18 декабря 2016г.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была и остается одной из значимых. Во все времена нужны активные и творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития образного мышления, воображения, формирования словесного творчества детей. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.А. Сухомлинского, Т.Г. Казаковой посвящены воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности чувствовать, воспринимать все красивое в жизни, понимать прекрасное в искусстве.
В дошкольном возрасте окружающий ребенка мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием формы, цвета, невероятностью событий. В детских рисунках можно увидеть летающий дом, розового слона, зеленого зайца и др.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать: Самостоятельность и активность в изодеятельности,
Умение находить новые художественные способы в изодеятельности,
Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
С раннего возраста у ребенка появляется интерес к рисованию, но непосредственное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду. Ребенок с трех лет и до подросткового возраста с удовольствием рисует.
В детском саду для рисования традиционно используют цветные и простые карандаши, краски, фломастеры, гуашь. Детей знакомят с техникой их использования, показывают последовательность действий и приемы работы. Постепенно у детей возникает желание вносить свои изменения. Чтобы привить и укрепить интерес к рисованию стали использовать нетрадиционные техники рисования, например: восковыми мелками, клеем ПВА, ватными палочками, зубочистками, пером, паролоном и т. д.
Использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов удивляет своей непосредственностью, доставляет детям много положительных эмоций.
Поэтому данная тема привлекла мое внимание. Нетрадиционные техники рисования использую в своей работе со второй младшей до подготовительной к школе группе.
Разработаны перспективные планы кружка «Росинка» для всех возрастных групп. При планировании учитывались особенности детей данного возраста и специфика группы (общеразвивающие, компенсирующей направленности ).
Планирование и тематика занятий составлялись совместно с воспитателями, учителями - логопедами и отражали: сезонные изменения, значимые даты, соответствовали лексическим темам («Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т. д.) Во второй младшей группе, например, по теме «Осень» я использую рисование пальчиками: «Гроздь винограда», «Ветка рябины», а к такому празднику, как 8-ое марта оформляю с детьми коллективное панно «Цветы в вазе» (рисование ватными палочками веточек мимозы).
В подготовительной к школе группе совершенствуются умения и навыки в свободном экспериментировании, дети проявляют самостоятельность в выборе темы и технических средств. Ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: гуашь, тушь, уголь, восковые свечи, пластилин, цветные мелки и др. Весь этот материал находится в доступном для ребенка месте.
Большое внимание удивляется коллективным занятиям, на которых дети с удовольствием создают картины на разные темы: « Осенний натюрморт», «Зимушка-зима», «Наши защитники», «Подснежники», «Пингвины на льдине» и др.
На занятиях рисования с использованием нетрадиционных техник мы решаем и задачи развития речи детей. Так, с помощью выдувания красок из трубочек, рисование мыльными пузырями дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ – осуществляем своеобразную дыхательную гимнастику. При использовании слов, обозначающих свойства, качества материала происходит формирование активного и пассивного словаря. А по мере тренировки движение рук совершенствуется состояние речи детей, происходит преодоление моторной неловкости, развитие мелкой моторики руки.
В процессе обучения детей нетрадиционным техникам рисования у них появляется уверенность, смелость, свобода владения материалами. Ребенок раскрепощается, он уже не боится, что у него что-то не получится.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
Для самостоятельной деятельности сделано много дидактических игр, способствующих развитию образного мышления, воображения, цветовосприятия, которое формирует у детей навыки выстраивания композиции, составления орнамента (« Чудесное превращение», «Азбука красоты»).
В своей работе с детьми используем учебно-наглядное пособия Н.А. Курочкиной, рассматривая которые дети познают мир, видят образцы чужого творчества, это будит воображение и заставляет изобразить что-то новое. Много предметного и сюжетного материала сделано для наглядного использования на занятиях и в свободное от занятий время.
Нетрадиционные техники оказывают огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка, и прежде всего на его эстетическое развитие, развитие образной речи. Важно в дошкольном возрасте подвести ребенка к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства, развивать речь.
Список литературы
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва, 2000
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва, 2007
3. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание, 2005, № 2
4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Москва,2010
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Санкт-Петербург, 2008.