23 февраля 2016г.
В условиях рыночной экономики высокое качество, конкурентоспособность и новизна продукции, несомненно, являются важными показателями (Минько, 2013).
Адаптируясь к рыночным условиям, предприятия стремятся повысить свою конкурентоспособность, в первую очередь за счет удовлетворения запросов потребителей. Первой стадией формирования качества продукции является изучение рынка. Ранее нами было показано, что ассортимент ликеров в г.Краснодар в настоящее время не представлен широко. Одним из семи факторов Всеобщего управления качеством (TQM), выделенных Джоном Рэббитом и Питером Бергхом, является ориентация на потребителя (Минько, 2013). Таким образом, к формированию таких показателей, как качество и конкурентоспособность продукта, предпочтения потребителей имеют первостепенное значение (Коноплев, 2009).
Целью данного исследования явилось определение предпочтений потребителей ликеров на рынке г.Краснодара. Для этого нами был проведен социологический опрос в виде анкетирования (Светуньков, 2003) населения г.Краснодар. Из участвующих в опросе, было 50% мужчин и 50% женщин, в возрасте от 19 до 57 лет. Опираясь на интересующие нас показатели, были составлены вопросы анкеты, которые включали:
1. Предпочтительная крепость алкогольного напитка;
2. Наиболее привлекательный аромат ликера;
3. Наиболее привлекательный вкус ликера;
4. Внешний вид ликера;
5. Каков оптимальный объем тары для напитка;
6. В каком ценовом сегменте потребители готовы приобрести продукт;
7. Ожидания и пожелания к новому напитку.
По результатам опроса получены следующие результаты. Наиболее предпочтительными по крепости для потребителей оказались слабоалкогольные напитки (так считают 62 % опрошенных), напитки со средней крепостью предпочитают 14%, а крепкий алкоголь - 24% респондентов. Наиболее привлекательными для покупателей ароматами ликера определились: ярко выраженные фруктовые (33%) и ликеры с ароматом специй и трав (27%), ванильные, кофейные, шоколадные - 20%. Оставшиеся 20 % распределился следующим образом: сбалансированные, без ярких тонов - 8%; ореховые - 7%; оригинальные, своеобразные - 5%. По вкусовым предпочтениям бесспорным «лидером» стал умеренно сладкий вкус - 71%, сладкий с легкой горчинкой нравится 14% опрошенных, кисловато-сладкие предпочитают 10%, и другое (терпкий, жгучий и т.д.) - 5%.
По внешнему виду, предпочтения разделились примерно поровну между лидирующими позициями. Так прозрачные, с естественным оттенком привлекают 43% покупателей; непрозрачные эмульсионные - 40%, 11% респондентов считают, что внешний вид не является принципиально важным показателем выбора ликера, а 6% - готовы попробовать яркие, необычные ликеры.
Самым популярный номинальный объем потребительской тары для ликера – 0,7л (выбрали 63%участвующих в исследовании), далее - 1,0 л - 18%, 0,5 л – 16%, и тара с объемом менее 0,5 л привлекает 3% опрошенных.
На вопрос о ценовом сегменте подавляющее большинство людей ответило, что за ликеры в потребительской таре номинальным объемом 0,5-0,7 л готовы заплатить до 1000 р – 88 %, и 12% респондентов за понравившийся напиток готовы заплатить свыше 1000 р за тот же объем.
К новому алкогольному напитку были высказаны следующие пожелания: создать мягкий вкус, выгодно обыгрывающий резкость этилового спирта; свести к минимуму вредное воздействие на организм этилового спирта и продуктов его гидролиза (токсинов); включить в рецептуру ликера растения и травы с биологически активными компонентами; создать эмульсионный ликер и др.
Ориентируясь на ответы потребителей, можно сделать вывод, что конкурентоспособным напитком на рынке может стать на сегодняшний день ликер с повышенной биологической ценностью, в состав которого будет входить натуральное сырье, в том числе компоненты растений с биологически активными веществами. По органолептическим показателям качества для потребителей интересными оказались как прозрачные, так и эмульсионные ликеры, но с умеренно сладким вкусом, фруктовым или травяно-пряным ароматом.
Полученные результаты исследования предпочтения потребителей ликеров в г.Краснодаре могут являться исходным условием создания новой конкурентоспособной продукции.
Список литературы
1. Ковалев А.И. Менеджмент качества. Многое в немногих словах / А.И. Ковалев.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. – 136 с.
2. Коноплев С.П. Управление качеством: Учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 252 с.-(Высшее образование).
3. Минько Э.В. Менеджмент качества: Стандарт третьего поколения. Учебное пособие/ Э.В. Минько, А.В. Минько. – СПб.: Изд-во «Питер», 2013. - 272 с.: ил.
4. Позняковский В.М. Экспертиза напитков / В.М. Позняковский и др. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.- 334с.
5. Светуньков, С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «ДНК», 2003. – 352 с.