная образовательная организация как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор и администрация. В состав управляемой — педагоги и другие специалисты: психологи, социальные педагоги, медики; обучающиеся; родители; учебно-вспомогательный персонал, общественные школьные организации и т.д.
Каждая подсистема представляет собой ряд особых блоков (подразделений) организации (педагогический процесс, социопсихологическая поддержка, медико-реабилитационные программы, дополнительное образование, хозяйственный и пищевой, и другие), их руководителей, имеющих свои задачи, содержание работы и т.д. Блоки и подсистемы взаимодействуют друг с другом.
Для того чтобы управление было эффективным, о каждом блоке должна иметься исчерпывающая объективная информация.
Информационные основы управления — это использование при выработке управленческого решения совокупности сведений, отражающих современные требования к специальным (коррекционным) образовательным организациям местных органов управления образованием, а также данные мониторинга: состояние и динамика деятельности образовательного учреждения в целом и его блоков.
Для успешной организации педагогического процесса создается банк данных медико-психолого- педагогического консилиума, в котором собираются сведения о состоянии и динамики развития каждого воспитанника. Эти сведения поступают от различных специалистов — учителей, медиков, психологов, дефектологов — и позволяют создать представление о контингенте воспитанников в целом, о классе (группе), а также обеспечивают учет и динамику индивидуального развития каждого обучающегося.
Собранная информация анализируется через диагностику, мониторинг и моделирование с целью выработки эффективного управленческого решения.
Диагностика специальной образовательной организации, проводимая внешними экспертами, позволяет объективно определить знания, умения, навыки обучающихся на данном этапе развития; проанализировать и оценить педагогическую технологию образовательной организации в целом, эффективность и результативность работы.
Осуществление научного мониторинга — одно из основных условий совершенствования эффективности руководства учебно-воспитательным процессом. В процессе изучения фактического состояния дела руководитель организации должен сочетать проверку исполнения управленческих решений с оказанием практической помощи педагогам по их выполнению.
Мониторинг охватывает все виды управленческой деятельности специальной образовательной организации:
управление педагогическим коллективом; управление ученическим коллективом;
управление учебно-вспомогательным персоналом. По отношению к разным блокам учреждения мониторинг имеет различные цели (функции):
административные;
научно-методические; повышение квалификации; подбор и расстановку кадров.
Одним из инструментов для выработки управленческих решений является моделирование педагогических технологий.
Моделирование управляющей и управляемой подсистем облегчает задачу системного ведения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее актуальных в настоящее время функций управления.
Для моделирования процесса управления необходимо четкое видение общих принципов построения с учетом применения научно обоснованного организационного проектирования основных структур управления — блоков (подсистем) модели. Исходя из теории управления образовательными организациями (Т.И. Шамова, В.М. Монахов, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, П.И. Третьяков и др.), проектирование структур управления, как управляющих, так и управляемых, должно исходить из следующих принципов:
— моделирование структур управления целостной педагогической системы;
— проектирование управляющей и управляемой структур (служб) проводится с учетом развития самого процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения как процесса управления;
— структурирование основных блоков управляющей и управляемой педагогических подсистем определяется, исходя из распределения основных функциональных полномочий и обязанностей, а также выделения в общем процессе управления подпроцессов, функций и стадий управления;
— непрерывность в целостной системе управления образовательным процессом предполагает четкое и конкретное определение прав, полномочий (функциональные обязанности сотрудников) и обязательное их исполнение. Отсутствие регламентации приводит к несбалансированному выполнению управленческих решений, к неуправляемости в том или ином блоке (подсистеме). Поэтому каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, их аппарат должны быть наделены регламентирующей документацией;
— введение института научных консультантов учреждения, которые привлекаются к работе всех звеньев педагогической системы на разных стадиях ее становления: при разработке концепции, определении стратегии и тактики ее реализации, организации научного мониторинга и оценки результативности, обобщения опыта, публикации материалов, а также при подготовке к проведению аттестации;
— формирование и развитие системы управления, развитие инициативы и творчества предусматривает делегирование некоторых полномочий руководителя учреждения руководителям блоков (подсистем), заместителям директора [5].
Таким образом, управленческая деятельность в специальном образовании исходит из видения системы управления как интегрированной, иерархической и целостной, коллегиальной. В рамках специального образования управление определяет стратегию, миссию и политику развития специальных образовательных организаций, деятельность которых должна быть направлена на достижение целей и реализацию задач обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья на разных ступенях образования в контексте их максимальной социализации и социальной адаптации путем включения в открытые образовательные и социальные системы отношений.
Для примера построения организационной структуры управленческой деятельности в специальном образовании возьмем государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя» [6].
Организационная структура модели управления образовательным учреждением - школы - интерната №36 города Ставрополя
Конференция образовательного Директор учреждения
Совет учреждения Попечительский совет
Родители
|
Учащиеся
|
Трудовой коллектив
|
Общественность
|
Общее собрание родителей
|
Ученическая конференция
|
Общее собрание работников
|
Социальные партнеры
|
Совет родителей
|
Ученический комитет
|
Профком
|
Уполномоченный
по защите прав и законных интересов ребенка
|
Классные
родительские собрания
|
Собрание класса
|
Педагогический совет
|
|
Классный
родительский комитет
|
|
Методические
объединения
|
|
Список литературы
1. Борозинец Н.М., Коблева А. Л. Концептуальные основы педагогического менеджмента в специальном образовании // Вестник СКФУ – 2014. – № 6. – С. 239-243.
2. Коблева Л. J1. Мотивационный менеджмент как фактор повышения эффективности управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 102-106.
3. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Электронный образовательный ресурс: http://lib.convdocs.org
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. // Педагогическая библиотека. Электронный образовательный ресурс: http://pedlib.ru
5. Малофеев Н.Н. Основы управления специальным образованием // Электронный образовательный ресурс: http://bugabooks.com
6. Сайт государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя» //Электронный ресурс: http://36.po- znanie.ru