Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА-СТОМАТОЛОГА НА ТВОРЧЕСТВО В. ВЕРЕСАЕВА, ПИСАТЕЛЯ И ВРАЧА. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. В. ВЕРЕСАЕВА

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
04 октября 2017г.

История России богата выдающимися людьми, внёсшими значительный вклад в развитие медицины не только своей практической деятельностью, исследованиями и научными трудами, но и литературными  произведениями. Каждый из них просвещал своего читателя, раскрывая особенности и тонкости медицинских знаний. В число таких писателей входит один из известных литературоведов, прозаиков и критиков Викентий Викентьевич Вересаев.

16 января 2017 года является знаменательной датой не только для литературы, но и для врачебной науки, в связи со 150-летием со дня рождения Вересаева В.В. Так сложилось, что Вересаев жил на стыке двух эпох: конец XIX-начало XX вв., и политическая обстановка того времени не могла не сказаться на мировоззрении и творчестве писателя. Главным героем его произведений был человек труда, выходец из самых низов общества. Писатель показывает превращение своих героев в активных участников революционных событий, жаждущих изменений в обществе. Это было время развития различных направлений науки и, в частности, в медицине. Ученые совершали свои открытия в области химии (Д. И. Менделеев), эмбриологии (А. О. Ковалевский), зоологии и патологии (И. И. Мечников), физиологии (И.М. Сеченов). Получила развитие патологическая анатомия: К. Рокитанский изучал изменения органов, Р. Вирхов описал классификацию патологических состояний, И.М. Сеченов изучал физиологию нервной системы и положил начало пути развитию отечественной физиологии. После работ И.П. Павлова методика физиологического эксперимента перешла на новый уровень.

Вересаев-медик был автором многих произведений, среди которых наибольшее впечатление на меня произвела его автобиографическая повесть «Записки врача» (1901 г.) [1]. Это произведение затронуло меня тем, что его автор описывал свои студенческие впечатления, что мне очень близко и понятно, так как в настоящее время я обучаюсь в медицинском институте. Перед юношей возникало множество вопросов, сомнений, на которые он часто не находил ответов и не боялся в этом признаться. Во время чтения «Записок врача» я переживала вместе с ним неудачные исходы его лечения больных, испытывала чувство бессилия, сострадания и грусти от таких явлений, как вивисекция, ошибочное отношение людей к медицине, неточности научных знаний и многое другое.

Данное произведение можно смело назвать настольным пособием для студентов-медиков, ведь оно затрагивает множество различных и весьма важных аспектов жизни врача. Прочитав повесть, студент может осознать всю важность своей будущей профессии, осмыслить годы учебы в вузе и полученные в нем знания [4]. В повести раскрываются проблемы высших учебных заведений того времени таких, как недостаточность практических занятий и полное отсутствие понимания студентами внутреннего состояния больных. Так, автор рассматривает трудность отношений между врачом и больным, описывает сомнение в своих знаниях и даже не решается называть себя «врачом», но после нескольких лет практики он находит решение многих проблем. Произведение имеет для меня очень важное научно-практическое значение, так как в нем подробно показаны этапы становления и развития методики различных хирургический операций, в которых автор принимал непосредственное участие, а также описание болезней со всеми симптомами и стадиями. Кроме того, в повести приводятся высказывания таких великих ученых-первооткрывателей, как И.П.Павлов, А. Штрюмпель, Л.П. Сабанеев др. Размышляя со своими предшественниками, Вересаев дает нам возможность вместе с ним посмотреть на человеческую жизнь, этические нормы и медицинскую науку в целом.

В.В. Вересаев смело и честно раскрывает перед обычным человеком все сложные противоречия медицины, важность труда каждого врача, ценность многовековых знаний, полученных ценой множества жизней. Он выносит на суд народа факты, ужасные случаи и свои собственные ошибки ради того, чтобы люди осознали проблемы современной медицины, а также имели возможность, понимая внутренние переживания и реальные факторы жизни обычного врача, имели собственный взгляд на медицину.

Для меня повесть В.В. Вересаева открыла совершенно откровенный, противоречивый, реальный мир (медицины). Всё повествование строится на собственных переживаниях автора, мы видим взлеты и падения молодого врача, всё, чего он ожидал от своей профессии и что она ему дала. Автор честно рассказывает о своих первых самостоятельных шагах на врачебном поприще, о впечатлениях и уроках, вынесенных из первой практики. Особенность «Записок врача» Вересаева заключается в его объективном описании успехов и неудач медицинской практики, состояния самой науки и всего нашего общества. После прочтения автобиографии я серьезно задумалась о проблемах прошлой и современной медицины. В.В. Вересаев рассматривал основную проблему медицины, а именно: пренебрежительное отношение людей к врачам, самовольное вскрытие трупов врачами, эксперименты над животными. В то время медицина только начинала развиваться, стали разрабатываться различные препараты. Врачи вынуждены были самовольно вскрывать трупы, чтобы изучать на них течение, осложнение определенного заболевания. При этом они нередко ошибались и исправляли свои ошибки, зачастую жертвуя своей жизнью. Подобные «опыты» приносили тяжёлые страдания родственникам умерших от неизлечимых в то время болезней.

Я согласна с размышлениями Вересаева о насмешливом и нередко пренебрежительном отношении людей к врачам. Они не знают, не понимают, через что мы проходим: от осмотра больного до вскрытия трупа мы сталкиваемся с различными инфекционными заболеваниями. Проблемы, о которых писал Вересаев в своё время, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Меня, студента стоматологического профиля, шокировали примеры, когда автор писал о манипуляциях, которые делали врачи для облегчения прорезывания зубов: детям делали по десять и двадцать надрезов на десны, даже новорожденным. По рассказам героя, в 1842 году врач Ундервуд давал советы делать глубокие надрезы на протяжении челюсти, достигая до зачатка зуба, и это, по мнению наблюдателей, помогало. Также меня впечатлила история о применении пентала в качестве средства ингаляционного наркоза в стоматологии. Доктор Голлендер испытывал это вещество как обезболивающее средство на своих больных и получил отличные результаты. Он утверждал, что его можно использовать при кратковременных операциях. Пресса того времени сообщала о неоднократных случаях летальных исходов на фоне такой анальгезии: при удалении зуба и ортопедических операциях. После таких инцидентов пентал перестали применять.

Всю жизнь Викентий Викентьевич посвятил медицинской деятельности, в которой он проявил себя как трудолюбивый, самоотверженный врач и общественный деятель, отстаивавший права как пациентов, так и врачей. Впоследствии многие произведения этого великого человека затрагивали насущные темы медицины, войны, жизни. Всем своим творчеством и жизнью В.В. Вересаев внёс огромный вклад в развитие общественного сознания. Советую прочитать это произведение Вересаева всем, особенно студентам- медикам, потому что мы узнаём историю развития и становления отечественной медицины. Эти знания я получил на занятиях студенческого кружка «Терапия» [2]. Кроме того, мы поняли, насколько важны сегодня междисциплинарные связи для понимания многих проблем как профессионального, так и гуманитарного характера [3,5] После чтения этого произведения студент может определиться и решить, пойти ли дальше в мир медицины. Готов ли он пройти все испытания, которые стоят перед врачом, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.

Список литературы

 

1.     Lib.Ru/Классика: Вересаев Викентий Викентьевич: Собрание сочинений http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/

2.       Петрова М.Н., Петухов К.М., Зедгенидзева Н.Ю., Петрова Н.С. Роль  студенческого научного кружка в интегрированном подходе к формированию личности будущего врача. В сборнике: Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации. Материалы II Международной научно-практической   междисциплинарной  интернет-конференции.   Северо-Восточный университет имени М.К.Аммосова. 2015. С.42.

3.     Петрова М.Н.Написание эссе – эффективный метод творческого  развития личности будущего врача. В сборнике: Международный научно-образовательный Форум   «Education,  forward!» «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации» Материалы форума. 2015. С.459-464.

4.       Петрова М.Н. Формирование клинического мышления как профессиональной компетенции у студентов-медиков  при  разборе  врачебных  ошибок  во  время  производственной  практики «Помощник врача» В сборнике: Экология и здоровье человека на Севере сборник научных трудов VI –го Конгресса с международным участием. Под редакцией Петрова П.Г..2016. С.422-429.

5.       Петрова С.М. Роль «знаковых» слов в художественном тексте как форма активизации познавательной деятельности обучающихся. В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт».2014. С.15-16.