Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ИМЕНОВАНИИ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДОКТРИНЕ И В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В САМОДЕРЖАВНОЙ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ XIX-XX ВВ.

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Вопрос юридической природы и правильного именования права интеллектуальной собственности является актуальным на протяжении не одного столетия. Вопрос терминологии сопутствовал вопросу природы интеллектуальной собственности.

Первоначально идеи, взгляды и доктрины о законодательном закреплении прав авторов, и непосредственное указание в законе, появились в странах Западной Европы, а впоследствии были восприняты отечественными юристами и перенесены на российскую «почву».

 Предшественником права интеллектуальной собственности являлась привилегия – срочное исключительное право издания произведения, предоставляемое правительством просителю.

Сторонниками авторского права была выдвинута теория, согласно которой, произведения литературы, науки и искусства, так называемые умственные произведения, принимаются за один из видов собственности, относя право авторов на свои произведения к категории вещных прав - проприетарная концепция. Согласно ей интеллектуальная собственность основывается на началах собственности по аналогии с правом собственности на телесные вещи. Проприетарную концепцию перенял профессор И.Г.Табашников, который стал одним из ярких сторонников признания авторского права на результат умственной деятельности правом собственности. Как говорит сам И.Г. Табашников:

«авторское право по отношению к автору, как его первоначальному приобретателю, есть право собственности и, насколько это совместимо с его объектом, оно подчиняется тем же правилам, как и право собственности на всякую иную вещь».[1.с.173]

Необходимо также отметить, что под влиянием этой теории французский закон 1793 г. – первый закон во Франции, регулировавший  законоположение о правах авторов и издателей на литературные произведения – присвоил авторскому праву термин propriete litteraire. [2.с.17-18] (литературная собственность. Прим. Н.С.)

Проприетарная концепция (теория собственности) нашла свое прямое отражение в российском законодательстве, а именно: в примечании 2 ст. 420 в приложении к Цензурному уставу 1828 г., где прямо говорится «право собственности на произведения литературы и художеств, принадлежащее самим авторам сих произведений, их наследникам, или лицам, коим оно передано теми или другими, называется собственностью литературною и художественною. Право собственности на произведения музыкальные в свою очередь является собственностью музыкальной». Таким образом, теория собственности на результаты интеллектуального труда была законодательно закреплена. При этом закреплено было и название собственности. Исходя из этого законодательного определения, можно сделать вывод и о том, что на каждый результат интеллектуальной деятельности распространяется свое право собственности, плюс не все результаты получают охрану со стороны государства от посягательств третьих лиц одновременно. Впоследствии принимаются отдельные законодательные акты, регулирующие определенные результаты интеллектуальной деятельности человека, которые распространяли право собственности на этот результат. Теория признания авторского права на результат умственной деятельности правом собственности долгое время была отражена в отечественном законодательстве.

К концу XIX века ошибочность теории собственность стала очевидна. Для наиболее удачного и верного определения юридической природы права интеллектуальной собственности стали разрабатываться иные теории, в противовес теории собственности.

Наш соотечественник, профессор Г.Ф. Шершеневича, признавал самостоятельный характер авторского права как института. [3] В связи с тем, что постепенно происходило осознание отличия прав авторов от права собственности, то возникла необходимость нового термина, обозначающего данный институт, который не допускал бы смешения с иными институтами. Право собственности очень схоже с авторским правом, однако, несмотря на некоторое сходство, данные институты различны. Поэтому, применяя к авторскому праву название собственности, мы способствуем смешению понятий. Вопрос правильного именования данного института является не менее важным, чем определение юридической природы. Г.Ф. Шершеневич относит право интеллектуальной собственности к группе прав, определяемых одним общим названием – исключительные права. [4.с.72]

Г.Ф. Шершеневич одним из первых стал употреблять термин «авторское право», вместо «литературная и художественная собственность» наряду с В.Д. Спасовичем [5] и С.Муромцевым. [6] Уже впоследствии Я.А. Канторович второе издание своего труда назовет «Авторское право», С.А. Беляцкин – «Новое авторское право в его основных принципах». [7] Да и законодатель 20 марта 1911 г. принял закон «Об авторском праве» (далее Закон 1911 г.), тем самым показывая, что происходит трансформация взглядов на юридическую природу результатов интеллектуальной собственности не только у теоретиков, но и у законодателя. Поскольку в доктрине произошла смена доминирующих взглядов на вопрос юридической природы права интеллектуальной собственности, то это отразилось и на законодательстве.

Так, например, теория исключительных прав нашла свое отражение в Законе 1911 г. Ст. 2 говорит, что автору принадлежит исключительное право всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение. Мы видим, как новая доминирующая теория получила свое закрепление в законодательстве. Также законодательно был закреплен новый термин «авторское право», относящийся к произведениям литературы, музыки, фотографии, а также художественным и драматическим произведениям. Данный термин заменил множество понятий, имеющих общее слово в названии, – собственность (литературная, художественная, музыкальная), тем самым подчеркивая, что законодатель больше не считает теорию собственности подходящей для определения юридической природы интеллектуальной собственности. В российском законодательстве предпочтение отдавалось понятию «исключительные права», которые рассматривались, как передаваемые и отчуждаемые имущественные права особого рода, возникающие в отношении нематериальных объектов. При этом обобщающего понятия «интеллектуальная собственность» не использовалось. После революции 1917 г. термин «исключительные права» еще употреблялся в течение некоторого времени.

В первые годы советской власти в теории интеллектуальной собственности получила распространение точка зрения о неотчуждаемости от личности его авторского права в целом. Данный взгляд был отражен в трактовке действовавшего на то время законодательства и прописанных в нем «исключительных прав». К примеру, известные исследователи авторского права Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц писали, что исключительный характер прав автора заключается в их неотчуждаемости, неотторжимости их от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо. [8. с.59]

В частности, Декрет СНК от 30 января 1925 года «Об основах авторского права» [9] и Декрет СНК от 16 мая 1928 года «Основы авторского права Союза ССР» [10] предусматривали исключительное право автора под своим именем, или псевдонимом, а также анонимно, выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его. Кроме того, подразумевается равное извлечение всеми законными способами имущественной выгоды из своего исключительного права.

Позднее, со становлением государственной плановой экономической системы, возможность оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности была еще более ограничена. В условиях отсутствия рыночных отношений изобретатели и авторы уже не имели реальной возможности распоряжаться своими имущественными правами. Закономерным результатом стало изменение теоретических взглядов на природу интеллектуальной собственности. Советские исследователи уделили особое внимание личностному характеру как составляющей интеллектуальной собственности. Признавались имущественные права автора, которые, правда, ограничивались только одним правом на получение вознаграждения за создание и использование результата интеллектуальной деятельности автора.

Ст. 7 Декрета СНК от 16 мая 1928 года «Основы авторского права Союза ССР» признает авторское право исключительным. В поддержку данного термина выступал В.И. Серебровский, который писал, что права автора относятся к числу абсолютных прав, и именно в этом смысле и надо понимать характеристику авторского права, даваемого законом как исключительного. [8. с.58]

Как пишут Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц, исключительный характер прав именно советского авторского права, заключается в их неотчуждаемости, неотторжимости их от личности автора в течение всей его жизни. Именно в исключительности права автора и заключается стимул творческой деятельности. [8. с.59]

Поскольку термин «исключительные права», так же как и сама теория исключительных прав, были закреплены в законодательстве других, западноевропейских стран, с целью не допустить подмены понятий и положить конец всевозможным спорам об именовании, в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г.(далее Основы 1961 г.), уже не было понятия исключительных прав.

Вначале 60-х гг. ХХ в. принимается ряд важных нормативно-правовых актов – Основы гражданского законодательства СССР и ГК РСФСР. Согласно ст. 98 Основ 1961г., а также ст. 479 ГК РСФСР содержание субъективного авторского права раскры- вается путем указания на права, принадлежащие любому автору произведения науки, литературы и искусства. В законе названы отдельные правомочия автора: право на опубликование, на воспроизведение, на распространение, на имя, на неприкосновенность, на  вознаграждение.  Свои  права  автор  реализует  через  правомочия,  последние проявляются при использовании результата интеллектуальной деятельности. Существование правомочий не только устанавливает возможность или невозможность использования произведения в каждом конкретном случае, но и определяет объем такого использования. Право автора на использование своего произведения часто упоминается в Основах 1961г. (ч. 1 ст. 101) и ГК РСФСР 1964 г. (ст. 488), где устанавливается общий принцип авторского права: использование произведения должно осуществляться по договору, кроме случаев, указанных в законе. Таким образом, в законе уже не дается определения какими правами автор обладает по содержанию. Получается, что они не относятся к праву собственности, и не являются исключительными.

Таким образом, с точки зрения наименования и содержания права интеллектуальной собственности, можно выделить несколько периодов развития доктрины и законодательства:

1.       период признания результатов интеллектуальной собственности правом собственности (1828-1911), когда права на результаты умственной деятельности именовались правом собственности;

2.      период признания исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (1911-1917), когда права на результаты умственной деятельности именовались исключительные авторские права или исключительные права на изобретения.

3.       период признания права интеллектуальной собственности общественным достоянием (1917-1962 гг.), когда права авторов перестают быть исключительными;

4. период признания личного права на интеллектуальную собственность (1962-1991 гг.), когда наименование не меняется, однако происходит изменение в содержании прав авторов.

Список литературы

 

 

[1] Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права по постановлениям законодательства Германии, Австрии, Франции, Англии и России. Т.1: Литературная собственность, ее понятие, история, объект и субъект. СПб., 1878.  576 с.

[2] Канторович, Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения: Систематический комментарий к закону 20-го марта 1911 г. – с историческим очерком и объяснениями, основанными на законодательных мотивах, литературных источниках, иностранных законодательствах и судебной практике Петроград: Тип. АО б. «Брокгауз-Ефрон», 1916. 802 с.

[3] Шершеневич Г.Ф. Учебник гражданского права. Т.1 Классика российской цивилистики СПС КонсультантПлюс (электронный ресурс)

[4] Шершеневич, Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань. Тип.Имп. ун-та, 1891.  321 с.

 [5] Спасович В.Д. Права авторские и контрафакция. СПб. Тип. М.И. Вольфа, 1865.  106 с. [6] Муромцев С. Авторское право. Юрид. Вестник 1879, кН.3, С. 352-364

[7] Беляцкин, С.А. Новое авторское право в его основных принципах . С.-Пб.: Юрид. кн. скл. Прав, 1912. 150 с.

[8] Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. . Авторское право. М: Юридическая литература. 1957.280 с.

 [9] http://www.lawmix.ru/docs_cccp.php?id=7687 (дата обращения  26.06.2011 г.) 

[10] http://www.lawmix.ru/docs_cccp.php?id=7271 (дата обращения 26.06.2011 г.)