Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2019г.

Качество материально-технического снабжения в значительной степени влияет на показатели работы автотранспортных и автосервисных предприятий и в первую очередь на качество и своевременность выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Возросшие объемы и ассортимент запасных частей, их товарные особенности, мероприятия по защите прав потребителей вынуждают производителей автотранспортных средств (АТС) изменять методы работы в вопросах снабжения запасными частями своих клиентов. Крупные производители автомобилей в настоящее время создали на территории Республики Казахстан товаропроводящие сети с системами складов, и совершенствуют организацию управления запасами в этих системах.

Самое главное в этой системе – это обеспечение такой организации поставки запчастей, которая гарантирует доставку любой детали в течение суток с момента обращения в любую точку страны. Все организационные и управленческие решения в такой системе базируются на максимальном соблюдении интересов потребителя. Это возможно только при создании широкой сети дилерских центров, охватывающих всю страну.

Так как дилеры и независимые мастерские ремонтируют от 60 до 90% парка автомобилей, они являются мелкооптовыми заказчиками запчастей, потребляющими большую часть товара. В этих условиях изучение спроса и планирование поставок запчастей в регионы облегчается. Проблему соблюдения сроков поставок производители машин решают созданием региональных складов, обслуживающих дилеров и независимые мастерские, на территориях, где выполнение заказов можно обеспечить в течение 12-24 часов [1].

Розничный спрос на запчасти тех владельцев автомобилей, которые сами их ремонтируют, покрывается складами дилеров через систему магазинов розничной торговли.

Региональные склады являются важнейшими и высокорентабельными звеньями сетей сбыта для изготовителей. Они превращают случайный спрос отдельных потребителей в свой определенный спрос, поддающийся анализу и прогнозу, то есть в оптовые заказы производителям запчастей, так необходимые для планирования производства и управления совокупным запасом деталей во всей товаропроводящей сети.

В настоящее время дилерские системы ведущих производителей автотранспортной техники представляют собой разветвленные товаропроводящие сети. Управление запасами в системе складов осуществляется централизованно, это способствует сокращению запасов в системах.

Дилерские сети крупных компаний обширны, в них действует система обеспечения запасными частями, которая обслуживает и экспортные поставки.

На основе анализа спроса вся номенклатура спроса разделена на две группы: детали, пользующиеся высоким и постоянным спросом, и детали, пользующиеся нерегулярным спросом [1].

Конечными звеньями сети являются торговые склады дилеров [2].

Наличие подобных систем является одним из важных факторов конкурентоспособности производителей автомобилей, работающих на автомобильном рынке Казахстана [2] (рисунок 1).

Все предприятия, работающие в Казахстане на рынке запасных частей можно разделить на несколько групп (рисунок 2).




К отдельной группе можно отнести агентские фирмы, продающие запчасти ограниченной номенклатуры одного или нескольких производителей мелким и крупным оптом, а при наличии своих магазинов и в розницу. Значительную долю рынка запасных частей занимают оптовики, через них на рынок попадает большая часть запасных частей от «имитаторов», то есть предприятий, которые часто не имеют лицензий основных производителей автомобилей.

Еще одну группу составляют предприятия, специализирующиеся на торговле подержанными деталями. Казахский рынок автомобилей очень неоднороден по платежеспособности, поэтому каждая группа предприятий находит своих потребителей.

К социальным факторам, вызывающим колебания в спросе на запчасти можно отнести период отпусков и праздничные дни. Исследования показали, что в праздничные дни продолжительностью более двух подряд, значительно уменьшается поток заявок на ТО и ремонт.




В обычные выходные дни количество заездов автомобилей на СТО и потребность в запасных частях увеличивается в период с октября по апрель месяц и уменьшается с мая по сентябрь. Исследования показали, что автомобили принадлежащие предприятиям ремонтируются и проходят ТО в основном в рабочие дни.

В таблице 1 представлен поток требований на техническое обслуживание и ремонт в рабочие и праздничные дни.

Таблица 1 – Среднемесячное количество заездов на СТОА

 

 

Показатель

 

 

Январь

 

 

Февраль

 

 

Март

 

 

Апрель

 

 

Май

 

 

Июнь

 

 

Июль

 

 

Август

 

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

Декабрь

 

Среднее ежедневное количество заездов автомобилей Renault на СТО в рабочие дни

 

23

20

30

46

27

34

32

26

24

30

37

24

 

Среднее ежедневное количество заездов автомобилей Renault на СТО в выходные и праздничные дни

 

12

22

25

54

13

28

20

13

17

31

40

26

 

Анализ спроса на запасные части автомобилей Renault показывает, что в течение года возникает четыре всплеска колебаний. Первый всплеск выявлен в марте-апреле месяце. В этот период начинается интенсивная эксплуатация автомобилей, и владельцы проверяют их техническое состояние автомобилей и проводят ТО.

Автомобили Renault в соответствии с регламентом проходят ТО через 15 тыс. км. При этом более 30% владельцев допускают перепробег между очередными техническими обслуживаниями на 5-7 тыс. км.

Следующий пик спроса на запасные части приходится на июнь месяц. В. Связи со значительным повышением температуры воздуха увеличивается доля заявок на обслуживание и ремонт системы охлаждения и кондиционирования. Анализ деятельности последних лет СТО, можно сделать вывод, что потребность в запасных частях данных систем подвержена сезонным колебаниям.

В октябре и ноябре всплеск потребности в запасных частях вызвано увеличением количества аварий из-за ухудшения погодных условий. На данный период приходится почти четверть от годового объема продажи запчастей. В этот период увеличивается реализация запасных частей группы А (высокого спроса), а также кузовных деталей для выполнения кузовных работ.

Во время исследований был проведен опрос клиентов СТО на предмет, когда они уходят в отпуск (рисунок 3). Около 52% опрошенных отпуск делят на две части, а остальные респонденты ответили, что в отпуск уходят один раз в год.

Как видно из гистограммы на август приходится наибольшее количество отпусков и в этот период наблюдается наименьшее количество заездов автомобилей на автосервисные предприятия.




Руководству станций технического обслуживания автомобилей необходимо учитывать эти социально-организационные факторы и закладывать сезонность спроса в процессы снабжения производства запасными частями и предоставления отпусков сотрудникам в период наименьшего спроса.

 

Список литературы

 

1.        Лукинский В. С., Бережной В. И., Бережная Е. В. и др. Логистика автомобильного транспорта: Концепции, методы, модели. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 278 с.

2.        Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. Новая эра управления. М.: 2000 – 225 с.