Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Авторы:
Город:
Курган
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

    Аннотация к статье: в статье рассмотрены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы в Российской Федерации и Республике Беларусь. Проанализированы общие основы и отличительные особенности правового регулирования полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Беларусь как государствах-участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) в указанной сфере, содержащиеся в конституциях, законах и правовых актах. Выделены основные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы.

    Ключевые слова: государство; Евразийский экономический союз; органы государственной власти; органы местного самоуправления; защита государственной границы; охрана государственной границы; безопасность; национальные интересы; пограничная безопасность; правовое регулирование.


    В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, отмечено, что целью формирования системы обеспечения интересов России в пограничной сфере является максимальное повышение возможностей государства по противодействию внешним и внутренним угрозам интересам и безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для эффективной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы [1].

   Правовое регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы имеет свои особенности и закреплено в конституциях и законах в Российской Федерации и Республике Беларусь по-разному. Поэтому совершенствование правового регулирования в указанной сфере в системе обеспечения безопасности государства, приобретает особое значение для развития отдельных вопросов современной юриспруденции.

    Сложившаяся после распада Советского Союза новая система взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отлична от взаимоотношений в сфере защиты государственной границы в советский период.

    Территория нашего государства является неприкосновенной, на ней обеспечиваются единое экономическое пространство, единая валюта, устанавливаются единое гражданство Российской Федерации, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории страны, а органы государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации составляют единую систему, действующую на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Ведь государственная целостность Российской Федерации означает, что ни один субъект Российской Федерации не имеет права выхода из ее состава (сецессии), а органы государственной власти субъектов Российской федерации и органы местного самоуправления не могут не выполнять положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.

   Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды. В субъектах Федерации государственную власть осуществляют, в соответствии с основами конституционного строя органы, государственной власти.

   В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Решения федеральных органов, принятые в пределах их полномочий, обязательны на всей территории страны. Совокупная компетенция всей системы органов государственной власти включает в себя все основные полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

    Понятие органа государственной власти, осуществляющего деятельность в сфере защиты государственной границы, складывается из совокупности его конституционно-правовых признаков. Это организационно обособленная и самостоятельная часть государственного аппарата; она создается и действует от имени государства (Российской Федерации или ее субъекта); действует на основе законов и других нормативных правовых актов; учреждается для выполнения определенных задач и функций государственной власти; обладает государственно-властными полномочиями, то есть ее решения (акты) принимаются от имени государства; имеет собственную структуру, осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке.

   Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов устанавливает Конституция Российской Федерации. Предметы исключительного ведения определены в статье 71 Конституции Российской Федерации, по которым принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Это те полномочия, которые принадлежат только федеральным органам власти. Отнесение к ведению России именно этих полномочий необходимо для обеспечения суверенитета и целостности государства, защиты прав человека.

    Суверенитет - неотъемлемый сущностный признак государства. Суверенное государство само определяет направления внутренней и внешней политики и защищает свои интересы, проводя независимую политику внутри страны и на международной арене. Необходимым условием обеспечения суверенитета России является верховенство Конституции  и законов Российской Федерации на всей ее территории. Это  означает, что  все нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции и законам Российской Федерации. Верховенство Конституции и законов Российской Федерации означает также обязанность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соотносить свое поведение с Конституцией и законами Российской Федерации.

   Статья 72 Конституции Российской Федерации включает предметы совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Защита государственной  границы отнесена Конституцией Российской  Федерации  к исключительному ведению Российской Федерации. Обеспечивая суверенитет на всей своей территории, Российская Федерация устанавливает статус и режим Государственной границы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», обеспечивает ее неприкосновенность и защиту как дипломатическими, так и военными способами.

    Органы государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, статьями 27-33, 37, 38 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», Таможенным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания, федеральными законами «О федеральной службе безопасности»,«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий и других законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации. Также в деятельности по защите Государственной границы Российской Федерации, в установленном порядке, участвуют организации и граждане.

   Признаками системы этих органов государственной власти являются целостность, взаимосвязанность и взаимозависимость различных государственных органов, участвующих в правовых отношениях по защите государственной границы,  обеспечивающих сбалансированность осуществления властных полномочий и исключающих дублирование и подмену одних структур власти другими. В Конституции России говорится о трех ветвях органов государственной власти: органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти.

   С учетом изложенного конституционно-правовой статус органа государственной власти, участвующего в правовых отношениях в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации, составляет совокупность его прав и обязанностей, характеризующую правовое положение органа в системе разделения властей, закрепленную нормами конституционного права. Важными элементами статуса таких органов государственной власти являются роль, задачи и функции органа по защите государственной границы; принципы его организации и деятельности; порядок формирования и прекращения полномочий органа; государственно- правовые полномочия в сфере защиты государственной границы; форма правовых актов и их юридическая сила [4].

   Законодательство определяет исчерпывающий круг полномочий каждого органа государственной власти, пределы и сферы его деятельности, а также виды и формы принимаемых этим органом правовых актов. Рассмотрим полномочия основных участников правовых отношений в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

    Защита Государственной границы Российской Федерации, обеспечение целостности и неприкосновенности территории государства - одна из функций государства. Гарантом целостности государства является Президент Российской Федерации. В присяге, при вступлении в должность, он клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства. Глава Российского государства утверждает, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации, положения о большинстве федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по обеспечению обороноспособности страны, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

    Федеральное Собрание Российской Федерации призвано выполнять три главные функции парламента: представлять многонациональный народ России, принимать законы и формировать правовые основы защиты Государственной границы Российской Федерации. Согласно статье 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации. В сфере защиты Государственной границы Российской Федерации орган законодательной власти на федеральном уровне: может участвовать в определении государственной политике и стратегии по защите границ государства, направленной на обеспечение безопасности личности, общества, государства и формировании (создании) законодательного механизма реализации этой политики и стратегии; формирует правовую основу защиты Государственной границы Российской Федерации; разрабатывает систему правового регулирования отношений по защите государственной границы, устанавливает порядок организации и деятельности органов, обеспечивающих защиту государственной границы; заслушивает доклады Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; определяет бюджетные ассигнования на федеральные программы в сфере защиты и укрепления государственной границы; ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам установления, формирования и защиты государственной границы. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что Федеральное Собрание вправе принять к своему рассмотрению и разрешить в законодательном порядке практически любой вопрос, относящийся к исключительным предметам ведения Российской Федерации [4].

   Президент России руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты государственной границы, при этом Федеральное Собрание вправе принимать законы, определяющие их правовое положение. Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые функции контроля за деятельностью исполнительной власти в сфере защиты государственной границы. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Правительством России, в том числе за расходованием средств, выделенных на защиту, обустройство и охрану государственной границы.

    На уровне субъектов Российской Федерации органы законодательной власти Российской Федерации участвуют в определении политики в сфере защиты государственной границы с учетом территориальных интересов субъектов и местного самоуправления в вопросах: защиты прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств; обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон; владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;  координации  международных  и    внешнеэкономических  связей  субъектов  Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

   В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему. Они реализуют законодательно утвержденную политику обеспечения Государственной границы Российской Федерации путем определения основных направлений и мер этой деятельности, круга ответственных субъектов, выделения необходимых сил и средств. Причем, на каждом уровне органы исполнительной власти обладают определенным объемом полномочий. Они наделяются полномочиями в различных отраслях управления. Полномочия федеральных органов власти определены Конституцией России, федеральными законами, актами Президента России.

   В разработке и реализации государственной политики в сфере защиты государственной границы непосредственное участие принимает Правительство России. Правовую основу деятельности Правительства России для реализации функций по защите Государственной границы Российской Федерации составляют положения части 1 статьи 110 Конституции России о том, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство, а также положения статьи 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2 «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которыми Правительство обладает статусом высшего исполнительного органа власти в Российской Федерации. Распорядительная функция Правительства России выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания нормативных правовых актов, обеспечения и контроля их исполнения. В области обороны распорядительная функция Правительства России, прежде всего, связана с его деятельностью по осуществлению руководства оборонным и военным строительством, что неразрывно связано с защитой государственной границы нашего государства. Исполнительную функцию Правительства Российской Федерации можно определить, как сводящуюся в основном к текущему управлению, носящему оперативный характер. Исполнительная власть организует реализацию принципиальных установок, принятых в нормативных правовых актах Российской Федерации, что подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области обороны. В отличие от Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, как высший орган исполнительной власти, призвано не принимать законы, а организовывать их исполнение, управлять подчиненным государственным аппаратом. Как субъект законодательной инициативы Правительство России обеспечивает подготовку значительной части законопроектов, в том числе по вопросам обороны, назначает своих официальных представителей в Государственной Думе, участвует в согласительных и рабочих комиссиях по доработке законопроектов. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства России в законодательном процессе, в том числе по вопросам в пограничной сфере, постановлением Правительства Российской Федерации от 1  февраля 2000  г. № 94  утверждено  Положение о  полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с этим Положением на указанного представителя возложены прежде всего обязанности по участию в заседаниях палат Федерального Собрания, в работе их комитетов, комиссий и других органов; выступлению от имени Правительства в палатах Федерального Собрания и представлению согласованной позиции Правительства по рассматриваемым законопроектам и законам; организации участия руководителей федеральных органов исполнительной власти в работе палат Федерального Собрания по законопроектам, внесенным Правительством; согласованию проектов документов, направляемых Правительством в палаты Федерального Собрания.

   Как высший государственный орган  исполнительной власти Правительство России, в соответствии с Конституцией и в определенных ею пределах, возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, координирует деятельность и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с ФСБ России [1].

    Федеральные органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие на различных уровнях, например с: центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти; региональными управлениями и приравненными к ним структурными подразделениями; структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти регионального подчинения; подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность непосредственно на местах.

   Руководители федеральных органов исполнительной власти и их заместители в интересах организации и поддержания взаимодействия по вопросам защиты государственной границы проводят совместные заседания коллегий, межведомственные рабочие совещания; создают межведомственные рабочие группы из представителей взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти для решения конкретных задач и оказания практической помощи на местах.

    Головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации является Федеральная служба безопасности Российской Федерации [1]. Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации [1]. ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

    ФСБ России совместно с федеральными органами исполнительной власти: организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на государственной границе все виды контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу; обеспечивает совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, координацию пограничными органами деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации по защите и охране государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны государственной границы; участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны государственной границы; участвует в делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим государственной границы;  осуществляет по поручению  Правительства  Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации; осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами; обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности; совместно с органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на государственной границе в пределах приграничной территории; во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой; осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы территории Российской Федерации граждан Российской  Федерации, иностранных  граждан и лиц  без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; организует деятельность органов федеральной службы безопасности по защите и охране государственной границы; взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны государственной границы.

    Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, по вопросам обороны, а также в пределах своей компетенции организует мероприятия в целях обеспечения безопасности государства при этом: обеспечивает защиту государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде; обеспечивает участие Вооруженных Сил Российской Федерации в защите государственной границы на суше, море, пограничных реках, озерах и иных водоемах; разрешает в пределах своей компетенции инциденты, связанные с нарушением режима государственной границы; оказывает содействие пограничным органам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты государственной границы на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений [1].

    Как следует из Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [1]. В интересах защиты государственной границы МИД России: на основе решений органов государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и закреплению государственной границы, установлению режима государственной границы, готовит необходимые документы и материалы; осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты государственной границы; оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства; разрешает вопросы соблюдения режима государственной границы, инциденты на государственной границе, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны [1].

   Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Как федеральный орган исполнительной власти: оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке; информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении государственной границы и пограничных органов; обеспечивает участие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в защите государственной границы; обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу; обеспечивает по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям государственной границы; обеспечивает общественный порядок при проведении на государственной границе и в приграничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера; обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения; участвует в правовом воспитании населения приграничных районов Российской Федерации, в профилактике, совместно с пограничными органами, правонарушений на государственной границе и в пунктах пропуска через нее [1].

    Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе Российской Федерации таможенный и иные виды контроля: организуют и проводят мероприятия по защите на государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства; издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации; контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями,  общественными объединениями,  гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию; создают контрольные органы (пункты) и организуют их работу; взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие пограничным органам в защите государственной границы; сотрудничают в защите государственной границы с соответствующими органами иностранных государств. Таможенные органы также производят отдельные действия, связанные с осуществлением иных видов контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивают внесение данных о перемещаемых через государственную границу грузах, товарах и животных в межведомственную информационную систему.

   Положение о межведомственной информационной системе утверждается Правительством Российской Федерации [1].

   Органы судебной власти отличаются от органов законодательной и исполнительной власти, прежде всего, тем, что реализуют специфический вид государственной деятельности – правосудие. Однако, несмотря на специфичность и независимость этой ветви государственной власти, суды при разрешении отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, в частности в сфере защиты государственной границы, реализуют эти полномочия путем конституционного, гражданского, уголовного, и административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм. Суды гарантируют соблюдение законности принимаемых решений, а в механизме разделения властей они выполняют функцию сдерживания двух других властей в рамках конституционной законности, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля. Суды осуществляют правосудие, в том числе и по делам о противоправных действиях (бездействиях), связанных с нарушениями режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска, незаконным пересечением и противоправным изменением Государственной границы Российской Федерации. Они обеспечивают судебную защиту граждан, юридических лиц, общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению защиты государственной границы. Вместе с тем суд, установив при рассмотрении конкретного дела, что в деятельности государственного органа, учреждения, предприятия, организации не устраняются причины и условия, способствующие правонарушениям в сфере защиты государственной границы, ущемляются права и законные интересы граждан, юридических лиц и других организаций, вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны принять меры для устранений нарушений закона.

    Органы власти субъектов Российской Федерации осуществляют организационно-правовые меры по защите государственной границы, ее формированию на территории субъекта Федерации. Органы исполнительной власти (правительство, администрация) субъектов Федерации осуществляют руководство и контроль за деятельностью органов, которые участвуют в обеспечении защиты государственной границы, оказывают им помощь, организуют работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными и иными факторами, и защите интересов государства, личности и общества.

    Правительство (администрация) субъекта Российской Федерации направляет деятельность подчиненных ему органов внутренних дел и других субъектов, участвующих в охране и защите государственной границы, координирует работу государственных органов и негосударственных формирований с органами исполнительной власти в субъектах Федерации.

   Полномочия органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации в сфере защиты государственной границы определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Федерации, а также договорами между федеральными органами и органами субъектов Федерации о распределении компетенции по данным вопросам. При этом нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать положениям Конституции России, федеральным законам, договорам между Российской Федерацией и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между ними, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации: создают условия для защиты государственной границы уполномоченным на то законом Вооруженным Силам Российской Федерации, внутренним войскам федерального органа исполнительной власти,  уполномоченного в области внутренних дел, другим войскам, воинским формированиям и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты; информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах Российской Федерации; создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите государственной границы; контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации о государственной границе [1].

   Однако, как отмечено в Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в этой деятельности с целью формирования и эффективного функционирования системы обеспечения интересов личности, общества и государства в пограничной сфере Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации, а также и конкретизацией и детализированием в нормативных правовых актах на уровне субъекта Федерации.

    Субъект Российской Федерации вправе и обязан обеспечивать интересы личности, общества и государства в пограничной сфере Российской Федерации, при этом не должен ни уклоняться от реализации своей компетенции, ни выходить за ее пределы. Акты, изданные субъектами Российской Федерации с нарушением статьи 76 Конституции России по вопросам, относящимся  к защите государственной границы, признаются юридически недействительными, и в  случае противоречия  между федеральными законами и иными актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

   Основные полномочия органов местного самоуправления закреплены в Конституции  Российской Федерации (глава 8), Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законах, законодательных и нормативных актах субъектов Федерации. Указанные органы наделены полномочиями  по непосредственному управлению муниципальной собственностью, финансами, хозяйственной, социально-культурной и иными сферами жизнедеятельности в пределах муниципального образования.

   В статье 37 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливаются полномочия органов местного самоуправления прилегающих к государственной границе муниципальных образований. В соответствии с указанной статьей органы местного самоуправления предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты государственной границы; оказывают помощь пограничным органам, Вооруженным Силам Российской Федерации, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию; создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите государственной границы в пределах приграничной территории; уполномоченные органы местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты государственной границы, осуществляют муниципальный земельный контроль. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

   Как следует из анализа положений Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» ряд вопросов, связанных с установлением защиты государственной границы, в частности установление пограничных режимов, отнесен к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако эти вопросы прямо касаются интересов органов местного самоуправления, которые являются субъектами защиты государственной границы.

   Таким образом, рассмотрев статус, обязанности и функции основных участников правовых отношений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации, следует отметить, что от их согласованного взаимодействия и деятельности по осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, зависят выявление, локализация и ликвидация внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации и обеспечение ее интересов в пограничной сфере. Актуальность этой задачи позволит привлечь к ее решению государственные и негосударственные органы, законодательно наделяя их необходимыми для указанной деятельности полномочиями. Сущность согласования усилий в сфере защиты государственной границы заключается в состыковке целей, планов, содержания и форм деятельности, ресурсного потенциала всех государственных органов и других полномочных структур, обеспечивающих реализацию пограничной политики Российской Федерации. При этом основной целью является максимальное использование возможностей органов государственной власти и местного самоуправления при защите интересов России в пограничных пространствах, поддержании надежной безопасности ее границ. Реализуется она общими усилиями всех субъектов, с учетом интересов и специфики их деятельности, на основе совместно выработанных программ действий.

   В соответствии с Конституцией республики Беларусь, Президент Республики Беларусь является главой государства, принимает меры по охране суверенитета республики, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах [2].

   Правовое регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 июля 2008 года № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь», который определяет организационные и правовые основы государственной пограничной политики, полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов в области государственной пограничной политики и регулирует отношения, связанные с обеспечением пограничной безопасности Республики Беларусь.

    Президент Республики Беларусь в области государственной пограничной политики осуществляет общее руководство государственными органами по вопросам реализации государственной пограничной политики и обеспечивает взаимодействие между ними.

    Совет Министров Республики Беларусь в области государственной пограничной политики организует работу подчиненных ему республиканских органов государственного управления по реализации государственной пограничной политики, осуществлению международного сотрудничества по пограничным вопросам.

    Государственный пограничный комитет Республики Беларусь (далее ГПК РБ) организует взаимодействие и осуществляет координацию деятельности государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности. Органы пограничной службы осуществляя свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, иными организациями и гражданами, обязаны: координировать в пределах своих полномочий деятельность государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности; разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими уполномоченными государственными органами мероприятия по совершенствованию пропуска через государственную границу граждан, проводят совещания с участием государственных органов и иных организаций по вопросам государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности, а также принимать участие в заседаниях государственных органов и иных организаций, в том числе органов местного управления и самоуправления, и в подготовке проектов решений по указанным вопросам; участвуют в контроле за выполнением в установленном порядке другими государственными органами и иными организациями мероприятий государственной пограничной политики. Государственные органы и иные организации в  пределах своей  компетенции обязаны оказывать  содействие органам пограничной службы в исполнении возложенных на них обязанностей [2].

    Местные исполнительные и распорядительные органы в области государственной пограничной политики на подведомственной территории организуют разъяснение законодательства Республики Беларусь о государственной границе физическим и юридическим лицам; создают необходимые условия для обеспечения пограничной безопасности и принимают в этих целях правовые акты в соответствии с законодательством Республики Беларусь; принимают участие в проведении мероприятий, направленных на поддержание и дальнейшее развитие инфраструктуры государственной границы и приграничной территории; предоставляют в установленном порядке органам пограничной службы в постоянное безвозмездное пользование земельные участки, необходимые для охраны государственной границы, осуществляют контроль за их использованием; информируют органы пограничной службы об обстановке на приграничной территории, создают условия для участия на добровольной основе граждан в охране государственной границы.

   Областные исполнительные комитеты принимают решения об установлении пределов пограничной полосы по предложениям уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы и об установлении пределов пограничной зоны по предложению ГПК РБ, образуют комиссии по вопросам проведения государственной пограничной политики, в компетенцию которых входят обеспечение на подведомственной территории согласованности действий государственных органов и иных организаций в данной сфере, разработка предложений по совершенствованию актов законодательства государственной границе, финансированию мероприятий по проведению государственной пограничной политики и обеспечению пограничной безопасности.

    Районные (городские) исполнительные и распорядительные органы по предложениям уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы принимают решения о местах установки предупреждающих знаков, обозначающих пределы пограничной зоны, устанавливают предупреждающие знаки и обеспечивают их содержание.

    Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере деятельности органов пограничной службы: предоставляют органам пограничной службы административные и иные помещения, коммунальные, бытовые и иные услуги в соответствии с законодательством; оказывают содействие в решении вопросов, связанных с оборудованием государственной границы и объектов инфраструктуры органов пограничной службы; оказывают содействие в обеспечении военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей жилыми помещениями; обеспечивают в пределах своей компетенции реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в обеспечении деятельности органов пограничной службы [2].

   С учетом изложенного особенностью правового регулирования полномочий  органов  государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы в Республики Беларусь является определение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в государственной пограничной политики, при этом государственные органы и иные государственные организации взаимодействуют между собой в области охраны государственной границы и в пределах своей компетенции осуществляют взаимное информирование в этой области, а общественные объединения и иные организации оказывают содействие органам пограничной службы в охране государственной границы, информируют органы пограничной службы об обстановке на приграничной территории, способствуют привлечению на добровольной основе физических лиц к охране государственной границы.

    Произведенный анализ правового регулирования полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Беларусь, как государств-участников ЕАЭС в сфере защиты и охраны государственной границы позволяет прийти к выводам, что во-первых, способы формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, их компетенция и полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы различны; во-вторых, органы государственной власти и органы местного самоуправления функционируют и взаимодействуют в этой сфере; в-третьих, в правовых актах в прямой постановке формы взаимодействия не всегда определены (основными можно выделить содействие и координация) взаимодействие осуществляется на различных уровнях, что приводит к появлению проблем исполнения и ответственности за исполнение со стороны взаимодействующих сторон; в-четвертых в правовых актах не отражены вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления приграничных субъектов и районов государств-участников ЕАЭС в сфере защиты и охраны государственной границы.

 

Список литературы

1.     См., например: Конституция Российской Федерации [По состоянию на 10.03.14.]; О федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269 [По состоянию на 25.12.14.]; О Государственной границе Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-I // Рос. газ. 1993. № 84. 04 мая. [По состоянию на 25.12.14.]; Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере: утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г. М., 2005.

2.     См., например: Конституция Республик Беларусь [По состоянию на 10.03.14.].; Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 года №74-З Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь (В редакции Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 г. №83-З).; Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 № 242- З); Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З «Об органах Пограничной службы Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 № 242-З).

3.     См., например: Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.); Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества от 21 февраля 2003 года.; Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 13 мая 2002 г. № 55 «Об Основах пограничной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества»; Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 444 «О Положении об основных принципах, направлениях и формах сотрудничества государств - членов Евразийского экономического сообщества по поддержанию режима внешних границ» (г. Минск).

4.     См.: Кудинов В.В., Майорова Е.Н. Место и роль обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации в условиях Таможенного Союза // Проблемы права. 2013. № 1 (39); Кудинов В.В. Основные угрозы безопасности государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в условиях Таможенного Союза // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1; Казанцева О.Л. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система, содержание) // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-2 (78); Лобанов И.В. Формы взаимодействия органов государственной власти в российском федеративном государстве // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 2.

5.     Евстифеев Д.М. Метод конституционно-правового регулирования общественных отношений: «Российский юридический журнал», 2014, № 1.

6.     Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах- участниках Содружества Независимых Государств: дис. … докт. юрид. наук. Москва, 2011.

7.     Тихомирова Л.А. Конституционно-правовые основы разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере охраны окружающей среды: монография. - Специально для системы ГАРАНТ, 2013.

8.     Чебаев В.Н. Развитие правового института «Статус объекта права» // Вестник Российского нового университета. 2013. № 3.