Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

В жизни современного общества актам органов местного самоуправления отводится большое значение. Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и проводят в этом направлении определенную работу.

Акты органов местного самоуправления, занимают особое место в системе подзаконных правовых актов. Их ценность главным образом состоит в том, что они представляют собой убедительное воплощение народовластия. Юридическая сила актов органов местного самоуправления определяет место данного акта в иерархической системе всех источников права.

С точки зрения теории государства и права юридическая сила актов определяется либо как обязательное требование соответствия актов нижестоящих органов государства актам вышестоящих органов, актов одного вида актам другого вида, либо как свойство, выражающее соотношение данного вида актов с другими видами актов государственных органов, его место в системе правовых актов1.


1 Иванов А.А. Справочник по теории государства и права: осн. категории и понятия. М., 2007. С. 204.


В теории и практике вопрос о юридической силе актов органов местного самоуправления требует глубокого осмысления. Юридическая сила является основанием для классификации всех нормативных правовых актов на два вида: законы и подзаконные акты. В зависимости от юридической силы выстраивается строгая иерархия всех источников права, в системе, которой акты органов местного самоуправления занимают низшую ступень.

Содержание юридической силы акта органа местного самоуправления предопределено внутренним содержанием акта, а также спецификой регулируемых им отношений.

Нам представляется возможным выделить отдельные элементы, характеризующие содержание юридической силы акта органа местного самоуправления:

-   обязательное соответствие акта принципам и нормам Конституции Российской Федерации и иным нормативным правовым актам;

-     признание официальной соподчиненности между отдельными видами актов органов местного самоуправления;

-        установление иерархической соподчиненности актов органов местного самоуправления актам органов государственной власти, занимающих более высокое положение в системе источников права;

-     признание акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.

Первый элемент, характеризующий содержание юридической силы акта органа местного самоуправления, позволяет отнести его к системе подзаконных правовых актов. Это означает, что акты органов местного самоуправления не должны противоречить нормам Конституции РФ и законам, имеющим верховенство в системе правовых актов государства. Соответствие актов органов и должностных лиц местного самоуправления положениям Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ обеспечивает согласованность, органическую связь и взаимодействие правовых актов всех уровней. Например, постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 24.06.2015 № 2476 «Об утверждении размера платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов»1 принято в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 


1 Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 24.06.2015 № 2476 (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении размера платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов» // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани, 02.07.2015, № 25, с. 60.


Второй элемент, характеризующий содержание юридической силы акта органа местного самоуправления, предусматривает некую определенность в самой системе актов органов местного самоуправления. В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (статья  43  Федерального  закона  «Об  общих  принципах  организации  местного самоуправления»1). Как отмечает В.И. Васильев, устав муниципального образования,  будучи правовым актом, конституирующим местное самоуправление на соответствующей территории, является его центральным звеном системы муниципальных нормативных актов, в совокупности составляющих существенную часть муниципального права и обладает высшей юридической силой.2 Все иные акты органов местного самоуправления, а также выборных органов и должностных лиц местного самоуправления не должны противоречить уставу.

Третий элемент, характеризующий содержание юридической силы акта органа местного самоуправления, направлен на установление иерархической соподчиненности актов органов местного самоуправления актам органов государственной власти, занимающих более высокое положение в системе источников права. Такая характеристика актов органов местного самоуправления, на наш взгляд, предопределяет их место в системе подзаконных нормативных правовых актов. Они обладают меньшей юридической силой по сравнению с актами президента или правительства. Они являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения и направлены на решение текущих задач. Например, постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 24.06.2015 № 2476 утвержден размер платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов. В то время как постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Четвертый элемент, характеризующий содержание юридической силы акта органа местного самоуправления, направлен на признание акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу. Как нам представляется, данное обстоятельство предусматривает возможность рассмотрение такого акта органом конституционного контроля и принятие по нему решения. Приведем судебную практику Конституционного суда Республики Татарстан. В соответствии с Законом Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан»1 Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о конституционности нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт третий части первой статьи 3) и споры о компетенции между органами местного самоуправления (пункт третий части третьей статьи 3). Поводом к рассмотрению дел о проверке конституционности нормативных правовых актов органов местного самоуправления являются жалобы граждан, конституционные права и законные интересы которых нарушаются. Дела рассматриваются в судебных заседаниях и по ним принимаются решения о признании норм акта соответствующими или несоответствующими Конституции. Например, постановлением Конституционного суда Республики Татарстан от 19.03.2015 № 61-П Правила благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, и Положение о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденное постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, были признаны в полном объеме не соответствующими Конституции Республики Татарстан, ее статье 24 (часть третья), поскольку они не были опубликованы официально для всеобщего сведения1. Такой акт со дня опубликования решения Конституционного суда утрачивает юридическую силу.

  

1    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2003, № 40, ст. 3822.

2    Васильев В.И. Уставы муниципальных образований. Новое в местном      самоуправлении // Журнал российского права. – 1999. – № 2. С-22.

 

С учетом изложенного, на определение содержания юридической силы актов органов местного самоуправления оказывает влияние не только значимость регулируемых общественных отношений, но и сфера распространения правового акта. В  этой связи проблемными аспектами при определении юридической силы акта органа местного самоуправления становятся вопросы о том, какую сферу затрагивает правовой акт, какова специфика передаваемых органами государственной власти полномочий на местный уровень.

  

1 Закон РТ от 22.12.1992 № 1708-XII (ред. от 26.03.2016) «О Конституционном суде Республики Татарстан» // Республика Татарстан, № 240, 28.11.1998.

1 Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 19.03.2015 № 61-П «По делу о проверке конституционности   Правил   благоустройства   территории   города   Альметьевска   Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, пунктов 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265, в связи с жалобой гражданина И.В.Авдеева» // Республика Татарстан, № 48, 07.04.2015.


Основания издания акта органа местного самоуправления также характеризуют проблемную сторону содержания его юридической силы и влияют на определение его места в иерархии подзаконных правовых актов. Акты органов местного самоуправления могут быть изданы на основе и во исполнение законов, а также вышестоящих по юридической силе правовых актов.

Кроме того, обязанность издания определенных правовых актов органов местного самоуправления может быть предусмотрена в решениях Конституционного суда, вынесенных в порядке нормоконтроля. Так, признание Конституционным судом не соответствующим Конституции нормативного правового акта органа местного самоуправления либо отдельных его положений является основанием для отмены в установленном порядке органами местного самоуправления ранее принятых ими решений, содержащих такие положения. Например, в целях реализации постановления Конституционного суда Республики Татарстан от 19.03.2015 № 61-П было принято решение Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 6 мая 2015 г. № 472 «О признании утратившими силу некоторых решений Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан».

В заключение хотелось бы отметить, что юридическая сила акта органа местного самоуправления позволяет определить место акта, его верховенство или подчиненность в системе источников права. Для определения юридической силы акта органа местного самоуправления необходимо учитывать все рассмотренные нами элементы. Сложность состоит в том, что сама система подзаконных правовых актов является нестабильной. На нее постоянно оказывают влияние субъективные факторы, потребности юридической практики, динамика развития общественных отношений, потребности в оптимизации правового регулирования. Устранение всех проблемных аспектов в определении юридической силы актов органов местного самоуправления нам видится в четком установлении места правового акта в системе законодательства.

Список литературы

 

1.                  Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2003, № 40, ст. 3822.

2.                  Закон РТ от 22.12.1992 N 1708-XII (ред. от 26.03.2016) «О Конституционном суде Республики Татарстан» // Республика Татарстан, № 240, 28.11.1998

3.                  Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 24.06.2015 № 2476 (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении размера платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов» // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани, 02.07.2015, № 25, с. 60.

4.                  Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 19.03.2015 № 61- П «По делу о проверке конституционности Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, пунктов 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265, в связи с жалобой гражданина И.В.Авдеева» // Республика Татарстан, № 48, 07.04.2015

5.                  Васильев В.И. Уставы муниципальных образований. Новое в местном самоуправлении // Журнал российского права. – 1999. – № 2. С.22.

6.                  Иванов А.А. Справочник по теории государства и права: осн. категории и понятия. М., 2007. С. 204.